Внедрение Lean Construction в российском девелопменте


14 года 1 мес. назад - 14 года 4 нед. назад #2860 от Вячеслав Марков
Когда делал попытки заинтересовать этой темой спецов-девелоперов в ГК ПИК, мне сразу приводили в пример именно результаты внедрения, полученные в Главстрое (бывшие работники Главстроя). Можно сказать, это был основной камень преткновения.
Потом - кризис, и приоритеты в корне поменялись.

Одна из крупных проблем, на мой взгляд, состоит в том, что строители несмотря на помесячное планирование комплектации объектов живут по своим... "им одним удобным" законам. 1,5 месяца подготавливаются, а потом за 2 недели сразу выдай им 2-х месячный объём изделий. Стабильная ситуация. В результате склады и цеха заводов ЖБИ переполнены страховыми запасами.
Это только одна проблема, но каковы последствия!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 1 мес. назад - 14 года 1 мес. назад #2866 от Юрий Рыбалка
Вячеслав Марков писал(а):

Когда делал попытки заинтересовать этой темой спецов-девелоперов в ГК ПИК, мне сразу приводили в пример именно результаты внедрения, полученные в Главстрое (бывшие работники Главстроя). Можно сказать, это был основной камень преткновения.
Потом - кризис, и приоритеты в корне поменялись.

Вот это вот и непонятно - чего это приоритеты поменялись? Lean прекрасно подошел бы как антикризисный инструмент, хотя конечно Lean - намного шире, чем антикризисный менеджмент.
Не вижу я логики....

Одна из крупных проблем, на мой взгляд, состоит в том, что строители несмотря на помесячное планирование комплектации объектов живут по своим... "им одним удобным" законам. 1,5 месяца подготавливаются, а потом за 2 недели сразу выдай им 2-х месячный объём изделий. Стабильная ситуация. В результате склады и цеха заводов ЖБИ переполнены старховыми запасами.
Это только одна проблема, но каковы последствия!

Наблюдение справедливое, Вячеслав... но если применить фирменную технику Lean "5 вопросов почему"... то корни проблемы уходят очень глубоко. И не факт, что 5 вопросов хватит, чтобы достичь корней.

Мне кажется, корень зла - в мотивации. НЕ НУЖНО им, строителям, как-то менять свои привычки, ТАК КАК "И ТАК СХАВАЮТ". Мы с вами схаваем, простые люди, покупатели жилья. Потому что жить - негде, а жить - ХОЧЕТСЯ. Норма обеспеченности жильем на душу населения в России в разы меньше, чем в Европе. И рынок жилищного строительства еще долго будет оставаться рынком продавца.

Правительство делает вроде бы неплохие шаги в том направлении, чтобы "сбить температуру" на этом рынке. Но пока эти шаги мне напоминают поговорку "одной рукой пишу, другой зачеркиваю".

Что касается производителей ЖБИ. Похоже, до тех пор, пока они со строителями в разных лодках, они и не договорятся. А поскольку в рынке "всегда прав клиент", то у производителей ЖБИ заведомо "наклоненная" позиция: они вынуждены подстраиваться под потребителя фактически в убыток себе. Возможно, решения, связанные с системной интеграцией производства стройматериалов и генподряда в один бизнес действительно позволят решить эту проблему системно - но только при условии грамотного управления таким бизнесом сверху. И иной разумной технологической альтернативы, кроме Lean, я лично не знаю.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #2989 от Юрий Рыбалка
Дмитрий Стукалов писал(а):

Юрий, поддерживаю Александра!

Может быть опишите проблемы строительных компаний и подходы по их решению при помощи бережливого производства. Если материала много, то можно оформить его в виде статьи или заметки в блог.


Как-то заглохла моя ветка...

Попробую, чтобы "раскачать", сформулировать хотя бы несколько проблем стройки, которые увидел своими глазами.

1. Проектный менеджмент в части управления сроками строительства.

Как я заметил, начисто отсутствует ответственность за срыв dead-line 'ов. Сроки одной и той же работы по протоколу могут переноситься по нескольку раз, задержка этой работы вызывает цепную реакцию задержек других работ.

Призвать исполнителей работ к ответственности за срыв сроков оказывается проблематично, так как договора заключены наспех, "на двух страничках". И у подрядчика всегда миллион оправданий, почему он не виноват.

2. Причины срыва сроков.

а)Чаще всего у строителей "виноват" снабженец. Привез не вовремя, не столько, сколько нужно, не того качества.

Как только снабженец пытается оправдаться - мол, как вы подали заявку, так я и везу - его затаптывают в грязь и кричат, что он формалист.

Между тем, я лично убежден: ответственность снабженца в том, чтобы на 100% выполнить заявку. Если он выполнил заявку, а все рано получилось не то - виноват тот, кто подал заявку.

О том, что заявку тоже надо подавать заблаговременно, иначе снабженец ФИЗИЧЕСКИ не успеет ее выполнить, строители и слышать не хотят. "Мы работаем с колес, нас торопят, и вы шевелитесь".

Приводит это к тому, что снабженцу уже не до ценовой оптимизации. Он готов перехватить где угодно и по какой угодно цене - лишь бы привезти материал в срок. А качество материалов - ладно, с качеством разберемся как-нибудь...

Нормы потребностей в ТМЦ по проекту, лимитно-заборные карты: опять сплошные вопли строителей. "Это все формализм, нам некогда, нам работать нужно". ПТО и ПЭО своих функций не выполняют.

Каждый прораб норовит заказать материалы "про запас, чтобы было". С излишками как-нибудь разберемся. (Ясное дело, как они разбираются. Дача есть у каждого).

Классическая задача снабженца на стройке: "По проекту потребность - 8 дверей. Заказано 4. Привезено 6. Вопрос: сколько составляет недостача?"

А ведь так они ПРИВЫКЛИ! Они даже не понимают, что это - криминал. "Знания" передаются из поколения в поколение, от начальника участка к мастеру, и так далее.

б)Попытки детализировать процессы и операции, рассчитать время такта - наталкиваются на вопли "да ты не знаешь технологию!".

Спрашиваю - а ты-то сам знаешь? Ну-ка, какая норма производительности такой-то работы по СНиПу? В ответ - возмущение. "Нам некогда СНиПы наизусть учить, мы работаем!"

Технологических карт - нет в помине. Контроль качества и технадзор - формальный.

Справедливости ради, надо сказать, что детализировать процессы и операции действительно проблематично, так как зачастую даже на ответственных объектах нет полного комплекта проектной документации. Сокращение сроков строительства видят в том, чтобы строить, не дожидаясь окончания цикла разработки полного пакета исходно-разрешительной документации, по чертежу "на коленке". Ни детальных смет, ничего.

Строителей в такие условия ставит заказчик. Как только генподрядчик согласился начать стройку без разрешения, "под обещания" - вот тут он и попал в оборот.

Откуда ж тут возьмется сокращение затрат?

3)Выбор исполнителей работ.

Полная профанация конкурсных механизмов закупки товаров и услуг. Плюс частые случаи номинации подрядчиков и поставщиков "из города", по политическим мотивам.

4)Увы, старая как мир проблема - коррупция.

Все можно купить, обо всем можно договориться. И Стройнадзор, и ИГАСН.

Следствия?

-Безбожно завышенная себестоимость.

-Сроки строительства и ввода в эксплуатацию соблюдаются только "на бумаге". За разницу между бумагой и фактом в 6-12 месяцев город никого не наказывает. В стройкомплексе Москвы это называется "относиться с пониманием к проблемам застройщиков".

-Заведомо некачественный объект покупателям элегантно "втюхивают". Прием древний как мир: хочешь ключи и право собственности сейчас - пиши бумагу, что претензий по качеству не имеешь. Если претензии имеешь - пиши свои претензии, ключи и собственность получишь тогда, когда мы исправим недочеты.

Достаточно для затравки? :)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #3017 от Вячеслав Марков
Юрий Рыбалка писал(а):
Вот это вот и непонятно - чего это приоритеты поменялись? Lean прекрасно подошел бы как антикризисный инструмент, хотя конечно Lean - намного шире, чем антикризисный менеджмент. Не вижу я логики....

Юрий, и я не вижу логики...
А приоритеты сменились достаточно быстро:
Настали кризисные времена, кредиты отдавать стало нечем.
Сразу прошла реструктуризация ПИКа, отдел в управляющей компании упразднили, специалисты - на рынок труда.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #3021 от Юрий Рыбалка
Вячеслав Марков писал(а):

Юрий, и я не вижу логики...
А приоритеты сменились достаточно быстро:
Настали кризисные времена, кредиты отдавать стало нечем.
Сразу прошла реструктуризация ПИКа, отдел в управляющей компании упразднили, специалисты - на рынок труда.


Потеря финансовой устойчивости - это как раз следствие докризисной "бесшабашности" строителей, и увлечения девелоперов "пирамидными" схемами. С верой в свою "непотопляемость".

У меня есть небольшая заметка на эту тему:

www.1lean.ru/news/4442767142

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 1 нед. назад #3344 от Александр Карбаинов
Юрий!
А что Вы рекомендовали бы почитать по Lean Construction?
Что-то все мои последние проекты активно двинулись в эту сторону. Поэтому у меня стало появляться ощущение, что я занимаюсь изобретением велосипеда.

