Предстоит анализ производственного блока


12 года 9 мес. назад #8807 от Дмитрий Семенов
Доброго всем дня!

Пребывая в поиске работы в сфере бережливого производства, пообщался на эту тему со знакомым собственником предприятия. Оказалось, что собственник имеет заинтересованность в том, чтобы на деятельность производственного блока посмотрел человек «снаружи», с незамыленным взглядом, не концентрируясь исключительно на внедрении бережливого производства, а с общим взглядом на эффективность, оптимальность и потери. Договорились о сотрудничестве в формате пока пилотного проекта на несколько месяцев. Ранее внешних консультантов компания не привлекала, однако своими силами оптимизировать деятельность пыталась (регламентация бизнес-процессов и т.д.), вроде как не очень успешно, сотрудники продолжают работать, как привыкли либо как сложилось в компании, у собственника есть убежденность в том, что часто (но не всегда) работать как сложилось/привыкли – это и есть правильно. Собственник готов оказать всестороннюю поддержку – представить ключевым фигурам на предприятии, предоставить требуемую информацию.

Перехожу к конкретике.
Предприятие выпускает заказную продукцию класса premium, категория сувениры и подарки, выпускает самостоятельно из закупаемого сырья. Сувениры и подарки определенного, не вполне обычного типа, больше конкретики дать, к сожалению, не могу, т.к. связан обязательствами конфиденциальности. Фактически, прямая конкуренция производимой продукции отсутствует. Заказчики – от частных лиц до крупных частных компаний и госструктур. Срок исполнения заказов от 1-2 дней, при этом производство на большинстве стадий цикла ручное. Количество продуктов – несколько сотен, производственный цикл в зависимости от продукта сильно варьирует.
Экономических данных (сколько в себестоимости составляет сырье, рабочая сила и т.д.) пока на руках не имею.

Цели, которые сформулировал собственник:

1. Понять, насколько оптимально выстроена деятельность производственного блока и существуют ли области, в которых возможны улучшения.
2. Дать предложения по внедрению улучшений, какими они должны быть и каким способом их внедрять.
3. Оценить, насколько реалистично создать такое же производство в другом городе, стране и как к этому вопросу подойти. (До сих пор анализ собственником такой возможности давал отрицательные результаты – слишком много тонкостей в деятельности отдельных специалистов и в самой бизнес-модели. Со слов собственника, получается, что нужно клонировать весь персонал и перевезти клонов на новое место).

До этого мне приходилось работать в сфере продаж/закупок, руководил коммерческим подразделением, но непосредственно деятельностью по анализу функционирования и оптимизацией производственного подразделения не занимался, некоторое время назад появился серьезный интерес к идеологии бережливого производства и в целом к оптимизации деятельности предприятия, нацелен на профессиональное развитие в этой области. Буду признателен гуру данного форума за советы, рекомендации, по подходу, последовательности, методологии, конкретным инструментам для анализа описанного выше производственного блока.

Если это будет интересно читателям форума, готов публиковать инфу о продвижении данного анализа и получившихся результатах.

Заранее благодарен откликнувшимся!

Дмитрий

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 9 мес. назад #8808 от Виталий Серебренников
Чтобы понять "оптимально" ли выстроено производство, нужна конкретика. Мы не телепаты и угадывать не умеем. Общие рекомендации такие: определить цель (сначала собственника, потом других участников). Потом смотреть на текущее положение фирмы и анализировать отклонения, задаваясь вопросом: а что мешает достичь цели? Пример: цель - продавать как можно больше сувениров, но мешают разные нестабильные сроки поставки. Идем в гембу и разбираемся, почему. И т.д. по каждой проблеме вглубь.
Т.к. нет конкретики, то приведенный пример рассматривайте как гипотетический.
А вообще вот так из продажников в оптимизаторы, хм, это смело, может даже слишком...

Разделив слона пополам, вы не получите двух маленьких слоников

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 9 мес. назад #8809 от Дмитрий Семенов
Виталий, благодарю за отклик и за описание общего подхода!
Конкретики нет, поскольку к проекту еще не приступил, но она будет.
По поводу смелости - чувствую в себе силы и желание))

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 9 мес. назад #8810 от Дмитрий Стукалов

Дмитрий Семенов пишет: Цели, которые сформулировал собственник:

1. Понять, насколько оптимально выстроена деятельность производственного блока и существуют ли области, в которых возможны улучшения.
2. Дать предложения по внедрению улучшений, какими они должны быть и каким способом их внедрять.
3. Оценить, насколько реалистично создать такое же производство в другом городе, стране и как к этому вопросу подойти. (До сих пор анализ собственником такой возможности давал отрицательные результаты – слишком много тонкостей в деятельности отдельных специалистов и в самой бизнес-модели. Со слов собственника, получается, что нужно клонировать весь персонал и перевезти клонов на новое место).


1. Дмитрий, хорошо бы понять каковы критерии оптимальности для Вашего собственника. Зарабатывать больше, увеличивая объем продаж? Зарабатывать больше не увеличивая объем продаж? Готов ли он инвестировать в предприятие? Естть ли спрос на рынке? И т.п.

От этих вопросов нужно оталкиваться для того, чтобы понять направление развития бизнеса. Затем надо определить - где завод находитcя сейчас и что мешает достичь желаемой цели. Для этого есть инструменты практически в любой системе совершенствования бизнес-процессов (Лин, ТОС, 6 сигм и т.п.). Например, в статье "Бережливое производство: вопросы и ответы" описаны основные этапы внедрения lean .

2. Предложения по внедрению улучшений появятся сами собой, как только Вы разберетесь в проблемах предприятия. Подходящий инструментарий описан и в литературе и здесь на сайте. С конкретными задачами можете обращаться в раздел "Практика улучшений" форума. Думаю, никто из завсегдатаев не откажется помочь, по крайней мере с выбором правильного пути.

3. Судя по тому, что собственник говорит о клонировании, на этом заводе еще есть что улучшать. Скорее всего производство настолько нестандартизировано и зависит от конкретных специалистов, что описание бизнес-процессов и стандартных операционных процедур будет совсем не лишним. Ну и не стоит забывать об обучении, передаче опыта.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 9 мес. назад - 12 года 9 мес. назад #8811 от Дмитрий Семенов
Дмитрий, спасибо Вам за развернутый ответ!
Направление первоначального движения в целом становится ясным.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 9 мес. назад #8812 от Царяпкин Сергей
Дмитрий, мой вам Респект!!!

За смелость!!! и веру в себя!
Очень уважаю таких людей!!!
вера в собственные силы, это 99% успеха! и не важно, из продажников вы, или из производственных мастеров )))
Во всем Вы сможете разобраться, если будет желание, а оно у Вас точно есть, поэтому продолжайте!!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 9 мес. назад #8813 от Царяпкин Сергей
Дмитрий, а по делу:

Цели 1 и 3 существенно в разных плоскостях, и собственник мыслит очень широко и масштабно ))). Цель 2 выходит из цели 1.

1. Рекомендую построить КПСЦ (Карту потока создания ценности). Это можно сделать прямо по книжке Шука, и почитать материалы и презентации на этом сайте. Ваша задача, понять, какова длительность всего процесса от начала до конца, и сколько времени действительно уходит на добавление ценности. Это поможет вам понять потери.

2. Когда поймете потери, родится план по их уменьшению.

3. один из способов - продажа Франшизы. гораздо эффективнее иметь 1% от миллиарда, чем 100% от тысячи. Представьте что это возможно, а потом подумайте, какие условия нужно соблюсти, чтобы перейти от сегодняшней ситуации в это будущую.
Лично для меня это сложнее, чем бережливое производство, т.к. практически я это не проходил. Возможно с этими идеями следует еще обратиться к другим ресурсам, чтобы получить разносторонний взгляд на развитие бизнеса.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 9 мес. назад - 12 года 9 мес. назад #8814 от Игорь Балакерский
Сразу просматриваются несколько противоречивое видение собственником предмета будущей работы. С одной стороны, необходимо "клонировать" предприятие, с другой стороны необходимо оптимизировать текущие процессы. Задача "клонировать" - это задача "на рост". Задача оптимизировать существующие процессы - это задача на развитие.

Как правило, эти вышеуказанные задачи находятся в некотором конфликте по ресурсам. Кстати, для данного собственника, очевидно, что ресурсы у него ограничены ("...Со слов собственника, получается, что нужно клонировать весь персонал и перевезти клонов на новое место...").

В данной ситуации, как справедливо заметили коллеги, конечно же надо уточнить задачи собственника, проведя интервью с ним. Цель - не просто определить задачу собственника, но и сразу попробовать выяснить в каких показателях он для себя измеряет успех своего предприятия в общем, и как будет измерять успех проекта, в случае, если он состоится.

Примечание. Не стоит сюда подтаскивать стандартные "измерялки", допустим из книжек по KPI. Порой, наши собственники успех своего бизнеса измеряют весьма экзотически ("...хочу пол года жить на Гаити, и он-лайн контролировать бизнес, который имеет рентабельность 50%...") Так вот, всякий раз нужно пробовать сконструировать индивидуальный ЭТОГО СОБСТВЕННИКА показатель успешности)


...так вот (продолжаем), выяснив показатель успешности собственника, имеет смысл построить Опорно - Поведенический График этого показателя до сегодняшнего дня и в будущем. На этом графике выделите разрыв между текущим состоянием и будущими "хотелками", и вот, по-моему мнению, только с этого момента и начинается консалтинг :) , когда вы попробуете разобраться вместе с собственником почему желаемое будущее по показателю отличатся от хренового сегодняшнего показателя, который собственника не устраивает. Ну, вот, где-то так... ;)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 9 мес. назад - 12 года 9 мес. назад #8816 от Илья Соколов

Цели, которые сформулировал собственник:

1. Понять, насколько оптимально выстроена деятельность производственного блока и существуют ли области, в которых возможны улучшения.
2. Дать предложения по внедрению улучшений, какими они должны быть и каким способом их внедрять.
3. Оценить, насколько реалистично создать такое же производство в другом городе, стране и как к этому вопросу подойти. (До сих пор анализ собственником такой возможности давал отрицательные результаты – слишком много тонкостей в деятельности отдельных специалистов и в самой бизнес-модели. Со слов собственника, получается, что нужно клонировать весь персонал и перевезти клонов на новое место).


1. "Оптимальность"- понятие относительное, следовательно оптимальный процесс- это некий идеал к которому надо стремиться. Улучшать можно, что угодно и когда угодно- это процесс бесконечный.
Следовательно ответ на 1-й вопрос: процесс не оптимальный, улучшать есть чего.
2. Я думаю с этим пунктом всё понятно. Дерзаите!!!;)
3. На этот вопрос я думаю вам ответ никто не даст !!! :ohmy: Нет конкретики. Оценивайте!!! Удачи!!!;)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 9 мес. назад - 12 года 9 мес. назад #8829 от Дмитрий Семенов
Весьма признателен за отклики и конкретные рекомендации/соображения!

Царяпкин Сергей
Спасибо за теплые слова в мой адрес.

Даже не приступив к составлению КПСЦ (а этот шаг, безусловно, запланирован), понимаю, что столкнусь с такой трудностью - продуктов несколько сотен, набор производственных стадий для них отличается, иногда существенно, при этом производство единичное (несерийное). Вроде бы логично разбить продукты по группам по какому-либо признаку (например, одинаковые первые несколько производственных стадий). В итоге получится определенное количество групп и подгрупп в рамках каждой группы. Как в этом случае составлять КПСЦ не очень представляю, получится масса вариантов карты.

Идею с франшизой обдумаю, соберу инфу, пообщаюсь с собственником.

Игорь Балакерский
Про определение целей собственника в сочетании с индивидуальными показателями понял. Спасибо!

Соколов Илья
Спасибо за философское разъяснение того, что процесс неоптимален ;))

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум