Управление персоналом

"Стремящая к успеху организация должна быть желанным работодателем".

Питер Друкер

"Ротация сотрудников – это перевод или перемещение персонала компании с одной должности на другую в рамках одной организации, подразделения или отдела по причине производственной необходимости". - такое определение нам дает портал E-xecutive. Сразу определимся, что повышение или понижение в должности, создание кадрового резерва не являются предметом данного поста. Хотелось бы обсудить ротацию кадров как прием, используемый для повышения эффективности процессов производства.

Написать данную статью я решил после прочтения статьи Дмитрия Стукалова «Создание среды улучшения процессов». Я не мало прочитал различных материалов на данном сайте и в общем-то могу сказать, что, на мой взгляд, здесь очень много профессионалов в своем деле. Причем не книжных теоретиков, а реальных людей, реализовавших реальные проекты. Но все время мне не давала покоя одна мысль, что в высказываниях многих, презентациях об успешной реализации проектов я не вижу тех, ради кого это все было сделано. И, вдруг, статья Дмитрия Стукалова, в которой он говорит, что не все так гладко, что есть подход «от проблем», который не ставит целью внедрить тот или иной метод, в котором главное - мотивация персонала, а не инструментарий. К каким же результатам приходят последователи данных взглядов?

Об административно-командной системе управления (АКСУ) сказано и написано столько, что в очередной раз поднимать эту тему – почти моветон. Ее критика уже давно стала общим местом среди тех, «кому неймется». Однако, в свете системного подхода стал ясно виден еще один немаловажный ее аспект.

В семейном альбоме Игоря Ивановича Панова — несколько фотографий удивительно знакомого человека в полувоенной гимнастерке, с добрыми близорукими глазами за стеклами старомодных очков. Да, мы его узнали. Это замечательный советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко. Его книгами «Педагогическая поэма», «Марш 30 года», «ФД-1», «Флаги на башнях» зачитывалось не одно поколение. Какое же отношение имеют эти фотографии к семейному альбому сегодняшнего гостя Актового зала?

Самое прямое: Игорь Иванович Панов — реальный персонаж книг Макаренко, его воспитанник, коммунар.

В своем недавнем электронном обращении к читателям рассылки Lean Enterprise Institute Джон Шук затронул тему, касающуюся роли наставников (тренеров) в подготовке lean-лидеров. Его заметка озаглавлена как "Coaches coaching coaches". Вниманию читателей сообщества LeanZone.ru предлагается перевод этой заметки. Следует отметить, что термин Coach (коуч) не имеет столь же многообразного эквивалента в русском языке как его оригинал. Коуч - это тренер, наставник, союзник, человек, который не выполяя функции принятия решений, тем не менее помогает отточить мастерство их принятия. В переводе использован наиболее близкий термин "тренер". Тем не менее, хотелось бы чтобы многозначность исходного понятия не ускользнула от внимания читателей.

Метод А.С.Макаренко необыкновенно прост и необъясним. Признак таланта? Несомненно! Но как же быть современному руководителю? У которого нет времени на изучение пространных трактатов, а требуется конкретный рецепт для решения конкретной проблемы?

Ознакомившись с несколькими произведениями А.С.Макаренко, я пришёл к выводу, что руководителю читать их надо обязательно. По возможности все (перечень известных мне работ ниже)! Неторопливо впитывая не только сюжет, но и видение автора, отмечая его требовательность к себе и окружающим (без придирок и унижений), невероятную житейскую наблюдательность (уравновешиваемую скромностью и чувством такта), внимание к малейшим деталям (без утомительного пережевывания ненужных подробностей), умение быстро построить правильную картину мира, и не превратить её в парадигму.

Понимание того, что человек является единственным активным элементом любой производственной системы, и  от его профессиональной компетенции зависит эффективность самой системы, побудило ведущие мировые компании организовать собственные корпоративные университеты и, таким образом, сформировать корпоративную среду успеха и лидерства.

Вопросы развития внутрикорпоративного образования актуальны в России особенно сейчас, когда можно сказать, что система профессионального образования высшего, среднего и начального уровня не справляется со своими задачами. Очень серьезно ощущается как дефицит специалистов рабочих специальностей, так и недостаток действительно толковых управленцев.