Экономический кризис

  • Интересно, есть ли некое критическое значение, за которым сокращение персонала, переходит в его бегство?

    Желание руководства большинства предприятий выжить любой ценой во время набирающего обороты экономического кризиса, приводит к тому, что в ход идут все мыслимые методы сокращения издержек. Без сомнения, наиболее популярной мерой является сокращение персонала. Можно отметить ряд причин, по которым это происходит. Прежде всего, снижение потребительского спроса вызывает естественное сокращение объемов производства, а, следовательно, появление излишков рабочей силы, обслуживающей производственные мощности. Во-вторых, замораживается любая инвестиционная деятельность, что приводит к высвобождению задействованного в ней персонала, своего рода интеллектуальной элиты предприятия. В-третьих, происходит перераспределение обязанностей, с одновременным увеличением объема работ, возлагаемых на плечи штатной единицы. Подобным образом высвобождается обслуживающий персонал: механики, кладовщики, водители и т.п. Можно найти еще массу методов (внедрение аутсорсинга, сокращение управленческого аппарата и т.д.), в результате которых численность персонала предприятия может быть значительно сокращена. Такую деятельность сейчас принято стыдливо прикрывать словом «оптимизация». Не буду говорить об этической стороне вопроса, хотя ясно, что для многих такой процесс связан с переживаниями, стрессами, и даже изменением образа жизни. Хотелось бы понять другое – как процесс сокращения штата влияет на состоятельность предприятия? Не теряет ли оно нечто большее, прямо не связанное с финансово-экономическими показателями?

  • Снова, и видимо не последний раз, возвращаюсь к вопросу «оптимизации» деятельности предприятий в условиях кризиса. Специально заключил слово оптимизация в кавычки, поскольку деятельность, сопровождающая этот процесс, зачастую мало соответствует строгой математической задаче поиска наилучшего решения. Одно из направлений оптимизации, используемое холдингами наряду с сокращением персонала - централизация.

  • В очередной раз пришлось доносить значимость, а самое главное возможность работы с трудовым коллективом до руководителей, так называемого, «среднего звена» - начальников отделов, цехов, служб. Началом к разговору послужила жалоба со стороны руководителей на то, что у работников нет мотивации к улучшению своей деятельности. Жалобы подобного рода регулярно поступают от того или иного руководителя и обычно служат оправданием слабой вовлеченности персонала и отсутствия лидерских качеств у самого руководителя. В этот раз жалоба прозвучала со ссылкой на экономический кризис, что заставило уделить проблеме более пристальное внимание.

  • Как соотносятся бережливое производство и экономический кризис? Рассуждения на эту тему последнее время часто появляются в периодических публикациях. Связано это с  естественным желанием одних (например, руководителей предприятий) понять, а других (например, консультантов) объяснить - а стоит ли этим (бережливым производством) заниматься во время кризиса? Стоит ли наводить порядок на рабочих местах (5S), когда и рабочих мест почти не осталось? Стоит ли что-то улучшать (Кайзен) когда главная задача - сохранить, то, что осталось? Стоит ли внедрять «точно вовремя» (just-in-time), когда производство и так работает с перебоями? И вообще, стоит ли отвлекаться от увлекательного процесса выживания и тратить силы на поиски потерь едва ли не остановившегося производства?

  • Одной из многочисленных особенностей экономического кризиса в нашей стране является то, что для очень многих промышленных предприятий текущий момент уж очень удобен для решения застарелых кадровых болезней. «Лишние люди» - эта проблема была и остается бедой отечественных компаний, и практического опыта ее эффективного решения нет. Да и уволить работника гораздо хлопотнее, чем 5-7 лет назад.

  • Иной посетитель портала LeanZone.ru, начитавшись наших исполненных критики опусов, уже готов воскликнуть: «Ребята, хватит мне рассказывать, какая везде ж...! Довольно вещать по наш менталитет, горе-руководителей, борьбу добра со злом. Если вы такие умные, посоветуйте: что можно предпринять по теме бережливого производства даже в нашей тяжелейшей ситуации?»

  • Эту фразу мне недавно сказал один мой коллега (на предприятии, производство которого я в настоящее время готовлю к аудиту по СМК). Многие ушли еще до кризиса - по причинам, уже неоднократно обсуждавшимся на страницах портала: ощущение невостребованности, разрыв между сложностью, напряженностью труда и получаемой отдачей, тяжелый моральный климат... Очередной раз приходится констатировать факт, что все эти явления обусловлены тем, что смысл слов «управлять компанией» и в докризисное-то время оставался загадкой для современных российских топ-менеджеров, а уж сейчас...

  • В эпоху общенациональной «оптимизации численности», пожалуй, самое большое непонимание (лично у меня) вызывает маниакальное стремление вырезать под корень технический персонал - слесарей, электриков, КИПовцев, АСУшников (они же ничего не производят!). Все это подается под тем соусом, что, мол, обслуживать технику не так уж и сложно, поэтому в трудные времена эту задачу вполне может взять на себя производственный персонал. Казалось бы, частичная загрузка производства, обусловленная снижением объема заказов,- прекрасный шанс обслужить и подлатать оборудование, которое до сих пор годами просто «убивали», выжимая максимум и экономя на запчастях.

  • Мама живет в частном доме в старой части города, которую генплан пощадил от застройки многоэтажными саркофагами. Вчера на чердаке наткнулся на коробки со своими детскими книжками. Сидел, разбирал часа полтора, пока аккумуляторный фонарь не приказал долго жить. Несколько штук отобрал для дочи, а сыну для школы взял чеховского «Ваньку».

  • Я написал эту заметку по отношению к методологии, которую чаще всего называют коммерческим брендом "шесть сигм". Однако, если вы ярый сторонник любого другого коммерческого бренда, например, "бережливого производства", "Теории Ограничений" и т.д., то при чтении можете смело заменять название одного коммерческого бренда другим. Суть того, о чем я хочу рассказать, от этого не изменится, зато вам будет спокойнее, а мне приятно, что я донес до вас свою мысль.

    Итак, первый вопрос сегодняшней заметки: когда лучше внедрять шесть сигм? Когда компания переживает кризис или когда компания НЕ переживает кризис? Последнее подразумевает рост спроса, бизнеса, доли рынка и т.д.