Статьи

Прошло 9 лет с тех пор, как было написано это письмо. Эдуард Сергеевич - генеральный директор небольшой московской девелоперской компании - типичный представитель экономики переходного периода. Мы с ним пересеклись всего на 3 месяца. Тогда я ничего не знал о Lean production, но был увлечён BPR, системным подходом и психологией. Перечитываю письмо и убеждаюсь - ничего не изменилось с тех пор с нашим менеджментом. Всё актуально. Прочитайте, коллеги, надеюсь, будет не скучно.

Мозг взрослого человека представляет собой большое многослойное хранилище чужих мыслей, идей, представлений. Они поселяются в наших головах с самого детства, незаметно проникая, словно вирусы, в нашу сущность, овладевая ей, занимая свободные места, закрепляясь, создавая прочные взаимные связи, знания. Мы называем это культурой, менталитетом, образованием или просто нашим «Я».

Представляю нового партнера нашего портала - журнал «Умное производство». Журнал выпускается по решению ряда консалтинговых фирм России под патронажем Комитета Государственной Думы РФ по безопасности. Журнал  «Умное Производство» предназначен для собственников предприятий, высшего менеджмента и высокоинтеллектуальной части технической интеллигенции нашей страны.

В конце августа 2009 года мы с делегацией руководителей и специалистов компании ОАО «Нижфарм» посетили опытный завод «Микрон» (ОЗ «Микрон») для того чтобы познакомиться с результатами внедрения бережливого производства на этом предприятии, рассказать о них своим сотрудникам и, таким образом, вовлечь их в процесс уже начавшихся улучшений.

Вкратце расскажу, о чем пойдет речь.

«Антикризисные» сокращения персонала уже неоднократно обсуждались на нашем портале (см. заметки в блоге «Яркие личности здесь не задерживаются», «Кризис и кадры»). Однако, вчера в форуме эта тема получила неожиданное развитие: оказывается, имеют место попытки увязать ее с бережливым производством! Сокращения под эгидой ЛИН - свежая, неординарная идея ;-)

Почему антикризисное управление (равно как и задача повышения эффективности в «мирное» время) в головах владельцев бизнеса и наемных топ-менеджеров сразу и прочно ассоциируется с сокращением численности персонала? На мой взгляд, причин несколько.

 

Продолжу тему «ДИАЛОГ С КОНСУЛЬТАНТОМ», которую начал в статьях «Диалог с консультантом (чего хотят заказчики и что предлагают консультанты)» и «Диалог с консультантом - 2». Зачем нужны консультанты? Они ведь в любом случае хуже знают специфику конкретного предприятия, не знают людей, историю возникновения проблем и конфликтов, менталитет руководства. Но их предназначение в другом - помогать предприятиям решать сложные системные проблемы. На предприятиях много хороших узких специалистов - технологов, производственников, снабженцев, бухгалтеров, менеджеров. Каждый хорошо видит что-то своё, но мало кто видит Целое и взаимосвязи частей, первопричины проблем и возможности трансформации. К тому же, у работников просто глаз замыливается, к проблемам и методам привыкают, новое кажется чуждым и не применимым - «мы так 30 лет работаем...».

Хороший консультант подобен хорошему врачу. Только пациентом является не отдельный человек, а целая организация. И мы ищем таких людей в консалтинговой среде, делая всё новые попытки, веря в то, что есть такие люди, просто мы еще не встретили их. Расскажу еще об одной моей попытке.

Вы когда-нибудь обучали взрослых людей, в возрасте от 20 до 60? Удивительно сложно, не правда ли? И, вы знаете, многое становится ясно. Они не лучше школьников или студентов. Трудные (как дети), неусидчивые, многое не понимают, не хотят. Но ведь невозможно управлять эффективно процессами без анализа статистических данных. Кому-то надо их вводить и обрабатывать.

Для сбора и обработки первичных данных мы выбрали Excel - «простой» и доступный инструмент. Однако этой программой многие не владели. Наблюдалось неправильное использование многих функций. В итоге мы решили обучить Excel большую группу сотрудников собственными силами. Эта заметка о том, как происходило обучение.

Простои являются одним из семи видов потерь, определяемых в рамках бережливого производства. Вред, приносимый простоями производства настолько велик, что невольно хочется назвать простои самой главной потерей! В самом деле, если основная задача производства - создание ценности для потребителя с целью получения прибыли, то во время простоев создание ценности попросту невозможно, а, следовательно, предприятие терпит убытки из-за недополученной прибыли. Кроме того, простои приводят к срыву сроков выполнения заказов, а значит и к ухудшению отношений с клиентами.

Материал данной статьи иллюстрирует деятельность рабочей группы, созданной с целью анализа причин простоев и разработки мероприятий по их устранению. Статья дополняет презентацию «Пример анализа причин простоев», а текст разбит на части, соответствующие страницам презентации.

Русский рынок был и остается диким.

Нет, я сейчас не про отношение к клиенту, русский менталитет или государственное управление. Я про зачаточность или полное отсутствие основных рыночных механизмов.

С удовольствием изучил презентацию Александра Пяткова «Опыт пробуждения заказчика». Тут же примерил этот подход к предприятию, на котором работаю сейчас, и...

В развитии поднятой темы про информационные ресурсы, хочу поделиться конкретным примером внедрения электронного файла по учету простоев производственной линии.

Потребность ведения файла учета простоев возникла после запуска на предприятии новой производственной автоматизированной линии. Современное оборудование, большие инвестиции, новые требования руководства, все это определило начало пересмотра старых подходов организации, в том числе и ведение производственного учета.