88,9% - КТГ (коэффициент технической готовности) это много или мало? Что с этим делать? Над первым вопросом подумаем в следующей статье, а сейчас задумаемся над вторым. Обслуживаете оборудование и КТГ получилось в этом месяце плохое. Уверены в своих недоработках? Вы точно знаете причины?

 К сожалению, бывает плохая оценка КТГ побуждает просто лучше работу работать. От чего зависят выбор просто лучше работать или устранять конкретные причины простоев? Правильно, от прозрачности расчета КТГ, какие данные и по какой формуле рассчитаны эти 88,9%. Нет одного универсального расчета который подходит для эксплуатации, ремонтов, обслуживания, надежности оборудования.

 

КТГ, ты о чем?

 

Коэффициент технической готовности показывает процент времени технически готового к эксплуатации оборудования в определенном периоде времени. В определении этих двух переменных и кроется суть результата расчета и возможности его использования. Часто вижу реакцию, у нас в фирме принято одно КТГ для всех и считается просто: берем время, когда оборудование неисправно (не может выполнять свои функции) и календарное время:

 

КТГ = (календарное время – время оборудование не может работать) / календарное время

 

Достаточно сомнительный подход в настоящее время. Раньше с отсутствием компьютерных систем, незначительной конкуренцией, без стремления к эффективному производству такой расчет можно было использовать. Как говориться лучше так чем не как.

Получили «низкий КТГ» плохую оценку работы сервисной службы, поругали начальника, воодушевили на подвиги и отправили его решать его проблемы. Талантливые находили правильные проблемы и решая их действительно КТГ росло. Менее опытные хватались за всё подряд, получалось неэффективно и тогда просто рисовали показатели на бумаге. Сейчас вашу фирму устроит такой подход?

Сейчас большинство компаний нацеленные на общую их эффективность и удовлетворение заказчиков, а не на эффективность оборудования. Важным становиться готовность оборудования не в календарное время, а время, запланированное к производству продукта оборудованием. Когда говорят – «наше оборудование никогда не останавливается», часто лукавят. В технологических цепочках при плановой остановке одного элемента будет простаивать и другие, в карьере при взрывных работах мобильная техника выезжает из карьере и простаивает, конвейеры могут останавливаться из-за снижения спроса, и т.д. Посмотрите на рисунок. При расчёте от календарного времени КТГ в обоих случаях одинаково, а если брать время, запланированное к производству то КТГ будет отличаться.

 

 

Какое КТГ важно для производства?

 

Эксплуатация

 

Производство спускает в эксплуатацию график времени возможного для выпуска продукции. КИО "Коэффициент использования оборудования"(доля времени, когда оборудование выпускает продукцию в определенном периоде) рассчитанный на основе календарного времени покажет потенциал доступный к максимальной расчетной загрузки, но не оценит работу службы эксплуатации. Если за базу возьмем график спущенный производством, то увидим на сколько эксплуатация обеспечила требуемую загрузку.

Эксплуатация планирует доступные ей ресурсы. Вот тут и возникает потребность понять время доступности оборудования «КТГ». Эксплуатации конечно необходим КТГ основанный на времени, указанном в графике производства. Если техническая служба предоставит КТГ основанный на календарном времени, у эксплуатации будут проблемы.

КТГ необходимое для эксплуатации назовем "физическое КТГ". Рассчитаем, как отношение времени в графике производства за вычетом всех простоев, связанных с обслуживанием (плановые, аварийные ремонты, организационные простои в сервисе в ожидании чего-либо) к общему времени в графике производства.

Физическое КТГ для сервиса является одним из выходных продуктов. Как конфета для кондитерской фабрики.

Обратите внимание, обслуживание оборудования вне времени производственного графика не влияет на физический КТГ оборудования.

 Для производства необходимо находить оптимальный баланс между КТГ и КИО. Как это рассчитать на основе финансового потока смотрите статью "инвестиции и затраты" в ....

 

Сервис - делаем что надо

 

Если физическое КТГ выросло на Х% значит ли это что сервис молодец? Если конфета вкусная хорошая ли кондитерская фабрика? Не всегда. Представьте, у эксплуатации возникли проблемы вследствие чего КИО упало. Наработка техники сократилась. Естественно объем необходимых профилактических и восстановительных работ тоже. Время графика осталось прежним. Для внутренней оценки сервиса уже необходима другая база расчета. Правильно, теперь надо считать от фактического времени работы оборудования. Простои учитываем все те же.

 Когда эксплуатация оборудования достаточно стабильная для оценки тренда сервиса можно использовать физический КТГ. Балансируя между плановыми и аварийными ремонтами подбирайте оптимальный КТГ.

 

Сервис - делаем как надо

 

Производители оборудования говорили о КТГ в 95%, дистрибьюторы давали оценку в 90%, а получили 80%. Ну что ждать от продавцов и производителей, им главное продать! Возможно и так, но всё меньше остается компаний с таким подходом. Почему такие разные цифры?

Задача производителя сделать надёжную технику с доступным обслуживанием. Надежность оборудования измеряет в аварийных отказах, не вызванных плохим обслуживанием или неправильной эксплуатацией. Профилактика оборудования есть в инструкции производителя и исходя из возможностей вы планируете время на его проведение. Изготовитель честно собрал статистику по уже работающему оборудованию сообщает КТГ полученное на основании наработки оборудования и времени восстановления (время вращения гаек на оборудовании) при аварийных отказах. Такое КТГ принято называть механическим (или врождённым) КТГ.

Почему же дистрибьюторы дали меньшую оценку? Многие работы требует запасных частей или специального инструмента. У дистрибьютора есть предполагаемые сроки поставки возможно необходимых запасных частей. Конечно в своих прогнозах он будет учитывать время их ожидания и добавит его к времени работ по восстановлению предоставленного производителем.

Теперь сравните эти подходы с вашим расчетом КТГ. Если сравнивали с физическим КТГ то расхождение теперь понятно. Но если сравнивали с КТГ учитывающее только время ожидания и время восстановления аварийных ремонтов (назовём "достижимое КТГ") могли получить другую цифру по причинам:

  • какие-то аварийные отказы были по причине ошибочного обслуживания, некачественно выполненного ремонта, неправильной эксплуатации.
  • заказали неправильную деталь или нужная была на складе, но не было свободных ресурсов для её моментальной установки.

Причин может быть много.

Как понять их влияние на КТГ? Как рассчитать разные КТГ?

 

Посчитаем

 

Давайте строить КТГ из кирпичиков. Из хороших кирпичей будет надёжная стена.

Суть расчёта разобрали выше, переходим к практике.

1. Время делим между эксплуатацией и простоем зависящем от сервиса.

 

 

2. Находим средние значения в оцениваемом периоде.

 

В общем случае:

  • время эксплуатации (без сервисного вмешательства) = общее время эксплуатации, деленное на кол-во простоев. (200+310+180)/2=345 часов
  • время простоя = общее время всех простоев, деленное на кол-во простоев. (100+210)/2=155 часов.

 

КТГ = эксплуатация/(эксплуатация + простой)= 345/(345+155) =0,69

 

 Дальше будем давать в каждом случае определение простою и эксплуатацией, рассчитывать их как выше и получать нужный нам КТГ.

Для расчетов потребуется время каждой остановки, запуска оборудования с указанием причины.

 

Эксплуатация

 

Для целей эксплуатации и общей оценки тренда сервиса используем "физический КТГ".

Рассчитываем:

КТГф = (время по графику - время недоступное к производству)/время по графику

Не понятно, как действовать для изменения КТГ.

 

Применим общий подход расчёта КТГ.

Возьмем:

  • за время эксплуатации – MTTM (Mean Time To Maintenance , ожидаемое время  между  обслуживаниями*)
  • за время простоя (М+МTW) где М ( Mean Maintenance Time - время проведения обслуживания**) , MTW - (MEAN TIME WAITING, время ожидания чего либо для осуществления обслуживания)

MTTM, М, МTW – рассчитаем, как показал выше.

Потребуются дополнительные данные о времени начала и окончания обслуживания (запланированного и нет). Не надо путать с началом и окончанием простоя. MTW рассчитывается из времени запуска в работу оборудования, начала остановки и проведения обслуживания.

*-Учитываем только обслуживания которые были во время работы оборудования внутри графика.

** - Здесь обслуживание включает в себя профилактические и корректирующие работы.  

Получим:

КТГф= MTTM/(MTTM+M+MTW)

Отлично, мы можем влиять на три параметра. Есть направление действий. В других статьях мы разберем показатели подробно.

 

Сервис

 

О качестве работы сервиса расскажет "достижимое КТГ".

КТГд = (наработка - время простоя)/наработка

Для расчёта КТГ.

Возьмем:

  • за время эксплуатации MTBF ( Mean Time Between Failures ожидаемое время между отказами) Среднее время наработки на отказ.
  • за время простоя (МTTR+МТW) где МTTR (MEAN TIME TO REPAIR(RESTORATION), ожидаемое время ремонтных работ) Время непосредственно сколько вращают гайки на машине.

