Здесь можно найти Всё. Огромное помещение, где Всё разложено по полочкам. Это далось ему не просто, на это ушла добрая половина жизни. Люди приходят с вопросами и уходят с ответами. И он снова остаётся один на один с книгами, в этой огромной базе «готовых ответов». Он знал всех авторов почти наизусть. Знал названия почти всех книг и мог пересказать их содержание. В его голове за много лет сложился строгий и устойчивый классификатор понятий, некий поисковый индекс. Люди задавали вопрос, и он уже знал, где искать ответ, в каком проходе, на какой полке, в какой книге. Иногда он мог быстро открыть толстую книгу на нужной странице и показать абзац, в котором было искомое определение. Его виртуозная работа просто поражала людей.
Однажды один человек спросил его:
- А Вы сами пробовали писать книги?
Казалось и на этот вопрос он ответит традиционно быстро и уверенно «проход А2, полка 3, книга 5, страница 74, там написано почему я не пишу книги». Но тут он вдруг задумался, может впервые за много лет.
Его ответ был таким:
- Всё давно изобретено, нужно только знать, где найти описание.
Посетитель переспросил:
- Объясните, как Вы мыслите, что происходит в вашей голове, когда читаете книгу?
Библиотекарь ответил:
- Я просто запоминаю слова и тексты, применяя хорошо разработанную мнемоническую технику. В моей памяти формируется сложная сеть гиперссылок на книги и их содержимое. Я не считаю себя умнее всех этих авторов, мыслителей. Я просто знаю, где искать ответ на любой вопрос.
Посетитель:
- Вы не осмысливаете прочитанное, не подвергаете сомнению, не пропускаете через себя? В чем заключается тогда ваша миссия?
Библиотекарь:
- Нет. Я просто оператор этого хранилища «знаний». Я знаю, где лежит нужная книга, и могу быстро найти «ответ» на любой вопрос. Причем, это будет ответ лучших умов человечества, а не мои частные измышления. Это то, чего хотят от меня мои посетители. Им не нужны мои собственные мысли. В этом мой профессионализм.
Посетителю библиотеки это показалось забавным. Он начал представлять себя на его месте. В уме прокатилась такая аналогия. Вам предлагают путешествие в Африку или Индию. А Вы в ответ: «Всё давно исхожено, не нужно изобретать велосипед. Хотите в Африку, возьмите на полке видеокассету, снятую профессиональными путешественниками, поставьте и смотрите. Хотите в Индию, в Америку, в Антарктиду, на Серверный полюс, в одиночное кругосветное путешествие, в горы, на дно океана. На всё есть ответ, готовая кассета, которую можно смотреть лежа на диване, не напрягая мышцы и мозги».
Посетитель:
- Но а как же ваши собственные впечатления, ваши чувства, ваши неповторимые мысли?
Библиотекарь:
- Что, что? Вы о чем?
Посетитель:
- А… нет, это я так, задумался.
Библиотекарь:
- Извините, мне нужно идти. Если я буду задумываться над каждой книгой, меня просто не хватит, и я перестану быть профессионалом. Это лишнее. Я библиотекарь, а не мыслитель.
Комментарии
Александр, человека, тип которого Вы описали, обычно называют не "библиотекарем" , а "энциклопедисто м". А что делать? К сожалению, не всем дано быть гениальными мыслителями. Кто-то будет самостоятельно изобретать велосипед "с нуля", а кто-то предварительно сходит в библиотеку и поищет, что на эту тему уже сделали до него.
Какой подход лучше? Лично мне больше нравится второй. Оставляет больше времени задумываться над тем, чего ещё никто раньше не придумал!
Но бывают люди, которые просто коллекционируют книги и определения в своей голове, не меняя себя по сути. Они подобны операторам в библиотечном хранилище (об этом заметка), их собственный мозг нужен лишь для поиска текстов и механического сравнения. Это не есть мышление, с моей точки зрения. Если такому человеку задать вопрос, он не будет думать (мыслить) сам, он будет искать «готовый ответ» в своей «библиотеке» (в своей механической памяти).
Я считаю, что в любом человеке присутствует и то, и другое. Но часто мы можем наблюдать склонность либо к качественному запоминанию, либо к глубокому пониманию. Метафора «Библиотекарь» должна помочь расставить акценты.
Книг становится всё больше и больше. И если не давать своему мышлению творческую свободу, пока всё не прочитано, то просто жизни не хватит, а накопленная «мебель» (шаблоны) может сковать движение и просто не позволить… Творческое мышление также нуждается в постоянной тренировке, как мышцы спортсмена.
RSS лента комментариев этой записи