Статьи

Как соотносятся бережливое производство и экономический кризис? Рассуждения на эту тему последнее время часто появляются в периодических публикациях. Связано это с  естественным желанием одних (например, руководителей предприятий) понять, а других (например, консультантов) объяснить - а стоит ли этим (бережливым производством) заниматься во время кризиса? Стоит ли наводить порядок на рабочих местах (5S), когда и рабочих мест почти не осталось? Стоит ли что-то улучшать (Кайзен) когда главная задача - сохранить, то, что осталось? Стоит ли внедрять «точно вовремя» (just-in-time), когда производство и так работает с перебоями? И вообще, стоит ли отвлекаться от увлекательного процесса выживания и тратить силы на поиски потерь едва ли не остановившегося производства?

 

Всеобщее производительное обслуживание (Total Productive Maintenance - TPM) - это один из инструментов бережливого производства, применение которого позволяет снизить потери, связанные с простоями оборудования из-за поломок и избыточного обслуживания. Основная идея TPM - вовлечение в процесс обслуживания оборудования всего персонала предприятия, а не только соответствующих служб. Успех внедрения TPM, как и любого другого инструмента бережливого производства связан с тем, насколько идеи методики донесены до сознания персонала и позитивно восприняты им. Для облегчения процесса обучения персонала может быть использована «Презентация по TPM» из файлового хранилища портала. В данной статье дается более подробное описание материалов презентации, которое может быть использовано как самостоятельно, так и для проведения обучающих занятий с использованием презентации. Для удобства работы с презентацией названия глав статьи полностью совпадают с названиями слайдов презентации.

 

Производственный, управленческий или первичный учет (обычно эти понятия употребляются как синонимы) является основой для отражения движения материальных ценностей, расчета экономических показателей, сбора статистической информации, базой для формирования бухгалтерских проводок, и т.п. [1, 2]. Основной принцип производственного учета - своевременное и точное отражение всех фактов перемещения (изменения характеристик) материальных ценностей. Однако на практике бывает так, что количественные характеристики объекта учета либо не поддаются точному измерению, либо могут быть измерены с задержкой, затрудняющей оценку текущего положения дел. Об одном из подходов, позволяющих в той или иной степени устранить затруднения, и пойдет речь в данной статье.

Недавно задумался над очередным жизненным парадоксом. Почему для посторонних мы более значимы, чем для своих? Почему люди, которых мы видим в первый раз охотнее прислушиваются к нашему мнению, чем те, которые нас знают давно? Более или менее все ясно, если речь идет о родственных связях. Для родственников мы давно потеряли ореол загадочности, стали прозаичными, предсказуемыми и скучными. Другое дело, когда похожие проблемы возникают в рабочей среде, среди коллег, между партнерами, начальниками и подчиненными.

 

И, сидя в кресле с сигаретой,
глаголом жгут сердца людей...
(А.С.Пушкин и я...)

Обещал прописать, время идет, а не пишется. Тема огромная, прошли и проходят ее миллионы, мнений огромное множество, немного и боязно. И, все же...

Уже будучи взрослым дядькой (тысяч пять-шесть совещаний разного уровня в ранце за спиной уже лежало) в солидной должности мне довелось попасть на первое совещание при директоре также весьма солидного (по нашим провинциальным меркам) предприятия, который спустя целый год руководства им, решил собрать (очевидно это потребовало от него немалого мужества) руководящий состав на подведение итогов месяца.

 

В последнее время на сайте появилось несколько статей, материал которых основан на критическом подходе к проблемам управления компаниями со стороны высшего руководства. Я имею в виду «Грязные князи. Реванш униженных и оскорбленных», а также «Сколь тяжела вина не ведающих, что творят». Статьи отличаются весьма живым языком и целостным подходом к разбору проблемы. Безусловно, статьи будут полезны для руководителей любого эшелона управления, однако, многие ли смогут эту пользу извлечь?

 

Прочел с интересом «Грязные князи» Odissey-а. Видно, что у автора наболело и тема для него явно не «остыла» (да и изложено достаточно четко, последовательно и, почти, на мой взгляд, академично). И что добавить? Поскольку солидарен с изложенными мыслями, не могу не бросить еще пару булыжников в «героев» повествования (хотя сам пролетарием, надо признаться, не являюсь).

 

(из цикла "Особенности национального менеджмента")

 

Хлеб управленца легким не назовешь, особенно в производстве. Как известно, «лучше отвечать за десять опечатанных сейфов, чем за одного отличника боевой и политической подготовки». Но зато и победа твоей команды стоит гораздо дороже твоей личной, индивидуальной победы. Производство живет по простым, но жестким правилам. Прямота взаимоотношений рождается не от чистоты душевной, а от ощущения общей бурлацкой лямки. Именно в такой среде кристаллизуются требования, которым обязан соответствовать руководитель среднего звена, ставящий перед собой задачу вырасти в крепкого профессионала. Но основное из этих требований лежит, скорее, не в сфере профессионального, а в сфере человеческого: бережно относиться к своему коллективу, устраняя из сферы производственных взаимоотношений потери, порожденные невежеством, гордыней, жестокостью, эгоизмом, равнодушием... В этом и состоит суть «бережного управления».

 

Что сегодня представляют собой «первые лица» российских компаний? Почему они пытаются управлять нами, нарушая не только фундаментальные принципы менеджмента, но и элементарные нормы приличия? Почему директора и собственники до сих пор не поняли, что все их начинания в области менеджмента качества, бережливого производства, мотивации персонала, производственного учета, различных IT-проектов и т.д. просто обречены на провал, поскольку они так и не смогли наладить между собой, топ-менеджментом компании, и всей остальной компанией нормальные рабочие и человеческие отношения? Как можно всерьез рассчитывать на то, что персонал компании возьмет на вооружение принципы менеджмента качества, когда высшее руководство даже не пытается следовать важнейшим из них? Почему нашим «боссам» не удается избежать ни одного из типичных заблуждений, ошибок и тупиков, описанных в мировой литературе не только задолго до их «вхождения во власть», но даже задолго до их рождения? Некоторые вообще ведут себя так, словно им поставили задачу развалить дело. Так в чем же причина столь парадоксального поведения?

В очередной раз пришлось доносить значимость, а самое главное возможность работы с трудовым коллективом до руководителей, так называемого, «среднего звена» - начальников отделов, цехов, служб. Началом к разговору послужила жалоба со стороны руководителей на то, что у работников нет мотивации к улучшению своей деятельности. Жалобы подобного рода регулярно поступают от того или иного руководителя и обычно служат оправданием слабой вовлеченности персонала и отсутствия лидерских качеств у самого руководителя. В этот раз жалоба прозвучала со ссылкой на экономический кризис, что заставило уделить проблеме более пристальное внимание.