Потребуется время начала и окончания незапланированного ремонта(непосредственного осуществления ремонтного воздействие)

Получим:

КТГд= MTBF/(MTBF+MTTR+MTW)

Очевидно влияние каждого элемента на КТГ.

Полезно будет MTW разделить на ожидание запасных частей (подбор, заказ, логистика, приход и выдача) и свободных ресурсов (площадей, слесарей, инструмента, и т.д.). Делить более подробно, позволяют современные сервисные программы ведя учёт просто и экономя время.

 

Оборудование и квалификация

 

О качестве оборудования и квалификации выполнения работы расскажет "механическое КТГ".

Убираем организационную составляющую MTW - ожидания разных вещей.

Возьмем:

  • за время эксплуатации MTBF
  • за время простоя МTTR 

Получим:

КТГм= MTBF/(MTBF+MTTR)

Если применяли RCA (Root Cause Analysis анализ основной причины) при каждой поломке, то выбирая отказы, связанные с конструкцией и качеством сборки сможете найти врождённое КТГ техники. То на которое обычно ссылается изготовитель. Даже в не гарантийный период, при низком показателе, производители часто дают разные вкусные плюшки. Конечно если Вы сформулируете претензию ссылаясь на факты и соответствующий расчёт.

 

Для каждого

 

Не измеряйте среднюю температуру по больнице, используя КТГ основанное на календарном времени.

Дайте каждому оборудованию, системе, узлу, отделу по подходящему КТГ и постоянные улучшения будут проще и эффективней.

Как работать с показателями, почему их нельзя назначить и почему MTBF побеждает КТГ читайте в следующих выпусках. До новых встреч.

 

Комментарии   

+1 #1 Андрей Николаевич 29.01.2019 21:07
Андрей, зачем всё это? Какую проблему можно решить с помощью этих показателей? ОЕЕ не достаточно?
#2 Андрей Маралев 17.02.2019 11:31
Андрей, в ОEE как раз один из показателей это КТГ обычно физический. Управляя КТГ мы решаем частично проблему OEE.
Все показатели КТГ рассчитанные по фактическим данным и по прозрачным формулам дают возможность точно находить причины, вносить изменения и отслеживать результат.
Если я правильно понял вопрос, то показатели отвечают больше не на вопрос какую проблему, а как её решить.
Возможно неправильно понял вопрос(.
#3 Андрей Николаевич 17.02.2019 22:03
Цитирую Андрей Маралев:
Андрей, в ОEE как раз один из показателей это КТГ обычно физический. Управляя КТГ мы решаем частично проблему OEE.
Это понятно. Этого показателя не достаточно?
Цитирую Андрей Маралев:
Все показатели КТГ рассчитанные по фактическим данным и по прозрачным формулам дают возможность точно находить причины, вносить изменения и отслеживать результат.
А вот это сомнительно. Подставив некоторые цифры (а их достоверность достаточно низка) в формулы вы получите некоторые красивые циферки,только что с ними делать? Для чего они?
Цитирую Андрей Маралев:
Если я правильно понял вопрос, то показатели отвечают больше не на вопрос какую проблему, а как её решить.
Решения вы глядя в цифры не найдёте. Оно можеи быть получено только в результате анализа реальных процессов.
#4 Андрей Маралев 17.02.2019 22:55
1. Сравнив плановый (желаемый) OEE с фактом ответим эффективно или нет наше оборудование в работе. Допустим получили, по факту ,значение OEE как мы и планировали (хотели). Но, вдруг, заглянув внутрь расчёта увидели низкое КТГ, а показатель качества больше чем планировалось. Значит у нас сразу две проблемы! Разберём КТГ .
2. Если мы выбрали нужный КТГ и знаем как оно рассчитывается значит можем найти значение которое его портит. Например MTTM (MTBS) больше планового. При этом МТBF соответствует запланированном у. Значит не стоит искать причины в надёжности и эксплуатации (которая могла привести к отказам). Смотрим выполнение плановых (регламентных) работ. То есть мы сужаем место поиска проблемы. И вот там как раз мы и ищем причину, проводим анализ реальных процессов.
3. На счёт достоверных данных)). Если данные не достоверны то и OEE доверять не стоит. На практике когда фиксируют MTBF,MTTR и другие первичные показатели значит стоит система практически он-лайн диспетчеризации и мониторинга технического состояния. Фиксация основных параметров автоматическая, с минимальным участием человека. Налажен контроль за достоверностью. А для обработки и расчётов параметров используют CMMS. Хотя в одной фирме, при маленьком парке оборудования, использовали электронные таблицы)). И даже пытались вести учёт остановок на бумаге. Такая экзотика по силам только сильным командам)))