Keep it simple, stupid!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 1 нед. назад - 14 года 1 нед. назад #3347 от Александр Карбаинов
Вот, нашёл презенташку, но слишком общо.
www.slideshare.net/tabdelhamid/lean-construction-introduction

Keep it simple, stupid!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 1 нед. назад #3349 от Юрий Рыбалка
Александр Карбаинов писал(а):

Юрий!
А что Вы рекомендовали бы почитать по Lean Construction?
Что-то все мои последние проекты активно двинулись в эту сторону. Поэтому у меня стало появляться ощущение, что я занимаюсь изобретением велосипеда.


Александр, я сравнительно недавно увлекся поисками специализированной литературы именно по Lean Construction, и с удивлением обнаружил, что эта тема, похоже, в России пока еще практически не раскручена. Не вижу пока изобилия.

Неплохие материалы есть на сайте 1Lean.ru. Его ведет Андрей Глауберман, официальный партнер института Lean Construction.

В сущности, системные подходы и инструменты одни и те же, но у строительного бизнеса есть своя специфика, которую необходимо учитывать при построении оптимизационных программ.

С удовольствием поделюсь имеющимся практическим опытом. Если что, пишите.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 1 нед. назад #3373 от Александр Карбаинов
Строго говоря меня интересует не только строительство (хотя и оно тоже), но вообще применение lean в позаказном производстве.

Пока самое системное, что я нашёл - статья в английской википедии :)
Похоже, что придётся книжки заказывать оттуда.

Keep it simple, stupid!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 1 нед. назад #3375 от Юрий Рыбалка
Александр Карбаинов писал(а):

Строго говоря меня интересует не только строительство (хотя и оно тоже), но вообще применение lean в позаказном производстве.

Пока самое системное, что я нашёл - статья в английской википедии :)
Похоже, что придётся книжки заказывать оттуда.


Переведенной литературы действительно маловато, Александр.

А на иностранных автозаводах разве не 100% позаказное производство? В склад по-моему уже никто из автопроизводителей не работает, они вытолкнули склады готовой продукции к автодилерам. Или это только так кажется? Позаказная система же пришла от клиентоориентированного менеджмента. Или он от нее, не знаю точно :)

Насколько я понимаю в общем виде, в позаказном производстве минимум половина полезной функции Lean уже выполнена изначально, т.к. это не что иное, как система вытягивания. Заявка от отдела сбыта, поступающая в производство и "включающая станок" - это в чистом виде канбан.

В производстве нужно транслировать систему канбанов далее - в цепочку переделов и в сферу материально-технического обеспечения. Для сокращения времени выполнения заказов нужно смотреть, какие производственные участки можно "запараллелить". Искусство в том, чтобы протянуть цепочку канбанов до самых входов процессов. Ну и в идеале - переключить поставщиков на эту же схему работы (позаказную), иначе узким местом системы будут поставщики.

Соответственно, в моем понимании, здесь акцент нужно делать прежде всего на службу сбыта, чтобы обеспечить равномерный поток заказов на производство. Сопоставление фактической загрузки мощностей с их проектной мощностью (ну, с учетом износа, разумеется) сразу даст информацию, есть простор для оптимизации или нет.
Вопрос только в том, как получить технически (и экономически) грамотные оценки.

Если видим, что мощности недогружены, появляется вопрос к сбыту: можете ли увеличить продажи, что для этого нужно?

Должны посчитать достоверную оценку емкости рынков в своем сегменте, по географическому признаку, каналам сбыта и т.д. (маркетологи это умеют, главное только задачу им конкретизировать, потому что маркетинг без понимания технологии выпускаемой продукции приводит к чепухе). Знание своей доли на рынке, знание рыночного положения конкурентов, характер конкуренции - это базовая информация для выбора инструментов продвижения и продаж.

Если доказано, что ни в каком канале сбыта объемы продаж увеличить уже невозможно, остается рассмотреть вопрос использования недогруженных мощностей на производство альтернативных видов продукции - может быть даже новых для рынка. Здесь огромная творческая свобода для маркетологов.

Из сравнительно дешевых способов - это все, что навскидку приходит в голову.

Я лично путь к успеху здесь вижу в дотошности анализа. Не принимать ответ "невозможно", пока не вывернулись наизнанку и не доказали, что точно невозможно. Потому что очень часто вывод "невозможно" делается на поверхностных суждениях.

Из более дорогих способов - тот пример, который я уже приводил про сахар: приобрести спиртовой заводик) у спирта емкость рынка похоже бездонная. Иными словами, обеспечение полноты производственного цикла с целью контроля всей (или максимальной части) цепочки создания стоимости - от первичного сырья до конечной продукции (а конечный покупатель - это как правило частное лицо).

Глобализация в чистом виде. А весь мир пока так развивается, разве что-то умнее придумано?

А внутри процессов - кайзены. Мне кажется, в литературе по TPS и так все расписано, куда уж подробнее. Система математически строга и совершенна, а в жизни ломается преимущественно из-за человеческого фактора. Главные ограничения я здесь вижу.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум