Метаморфозы ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА


14 года 3 нед. назад #3079 от Игорь Рыжкин
Александр Пятков писал(а):

Игорь, а для чего Вы это делали на УАЗе, какова была цель?


Какой то странный вопрос! :S Как для чего? Для порядка! Для того, чтобы предприятие не зависело от человека, если решит уволиться. Для уменьшения времени. Для результата. Да, много для чего.

Боишься - не делай, делаешь - не бойся!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #3081 от Дмитрий Стукалов
Александр Пятков писал(а):

Вообще то, нужно ли внедрять процессный подход? Или лучше оставить иерархический функциональный? ))


На мой взгляд в описани любой деятельности важно не описание само по себе, которое задает некий стандарт выполнения деятельности, а способ управления этой деятельностью.

Функциональный подход предполагает концентрацию усилий на соверщенствовании внутренней деятельности вне зависимости от результатов смежных функциональных подразделений. Координация общей деятельности происходит на более высоком уровне централизации (иерархи), а персонал внизу ни как на это не завязан и видит лишь конечный результат управления (локальные задачи, спускаемые сверху).

Процессный подход связан с такой моделью управления, которая зависит от результатов взаимодействия со смежными процессами. Соответственно и управление процессом направлено не только на внутреннее совершенствование, но и на удовлетворение потребностей клиентских процессов.

Кстати, при описании процессов, обычно механически переносят функциональные взаимосвязи. Даже показатели результативности характеризуют только внутреннюю результативность процесса. Такой "неправильтный" процессный подход эффекта не даст, поскольку не будет ни чем отличатиься от функционального.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #3083 от Александр Пятков
Игорь Юрьевич писал:

Какой то странный вопрос! :S Как для чего? Для порядка! Для того, чтобы предприятие не зависело от человека, если решит уволиться. Для уменьшения времени. Для результата. Да, много для чего.

Игорь, вопрос совсем не странный, без подвоха. Кто-то процессы описывает для построения СМК или получения сертификата ISO. Кто-то делает это в процессе внедрения ERP-системы. Кто-то - в процессе реинжиниринга бизнес-процессов и т.д. Мотивы и способы могут быть разные.

Игорь, Вам удалось на УАЗе достигнуть поставленных целей (навести порядок, устранить зависимость от квалифицированных специалистов, уменьшить время, получить результат) за счет описания процессов?

Работа по описанию процессов (если делать тщательно, не для галочки) очень трудоемкая. Ситуация быстро меняется и сделанные описания быстро устаревают. Актуализация – это доп.затраты, которые трудно разумно обосновать. Если честно, я не видел ни одной компании, где описания всех (хотя бы основных) процессов были актуальны в течение хотя бы нескольких лет и в интересах дела использовались в дальнейшем. Обычно описания делаются под проект (СМК, ISO, ERP), а когда проект заканчивается, описания больше никого не интересуют.

Может кто-то видел иную ситуацию.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад - 14 года 3 нед. назад #3084 от Александр Пятков
Дмитрий Стукалов писал:

На мой взгляд в описании любой деятельности важно не описание само по себе, которое задает некий стандарт выполнения деятельности, а способ управления этой деятельностью.

Да, это самое главное. Но получается так: Процессы на предприятиях описывают, а управляют деятельностью по старинке. Кстати, эту тему мы явно затрагивали в ветке «Организационная структура для бережливого предприятия».

Функциональный подход предполагает концентрацию усилий на совершенствовании внутренней деятельности вне зависимости от результатов смежных функциональных подразделений.

Если бы так. На деле же чаще видим: отделы замыкаются в себе, наступает застой, поведение чисто реактивное, временное совершенствование внутри отдела происходит когда приходит новый начальник.

Процессный подход – это скорее сказка, чем реальность.

Координация общей деятельности происходит на более высоком уровне централизации (иерархи), а персонал внизу ни как на это не завязан и видит лишь конечный результат управления (локальные задачи, спускаемые сверху).

Именно так. Неустанно реализуется старый принцип «разделяй и властвуй». Можно еще как-то обосновать, почему закрыты данные по зарплате. Но невозможно понять логику управленцев, которые искренне считают, что смежникам не нужно знать задачи другу друга, спущенные сверху.

Кстати, при описании процессов, обычно механически переносят функциональные взаимосвязи.

Да, именно так. Вот поэтому описание сквозных цепочек создания добавленной ценности (картирование потоков) принципиально отличается от описаний в стиле IDEF0, ARIS и т.д. Хотя это скорее традиция, чем свойство инструментов.

Даже показатели результативности характеризуют только внутреннюю результативность процесса. Такой "неправильтный" процессный подход эффекта не даст, поскольку не будет ни чем отличатиься от функционального.

Согласен. Следовательно, всю эту работу (при таком раскладе) можно приравнять к muda. Или есть другие мнения?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #3085 от Игорь Рыжкин
Александр Пятков писал(а):

Игорь, вопрос совсем не странный, без подвоха. Кто-то процессы описывает для построения СМК или получения сертификата ISO. Кто-то делает это в процессе внедрения ERP-системы. Кто-то - в процессе реинжиниринга бизнес-процессов и т.д. Мотивы и способы могут быть разные.


И для этого тоже. :)

Игорь, Вам удалось на УАЗе достигнуть поставленных целей (навести порядок, устранить зависимость от квалифицированных специалистов, уменьшить время, получить результат) за счет описания процессов?


Отчасти.

Работа по описанию процессов (если делать тщательно, не для галочки) очень трудоемкая. Ситуация быстро меняется и сделанные описания быстро устаревают. Актуализация – это доп.затраты, которые трудно разумно обосновать.


Структура на УАЗе менялась очень часто. Искали лучшие варианты управления. Поэтому стандарты тоже постоянно переписывались. Это большой минус, т.к. стандарты пишут не самые дешевые специалисты. На это надо много времени. Но изменения на основные процессы происходят постоянно, каждый год, если что-то менялось в структуре управления или были какие-то трения как внутри процесса, так и с поставщиками/потребителями процесса. Не все процессы описаны идеально. Эта работа постоянно ведется. Существует специальный отдел, который отслеживает работу ( как написано сравнивают с тем, как на самом деле).

Боишься - не делай, делаешь - не бойся!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад - 14 года 3 нед. назад #3087 от Александр Пятков
По ссылке откройте статью о внедрении процессного подхода. Мне показалось, автор достаточно точно обрисовывает ситуацию.

www.cfin.ru/itm/bpr/process_approach.shtml

Фрагмент из этой статьи:

«…Лектор повествует о бизнес-процессах, необходимости их описания, разработке системы показателей и последующего управления бизнес-процессами. У слушателей создается впечатление, что речь идет об элементарных, рутинных и подчас скучных вещах.
Господа теоретики стараются в процессе переговоров не касаться потенциальных трудностей и сглаживать острые углы.

Пример из практики:
На предприятии среднего размера (около 600 сотрудников) уже несколько лет как:
• создана ландшафтная карта процессов;
• разработаны регламенты бизнес-процессов (в виде стандартов организации);
• определены команды процессов и назначены владельцы процессов;
• определены показатели, используемые для планирования и контроля процессов;
• компания прошла сертификацию по ИСО 9001:2000.
В действительности документы по процессам почти не используются. Владельцы процессов последними практически не управляют, так как большую часть времени уделяют «традиционным» задачам менеджмента («тушению пожаров» и внутренней политике). Большинство специалистов компании считает, что процессный подход они уже прошли и учиться им больше не нужно. Они категорически отрицают необходимость изменения заведомо неработающих механизмов уже существующего в организации «процессного подхода», говоря: «Вы что, предлагаете нам процессы еще раз описывать и улучшать? Ведь мы же их уже один раз описали и зарегламентировали!»
Сложившаяся в компании ситуация характеризуется следующим образом:
• в ней существует громоздкая и неэффективная организационная структура;
• топ-менеджеры перегружены текучкой;
• полномочия для оперативного управления процессами не делегированы тем, кто их реально выполняет (зато эти специалисты отвечают за все сполна);
• топ-менеджеры неуважительно относятся к остальному персоналу;
• у сотрудников отсутствует мотивация учиться, перенимать лучший опыт и внедрять его на практике.
Таким образом, несмотря на формальные признаки внедрения процессного подхода, реальная ситуация в компании нисколько не улучшилась, скорее наоборот. У людей отбили желание менять ситуацию к лучшему. Неоптимальные процессы закрепили в регламентах, и теперь служба внутреннего аудита жестко проверяет подразделения и выявляет малейшие номинальные отклонения в документах («вплоть до запятых»). Какие-либо изменения в процессах сопряжены с проблемами настолько серьезными, что мало кто хочет с этим связываться.

Можно ли такую ситуацию назвать реальным внедрением процессного подхода к управлению? Вряд ли…»

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #3090 от Игорь Рыжкин
Александр, выдержки вполне правильные. На УАЗе более 15000 человек, а не 600 и управлять процессами очень трудно.
Как делал я, когда работал на УАЗе. У меня был стандарт по работе с рационализаторскими предложениями и Кайдзен-предложениями. В стандарте четко прописано что, кто и когда должен сделать. Когда кто-то не выполнял стандарт, я писал с/з, что "такой то сорвал сроки рассмотрения предложения на 2 дня. По моим подсчетам каждый день невнедрения данного предложения приносит убытки предприятию в размере 5 тысяч рублей. В связи с этим прошу удержать из з/п виновника сумму недополученной экономии" :) Пару раз устроил публичную порку - заработало. Нужен постоянный контроль со стороны держателя процесса, тогда этот процесс войдет в привычку и не надо будет принимать жесткие меры воздействия.

Боишься - не делай, делаешь - не бойся!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум