Статьи

Продолжаю знакомить читателей портала со своими наработками в области базовых производственных документов. В прошлой заметке «Рабочая инструкция – фундамент производственной системы» речь шла о необходимости создания документальной основы, предваряющей начало фазы активных преобразований. В качестве первого документа такой основы была описана универсальная рабочая инструкция работника предприятия. Сегодня в разделе "Формы документов" файлового архива портала выложена рабочая инструкция мастера участка.

Поздравляю всех членов сообщества с третьей годовщиной портала LeanZone.ru!

Три года назад, идея объединить усилия производственных менеджеров привела к появлению на свет этого сайта. С тех пор, содержимое ресурса пополнилось большим количеством материалов, отражающих практический опыт авторов и активных участников сообщества. Спасибо вам за это большое! Знаю, как непросто вести напряженную ежедневную производственную деятельность и выкраивать время для того, чтобы поделиться своим, пусть и не всегда успешным, опытом с коллегами.

Ниже приведен краткий обзор наиболее интересных материалов и основных событий прошедшего года.

Заметка представляет собой перевод статьи председателя и генерального директора Lean Enterprise Institute - Джона Шука (John Shook) "Was Steve lean?".

Я немного знаю о компании Apple. Единственная ее «гемба», которую я посетил, - это множество магазинов Apple (не уверен, являются ли они «бережливыми», но они многого достигли в решении проблем потребителей) и несколько (очень далеких от принципов lean) поставщиков в Восточной Азии.

За всеми этими разговорами про стандартные процедуры, предложения по улучшениям и про другие нужные вещи, которые будоражат умы сообщества LeanZone.ru, мы забываем, что работники часто не понимают очень простые вещи. Например, не понимают своей роли в производственном процессе, не понимают своих полномочий, не знают, что делать при возникновении проблем, и даже не уверены, правильно ли они делают свою работу! Они просто ее делают. Зачастую так, как получается. Так, как сложилось исторически. Не чувствуя «дыхания» предприятия в целом, без малейшего представления о том, что происходит за пределами их производственного участка.

Материал представляет cобой перевод статьи Джона Шука (John Shook) "How to Change a Culture: Lessons From NUMMI". Джон Шук – председатель и генеральный директор Lean Enterprise Institute. Автор нескольких книг, в том числе книги «Managing to Learn: Using the A3 Management Process to Solve Problems, Gain Agreement, Mentor and Lead» (Lean Enterprise Institute, 2008).

В середине 80-х годов прошлого века Дженерал Моторс и Тойота запустили совместное предприятие по производству автомобилей, на котором  работники Дженерал Моторс изначально показали  себя не с самой лучшей стороны. Посмотрим, что же произошло с ними дальше, и  почему.

В пятницу, 30 сентября 2011 года, в Москве состоялась вторая практическая конференция по бережливому производству, организованная издательством «Генеральный директор» при поддержке Высшей школы бизнеса МГУ. О первом мероприятии, с момента проведения которого прошел уже год, я рассказывал ранее в заметке «Конференция по бережливому производству: заметки на полях». В первый раз конференция прошла под названием «Бережливое производство: увеличение эффективности при минимальных затратах». Второе мероприятие носило название «Производственная система предприятия: как с помощью бережливого производства устранить потери и повысить эффективность».

Почти год назад, в декабре 2010-го, я выложил на нашем портале статью под названием «О здравом смысле и системном мышлении». Это был слегка отредактированный текст, первоначально подготовленный по просьбе моего знакомого Евгения Ксенчука в качестве предисловия к его новой книге. И вот недавно книга наконец-то вышла из печати и теперь доступна в магазинах или через Интернет. Вот её полные реквизиты:

29 – 30 сентября на базе НОУ ДПО «ЦИПК» (г. Обнинск) в рамках проекта «Развитие производственной системы «Росатома» (ПСР) прошел организационно-деятельностный семинар «Стратегия трех шагов». В его работе приняли участие 243 человека (первые лица и руководители ПСР предприятий) - представители более чем 100 предприятий атомной отрасли.

Недавно мне выпала возможность поделиться своими взглядами на вопросы, касающиеся применимости методик повышения эффективности бизнес-процессов на отечественных предприятиях в целом, и бережливого  производства в частности, с читателями бизнес-издания "Я - номер один" (официальная страница журнала в Facebook). С просьбой об интервью ко мне обратилась Ирина Ежова - редактор этого журнала, которой я очень признателен за предоставленную возможность. Теперь, когда интервью уже опубликовано в сентябрьском номере издания, я имею полное право поделиться им и с читателями портала LeanZone.ru. Буду рад услышать ваши отзывы, комментарии и замечания.

Вечерний обход производственных цехов подходил к концу. Работники цеха готовой продукции украдкой поглядывали на часы, предвкушая скорую остановку конвейера, и, постепенно, уходя мыслями в домашние дела. День прошел в штатном режиме. Контрольные листки ОТК отражали обычный уровень брака, связанный с «человеческим фактором». За весь обход в ежедневнике появилось лишь несколько незначительных записей, появление которых, в принципе, можно было бы предвидеть. Обход получился чисто дисциплинирующим, так сказать текущим…