Нужно пособие по Кайдзен


9 года 6 мес. назад - 9 года 6 мес. назад #29002 от Ксенчук Евгений
Коллеги, требуется ваша помощь. Небольшая, но срочно.
Нужно методическое пособие по Кайдзен: что такое небольшие улучшения, типовые области улучшений, как находить места улучшений, как планировать минипроекты улучшений и как их делать.
Должны же быть книжки, материалы в Сети...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


9 года 6 мес. назад - 9 года 6 мес. назад #29004 от Юрий Рыбалка
Евгений, с готовым методическим документом не помогу - как-то не было пока необходимости ни создавать такое пособие, ни искать его.

Но могу попытаться кратко и по существу ответить на заданные вопросы. Если включить фантазию и на эту структуру нарастить "мясо" организационных деталей и формальностей, то собственно и получится пособие. Потому что - должен, кстати, заметить - данные вопросы поставлены весьма метко, они вполне "бизнесовые".


1. Что такое небольшие улучшения.

В моей практике под небольшими улучшениями понимаются любые изменения (собственно кайдзен), которые не требуют привлечения значительных сил и ресурсов, пусть даже их эффект не так значителен в масштабах фирмы. В противоположность им в методике TPS существует термин "кайкаку" - это как раз прорывные улучшения с очень существенным эффектом; они не обязательно могут требовать значительных материальных ресурсов и усилий, но могут иметь какое-то иное существенное препятствие, как, например, изменение некоторых корпоративных политик. На такие изменения администрации часто идут с большой неохотой, так как правила рождаются исторически, нет готовности резко их менять, и самое главное - последствия изменений трудно предсказуемы. Поэтому часто приходится наблюдать ситуацию, когда эффективность приносится в жертву традиции.

2. Типовые области улучшений

Областью для улучшений может быть абсолютно любой процесс: производственный или управленческий. В бизнесах, не связанных с материальным производством, эта грань может быть спорной или размытой. Но так или иначе:

- улучшать можно любой процесс, участвующий в создании ценности
- доказательство, что процесс не участвует в создании ценности, может само по себе оказаться улучшением, так как появляется повод избавиться от этого процесса и сократить затраты ресурсов на этот процесс
- критерии "участия" процесса в создании ценности как раз и являются в итоге объектом улучшений, так как появляется объективность: процесс можно считать улучшенным, если улучшился его вклад в создание ценности (а в противном случае улучшения трудно обосновать, разговор из серии "тебе нравится, а мне нет")

Таким образом, необходимо понимать (то есть задать для своего бизнеса операциональные определения): а) как определить ценность; б)как определить процесс и границы процесса; в) какие критерии измерения эффективности процесса выбрать. И да, для любителей системного подхода: ориентация только на кайдзен и критерии эффективности отдельного процесса - это самый прямой путь в ловушку "локальной оптимизации". Иными словами, деятельность по мелким улучшениям не должна быть совсем уж стихийной, ее должен модерировать кто-то, кто знает систему и имеет взгляд "сверху". Иначе можно так наулучшать!

3. Как находить места улучшений

В зависимости от области улучшений (производственная сфера или нет) типовые алгоритмы поиска мест для улучшений могут быть разными, и не всегда даже можно воспользоваться типовыми алгоритмами, иногда нужно разрабатывать собственные.

В практике, например, проектно-ориентированного бизнеса удобно пользоваться понятием критического пути проекта, так как улучшения процессов, лежащих на этом пути, дадут наибольший эффект для итога проекта в целом. Но в этом случае и "кайдзен" может перерасти в "кайкаку". В философии TPS все же под "кайдзен" принято понимать деятельность по улучшениям "снизу, изнутри", добровольно осуществляемую рядовым персоналом, поэтому здесь и не так важен масштаб эффекта: "улучшайте хоть что-нибудь понемногу, но каждый день, тогда стремление к совершенству войдет в привычку у всей компании". Иными словами, кайдзен - не что иное, как практическая основа цикла PDCA.

Но так или иначе, должны быть критерии, отвечающие на вопрос: "зачем улучшать этот процесс, почему он НЕ хорош и насколько нужно его улучшить"? В производственной сфере хорошо помогает понимание времени такта: если время цикла не соответствует времени такта, значит, процесс можно и нужно совершенствовать. По идее, время - универсальный критерий, так как

"все что мы на самом деле делаем - это сокращаем время между получением заказа от потребителя и передачей ему готового продукта" ((С)-TPS).


Но если обобщать, то можно сформулировать так: для каждого процесса должно быть определено идеальное его состояние и методы оперативного измерения фактического статуса; область для улучшений процесса существует до тех пор, пока фактическое состояние "хуже" идеального (то есть ВСЕГДА, по определению "идеала", потому и улучшения continuous). Если же идеальное состояние достигнуто, то идеал перестал быть идеалом - значит, нужно найти новый и продолжить бесконечное совершенствование.

По-моему, именно такое понимание, в свою очередь, и объясняет необходимость отказа от культуры наказания. Попробуйте побудить кого-то стремиться к недостижимому идеалу, если вы не откажетесь, например, от практики депремии за недостижение этого идеала. Привет "совковой" культуре планирования. ;)

4. Как планировать минипроекты улучшений и как их делать.

В сущности, это весьма просто, нужно только неукоснительно выполнить пошаговый алгоритм. Необходимо:

а)зафиксировать, "как есть сейчас";
б)объяснить, "как должно быть" и "почему это нужно";
в)предложить, КАК перейти от состояния "как есть" к состоянию "как нужно";
г)принять (утвердить) план действий и выделить необходимые ресурсы;
д)выполнить план действий;
е)убедиться, что выполнение плана привело к ожидаемому эффекту, презентовать результат и сделать это улучшение общим стандартом на предприятии

или

е')установить, что выполнение плана не привело к ожидаемому эффекту; выяснить, "что не сработало" и вернуться к шагу "а".

Произвольные отступления от данного алгоритма и являются, в сущности, основной причиной неудач проектов по улучшению.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


9 года 6 мес. назад #29006 от Дмитрий Стукалов
Евгений, у ИКСИ есть книжка " Кайдзен для рабочих ". Это самое краткое и быстрое классическое погружение, которое я знаю.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


  • DMAgIC
  • DMAgIC аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Больше
9 года 6 мес. назад - 9 года 6 мес. назад #29007 от DMAgIC
Евгений, самореклама принимается во внимание? ;)

Также могу порекомендовать следующую книгу и вот эту методичку .

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


9 года 6 мес. назад #29008 от Георгий Лейбович

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


9 года 6 мес. назад #29009 от Ксенчук Евгений

DMAgIC пишет: Евгений, самореклама принимается во внимание? ;)

Также могу порекомендовать следующую книгу и вот эту методичку .

Спасибо, но методичка не открывается :(
А где же самореклама?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


9 года 6 мес. назад #29010 от Ксенчук Евгений
Ребята, всем спасибо.
Для решения моей задачи информации более чем достаточно.
...сначала ты работаешь на Форум, потом Форум работает на тебя :kiss: :kiss: :kiss:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


9 года 6 мес. назад #29011 от Александр Филонов

Ксенчук Евгений пишет: ...сначала ты работаешь на Форум, потом Форум работает на тебя :kiss: :kiss: :kiss:


Вот и вывели формулу кайзен. :)

Срочно, за 2 часа, нашли и место, и кайзен :laugh:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


9 года 6 мес. назад #29013 от Буцык Сергей
Ничего не делается без необходимости!!, актуализируйте потребность, родится кайдзен..

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум