Надо ли включать обучения в ВУЗах "Бережливому производству"?


13 года 8 мес. назад #4087 от Борис Степанов
Востребованность - в России это понятие практически равно понятию "мода". Помните как еще несколько лет назад все организации повально принялись сертифицироваться на соответствие требованиям ISO 9000? Появилась куча лже-консультантов, которые дискредитировали замечательную идею. Теперь стандарты на СМК ISO серии 9000 не воспринимаются всеръез многими топами и спецами. А ведь идея замечательная. Вот уповаю только на то, чтобы и с ЛИН не вышло аналогичной ситуации. Надо обучать/ознакамливать основам ЛИН (и других концепций) студентов в ВУЗах. Ибо они (нынешние студенты) будут руководить предприятиями через 10-20 лет. Если не дать им основ современного менеджмента, то результат будет не на много лучше того, что мы имеем сейчас.

Для того чтобы творить качество, нужно верить в него как в религию,...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


13 года 8 мес. назад #4088 от Сергей Смирнов
Дмитрий, я думаю, что есть системные области, где не надо ждать необходимости вытягивания.
Мы же детей не спрашиваем, когда учим их держать ложку, писать, читать, просто делаем, потому что знаем, что эти навыки необходимы в жизни.

Рассмотрим этот вопрос в историческом аспекте.
В 20 годы 20 столетия, под руководством директора ЦИТ А.К. Гастева, по заказу Наркомтруда на курсах рациональной организации труда, прошли обучение и переподготовку свыше 20000 человек, из них 10000 безработных. К сожалению, в 1937 году вся научно-методическая школа России была репрессирована и на смену Научной Организации Труда пришел мобилизационно-гулаговский стиль управления.

Во время второй мировой войны, организация Обучение в промышленности (TWI) (Комиссия по управлению военными людскими ресурсами при правительстве США) разработала программы для содействия промышленности в вовлечении потока новых неквалифицированных работников во время и после войны. Цель программы: неизменно производить всё больше качественной продукции за меньшее время, используя уже имеющуюся рабочую силу, станки и материалы. Под руководством представителей новой профессии руководства кадрами и при содействии со стороны социологов из академической среды, организация разработала иновационные методы производственного обучения, которые основывались на традиции научных методов управления и более новом подходе к человеческим отношениям. Число подготовленных было около 1 млн человек.

С 1945 по 1951 гг. генерал Дуглас МакАртур возглавлял оккупационные силы союзников в Японии, и его основной задачей было демилитаризировать Японию и восстановить её уже как демократическую нацию. За эти пять лет развернутая программа производственного обучения TWI охватила свыше 1 млн. человек! и по сути, явилась образовательной, методологической базой ЯПОНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА!
На эту почву, уже пришел Деминг.

Краткое содержание программы.
• Обучение Рабочему Инструктажу ( Job Instruction ). Обучение рабочих, как инструктировать человека правильно и безопасно выполнять операцию; как максимально быстро повысить производительность и одновременно сократить количество отходов, переделок и повреждения инструментов и оборудования.
• Обучение Рабочим Взаимоотношениям ( Job Relations ). Обучение сотрудников, как решать проблемы, связанные с человеческими ресурсами, используя аналитический, неэмоциональный метод, скомбинированный с некоторыми основами отношений между людьми. Курс Рабочих Взаимоотношений уделяет особое внимание необходимости воспринимать каждого человека как личность. Согласно этому курсу, руководители любого уровня могут достичь значительных результатов, работая с людьми и стремясь понять их.
• Обучение Методам Работы ( Job Methods ). Обучение сотрудников, как усовершенствовать методы выполнения операций с целью неизменно производить всё больше качественной продукции за меньшее время, используя уже имеющуюся рабочую силу, станки и материалы.
• Разработка Программы ( Program Development ). Обучение сотрудников решать конкретные производственные проблемы, свойственные только их организациям. Курс Разработки Программы подразумевает решение связанных с рабочей силой проблем за счёт обучения, а проблем, вызванных другими причинами, – техническими средствами.

Но самое интересное, об этом лишь вскользь упоминается в одной из книг о Бережливом производстве. Но это и есть суть и методологическая база TPS. Даже по истечению времени содержание программ 1945 TWI и программы Тойты практически не изменились.

Сергей Смирнов. Эксперт по повышению производительности труда и...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


13 года 8 мес. назад #4095 от Вячеслав Марков
Дмитрий Стукалов писал(а):

Вот еще какие мысли пришли в голову.
Вопрос - надо или не надо обучать специалистов в области Lean, должен решаться не в ВУЗ-ах. На таких специалистов должен быть спрос, который будет "вытягивать" их из учебных заведений. А есть ли массовый спрос на таких специалистов?

И постоянный мониторинг на HeadHunter.ru показывает, что "регулярный" спрос на спецов по Lean с начала этого года есть, но только в западных компаниях, работающих на российском рынке...
Здесь хочется отметить одну особенность, что в иностранных компаниях спрос на Lean-овцев часто наблюдается даже на этапе строительства заводов.
Т.е. на лицо постоянство намерений и целей, определяемых руководством...

Востребованность и динамика на рынке труда есть, что не может не радовать!
+ Аудитория LeanZone растёт!
Разве это не прямой толчок к действиям???
Как говорит русская пословица: "Готовь сани летом, а телегу зимой!"

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


13 года 8 мес. назад #4097 от Борис Степанов
Вячеслав Марков писал(а):

И постоянный мониторинг на HeadHunter.ru показывает, что "регулярный" спрос на спецов по Lean с начала этого года есть, но только в западных компаниях, работающих на российском рынке...


Видели. Знаем. Судя по требованиям к кандидатам им всем нужен, как минимум, Вумек :) Но и уровень зарплаты - грех жаловаться. Но, все же, не уверен, что в России есть спецы - удовлетворяющие запросам работодателя (я про ту вакансию, которую я видел на хх).

Для того чтобы творить качество, нужно верить в него как в религию,...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


13 года 8 мес. назад #4099 от Дмитрий Стукалов
Сергей Смирнов писал(а):

Дмитрий, я думаю, что есть системные области, где не надо ждать необходимости вытягивания.
Мы же детей не спрашиваем, когда учим их держать ложку, писать, читать, просто делаем, потому что знаем, что эти навыки необходимы в жизни.

Сергей, конечно изменчивость нашего окружения требует пересмотра системы базовых знаний. Только вот жаль будет если к дисциплине Lean будет отношение как к, скажем, физике, - "...да мне это никогда не пригодится...". Вот и получается, что вроде бы учим, а знания-то особо не усваиваются.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


13 года 8 мес. назад #4105 от Игорь Захаров
Последний пост Дмитрия Стукалова навеял картину маслом:
Приходит выпускник ВУЗа, воспитанный в духе ЛИН на машиностроительное предприятие, первый рабочий день. Заходит в цех видит всё пропитано маслом, горы хлама кругом, мужики молотком заколачивают болты...
Произносит: "5S", - а в ответ отборный мат...
"Кайдзен", - в ответ: "Ишшш, как ругается..."

Сколько их "выживет", таких студентиков? - перевоспитание будет быстрым, больным и жёстким. Многим ли повезёт работать на предприятиях с ЛИН начинаниями? Многих ли из них услышат?

Вовсе не хочу сказать, что курс ЛИН будет лишним, просто мозг так устроен - сразу пошёл анализ рисков...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


13 года 8 мес. назад - 13 года 8 мес. назад #4108 от Евгений Колесников
Игорь Захаров писал:

Приходит выпускник ВУЗа, воспитанный в духе ЛИН на машиностроительное предприятие, первый рабочий день. Заходит в цех видит всё пропитано маслом, горы хлама кругом, мужики молотком заколачивают болты...
Произносит: "5S", - а в ответ отборный мат...
"Кайдзен", - в ответ: "Ишшш, как ругается..."


Особенно если этот выпускник не способен отличить болта от гайки :P ;-)

А если проанализировать процент брака в ВУЗах? Сколько недавних выпускников работают по полученной специальности?
По мне, так в ВУЗ нельзя принимать абитуриентов "со школьной скамьи" - пусть отслужат в армии, поработают на производстве, созреют как личности и определятся что же им в этой жизни нужно, что им ближе, зарекомендуют себя наконец. А потом уже пусть идут учиться той специальности, которая им действительно нужна. Тогда и обучение Lean будет "в строку", и применять такие знания они будут плодотворно и целенаправленно.

Всё,что должно сломаться-сломается...
Что не должно - сломается тоже.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


13 года 7 мес. назад - 13 года 7 мес. назад #4118 от Илья Соколов
Сергей Смирнов писал(а):
Дмитрий, я думаю, что есть системные области, где не надо ждать необходимости вытягивания.
Мы же детей не спрашиваем, когда учим их держать ложку, писать, читать, просто делаем, потому что знаем, что эти навыки необходимы в жизни.

Совершенно согласен с этим высказыванием, основные понятия о бережливости должны быть заложены в учебных заведениях причём не только в высших , а во всех. И тогда не будет такой ситуации....

Игорь Захаров писал:
Приходит выпускник ВУЗа, воспитанный в духе ЛИН на машиностроительное предприятие, первый рабочий день. Заходит в цех видит всё пропитано маслом, горы хлама кругом, мужики молотком заколачивают болты...
Произносит: "5S", - а в ответ отборный мат...
"Кайдзен", - в ответ: "Ишшш, как ругается..."

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


13 года 7 мес. назад #4123 от Евгений Колесников
Соколов Илья писал:

основные понятия о бережливости должны быть заложены в учебных заведениях причём не только в высших , а во всех.


И под каким соусом Вы предполагаете преподать "основные понятия о бережливости"? Если уж это (за редким исключенем) не нтересно тем, кто, казалось бы, обязан это знать - дректорам, управляющим, чиновникам. Как заинтересовать современную "школоту" такими "высокими материями"?

Всё,что должно сломаться-сломается...
Что не должно - сломается тоже.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


13 года 7 мес. назад #4124 от Андрей Николаевич
Евгений писал(а):

Соколов Илья писал:

основные понятия о бережливости должны быть заложены в учебных заведениях причём не только в высших , а во всех.

И под каким соусом Вы предполагаете преподать "основные понятия о бережливости"? Если уж это (за редким исключенем) не нтересно тем, кто, казалось бы, обязан это знать - дректорам, управляющим, чиновникам. Как заинтересовать современную "школоту" такими "высокими материями"?

Евгений,
в современных школах есть такой предмет как технология. Он же труд - бывший. Так вот, для тех кто не в курсе пед. процесса, сообщу, что и у этого предмета есть программа и методика преподавания. Куда вполне можно включить 5S, TPM, элементы визуализации и т.д. на ряду с охраной труда и прочими вещами. Правда преподавание этого предмета у нас в стране на крайне низком уровне. Скажу больше в некоторых детских садах сейчас начинают продвигать элементы ТРИЗ. Об этом можно почитать здесь , а примеры занятий здесь .


Коллеги,
По существу вопроса я считаю, что в России есть возможность и база для построения интегрированной системы преподавания Lean во всех учебных заведениях, как науки рациональной организации процессов. А в системе профессионального образования этот курс должен быть обязательно, и естественно с практикой.
Однако хотел бы обратить Ваше вниманиена другую проблему: "Качество преподавания и преподавателей". Даже при наличии качественных программ и методик основная масса специалистов выходит совершенно не готовой к самостоятельной профессиональной деятельности. Масса ВУЗов "плодит" дипломированных специалистов за деньги...В общем беда и разруха. Правда, последнее время началось шевеление по этому вопросу. Может, что и изменится... B)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум