Производственный учет

Начинаю публиковать статьи, обещанные после «Лин без галстуков - 2013». Первая: короткое описание особенностей построения системы планирования (дискретного) производства: коммерческие APS-алгоритмы vs. SCMo1.

«Продвинутые» коммерческие APS2 состоят, как правило, из 2 частей. Первую условно можно назвать APS–synchronizer’ы, их задача – рассчитать (синхронизированные и оптимизированные) планы по всему «дереву» изделия (далее – СИ  - Состав Изделия) или заказа, и/или для всего производства-снабжения-цепочки поставок. Вторая - APS-scheduler’ы., задача которых – оптимизация по какому-либо критерию прохождения производственных, несвязанных между собой заданий через группу оборудования. Первые, как правило, при планировании рассматривают все ресурсы (материалы, производственные ресурсы,…), вторые, как правило (есть исключения), – только производственные. APS-scheduler’ы под разными названиями выступают в качестве «планировщиков» в MES3-системах.

Правильное понимание экономики производственной системы – основа всех работ по её совершенствованию. Так получилось, что на нашем портале мне уже неоднократно приходилось выступать на эту тему. Например, три года назад я выкладывал здесь перевод одной из глав книги Caspari J.A., Caspari P. Management Dynamics: Merging Constraints Accounting to Drive Improvement. – John Wiley & Sons, Inc. 2004, под названием "Мыслительные конструкции". Там, в частности,  рассматривалась интересная задачка, демонстрирующая ложность некоторых традиционных заблуждений и недоразумений, связанных с понятиями себестоимости и трудоёмкости.

Хотел бы представить читателям портала LeanZone.ru свою новую книгу, написанную в соавторстве со Светланой Рассказовой-Николаевой и Евгением Николаевым "Управленческий учёт для студентов и менеджеров. Учебное пособие". Книга увидела свет в издательстве "Питер", в 2013 году. Привожу здесь выдержки из аннотации к изданию.

По мнению авторов, в большей или меньшей степени, но все российские компании страдают от следующего организационного антагонизма.

Сотрудники финансово-экономических служб компаний обладают необходимыми знаниями в области управленческого учета. Но воспользоваться этими знаниями на практике удается далеко не в полной мере, поскольку данные сотрудники, во-первых, не всегда детально информированы об особенностях операционной деятельности своей компании и, во-вторых, не всегда обладают достаточными полномочиями, чтобы посредством возможностей управленческого учета активно влиять на управление компанией.

Признаюсь, впервые с Lean-учетом пришлось столкнуться относительно недавно. Попалась на глаза «одноименная» статья, главным лейтмотивом которой было следующее утверждение: «Внедрение концепции бережливого производства требует и совершенно особого «правильного» учета, так называемого Lean-учета».

Прочитав это, удивленно вскинул брови: «Это шо за фрукт такой? Еще один, принципиально новый вид учета?» В поисках ответа на этот вопрос стал собирать материал по «теме». Практически в один голос авторы публикаций декларируют следующее. «Традиционный» управленческий учет, а уж тем более бухгалтерский (финансовый) учет, совершенно не отвечают требованиям, вытекающим из работы компаний в условиях бережливого производства. А потому нужен принципиально иной учет, поддерживающий концепцию бережливого производства.

Вы когда-нибудь обучали взрослых людей, в возрасте от 20 до 60? Удивительно сложно, не правда ли? И, вы знаете, многое становится ясно. Они не лучше школьников или студентов. Трудные (как дети), неусидчивые, многое не понимают, не хотят. Но ведь невозможно управлять эффективно процессами без анализа статистических данных. Кому-то надо их вводить и обрабатывать.

Для сбора и обработки первичных данных мы выбрали Excel - «простой» и доступный инструмент. Однако этой программой многие не владели. Наблюдалось неправильное использование многих функций. В итоге мы решили обучить Excel большую группу сотрудников собственными силами. Эта заметка о том, как происходило обучение.

Большое спасибо Павлу за заметку «Муда в информационных ресурсах предприятия» - ею он фактически взялся развивать одно из направлений нашего портала, которое было заявлено изначально, но до которого пока просто не дошли руки. Я имею в виду «Производственный учет» (включая и вопросы его автоматизации). Тема глобальная...

Хочу поделиться небольшим опытом применения навыков и знаний бережливого производства, и трудностями, с которыми пришлось столкнуться при внедрении, или, лучше было бы сказать, освоении Лин подходов.

Мы много говорим о порядке на рабочих местах. Еще не встречал ни одной книги, где бы ни говорилось о важности содержания рабочих мест в порядке, и поддержания их в постоянном состоянии чистоты. Наводить порядок можно не только в цехах, или в офисах. В период кризиса, тема сокращения издержек на предприятиях становиться все более актуальной по многим понятным причинам. Сокращение персонала стало самым первым и легким инструментом, которым воспользовались многие менеджеры на своих предприятиях. Этот путь известный. Второй элемент антикризисных мер, обычно не так пользуется успехом у менеджеров, но все же, связан с процессами на предприятиях. Бережливое производство уделяет этому огромное значение. И вот третью роль во всем этом играют немаловажные информационные данные, которые «плавают» или быстро передаются в целях принятия правильного, необходимого решения.