ТРИЗ / GB / ConVIn: От бережливого производства — к идеальному


9 мес. 1 нед. назад - 9 мес. 1 нед. назад #51052 от Константин Куликов
Константин Куликов пишет:

Добрый день, коллеги!

В ходе обсуждения темы «Формулировка проблемы» Александра Запорожцева www.leanzone.ru/index.php?option=com_kunena&view=topic&catid=9&Itemid=1352&id=13844&limitstart=0 мне предложили организовать профессиональное обсуждение ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) и её современных «веток», таких как Guided Brainstorming (GB) и других направлений.

Говорить от имени «Всея ТРИЗ» на LeanZone крайне дерзко, особенно «ТРИЗ-диссиденту» (GB-ТРИЗ Лидеру). Но, поскольку и классической ТРИЗ владею прилично (учился у Мастеров ТРИЗ В.Г. Сибирякова (лично), а заочно — у Г.С. Альтшуллера (участвовал ещё в конкурсах «Пионерской правды»), В.В. Митрофанова, Г.И. Иванова и доброго десятка других ведущих специалистов), а по GB и некоторым другим закрытым (коммерческим) ТРИЗ-системам в России — и вовсе один из редких «посвящённых», то рискну.

Как видится (пока) логика изложения?

По традиции начну с краткой истории ТРИЗ. (Поскольку, ТРИЗ-профессионалов кроме, увы, покойного ныне Г.И. Иванова здесь, кажется, не выступало, то с предметом многие знакомы понаслышке — по отдельным, уже старым и редким изданиям). Затем столь же кратко опишу основные понятия, подходы и главные/интересные/полезные инструменты классической ТРИЗ. В том числе, для сравнения и в своей, неортодоксальной трактовке.

Далее обзорно расскажу о хорошо известных мне методах Guided Brainstorming (США), Solvers Technology (В.Г. Сибиряков), своём ConVIn («Конвейере инноваций») и ряде других практических коммерческих ТРИЗ-систем, информацию по которым трудно найти в других открытых источниках. (Разумеется, не нарушая ноу-хау и авторских прав владельцев, и без навязчивой рекламы). Полагаю, со временем подключатся и сами авторы этих и других систем.

А параллельно опишу свой и партнёрский опыт использования ТРИЗ/GB в бизнесе, производстве и управлении. Кроме того, обсудим идеи и опыт интеграции Лин + ТРИЗ (+ ФСА), ТРИЗ + MES и другие «синергетические союзы», повышающие эффективность работы и идеальность производства/бизнеса в целом.

Если эта логика покажется слишком сухой/академичной, или наоборот, лирически-затянутой, то ваши вопросы/предложения её скорректируют. Договорились?

Приглашаю всех специалистов разных направлений, заинтересованных в обсуждении инновационных методов развития производства и управления, принять участие в обсуждении. Надеюсь, будет живо (а лучше — жарко!), весело (в меру) и полезно.

Спасибо сказали: Григорий Дегтярь

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 мес. 1 нед. назад - 9 мес. 1 нед. назад #51053 от Константин Куликов
Константин Куликов пишет:

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ (ТЕХНИЧЕСКОЙ) ТРИЗ [Правится]


ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач, англ. TRIZ) — дисциплина, посвящённая законам развития систем (исходно — технических) и методам инноватики (исходно — решению изобретательских задач).

История классической (технической) ТРИЗ неразрывно связана с судьбой её ведущего основателя и главного автора — советского инженера, исследователя, популяризатора инноватики и известного (под псевдонимом Генрих Альтов) писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (1926-1998).


ОСНОВНЫЕ ВЕХИ (по годам):

НА ПУТИ К ТРИЗ

1926 (15 октября) — дата рождения в Ташкенте Генриха Сауловича Альтшуллера (отмечается нынче как «Международный День ТРИЗ»). Переезд будущего автора ТРИЗ с родителями в Баку.

1933-43. Школьные годы Г.С. Альтшуллера. Увлечение химией. Ранние попытки изобретательства (катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемёт…).

1943 (9 ноября). Первая успешная совместная заявка на изобретение в 10-м классе школы (А.с. 6756 СССР. Кл. 61а 29/01. Дыхательный аппарат с химическим патроном/Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро, И. В. Тальянский (СССР). — N 5305/324480; Заяв. 09.11.43. Опубл. 21.08.47). Изобретение было немедленно засекречено, авторское свидетельство выдано лишь в 1947 году.

(В дальнейшем — несколько десятков заявок в соавторстве с Р.Б. Шапиро на изобретения, по которым ещё до 1950 года получено несколько авторских свидетельств. Наиболее значительное — авторское свидетельство № 111144 на газотеплозащитный скафандр.)

1944 (февраль). Добровольный уход с первого курса нефтемеханического факультета в армию. Перевод из пехотного в лётное училище.

1946. Работа патентоведом в бакинской военно-морской флотилии. Гипотеза о диалектически-закономерном развитии техники. Начало работы вместе с «группой товарищей» над будущей ТРИЗ.

1948. Первые значимые результаты. Начало занятий по методике изобретательства. «Дерзкое» открытое письмо И.В. Сталину о плачевном состоянии изобретательского дела в СССР с предложениями по его улучшению.

1950 (28 июля). Арест Г.С. Альтшуллера и Р.Б. Шапиро по ложному доносу одного из приятелей и приговор Особым совещанием при МГБ СССР к 25 годам лишения свободы.

1950-54. Вынужденная буквальная «проверка на выживание» отдельных приёмов будущей теории в заключении и лагерях с результатом — новыми изобретениями.

1954 (22 октября). Полная реабилитация КГБ при Совете министров СССР по ЗакВО. Возвращение в Баку.


РАНЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ

1956. Первая официальная публикация: Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества. — Вопросы психологии, № 6, 1956. — с. 37-49. Обоснование закономерности развития техники и описания выявленных законов. Ранний прототип АРИЗ под названием «Методика изобретательства» с тремя стадиями — аналитической, оперативной и синтетической.

1957-59. Работа в Бюро технической помощи Министерства строительства Азербайджанской ССР..

1958-1967. Безрезультатная переписка с ЦС ВОИР по вопросу внедрения ТРИЗ (отказы).

1958. Первый семинар на базе БТП по обучению ТРИЗ. Сформулировано ключевое для ТРИЗ понятие Идеальный конечный результат (ИКР).

1959. АРИЗ-59 с опорой на ИКР.

1962. АРИЗ-62. Появление стадии «Выбор задачи». Выделение универсальных параметров.

1963. АРИЗ-63 — прообраз АРИЗ современного вида. Начало выделения приёмов.

1964. АРИЗ-64. Официальное название «Алгоритм решения изобретательских задач».


НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗНАНИЯ ТРИЗ

1970. Решением ЦС ВОИР создана «Общественная лаборатория методики изобретательства (ОЛМИ). Переход от АРИЗ к ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Создана Школа молодого изобретателя (Баку) — предшественница АзОИИТ.

1971. Открыт Азербайджанский Общественный институт изобретательского творчества (АзОИИТ). Создан первый, действительно близкий понятию «алгоритм» АРИЗ-71. Развитая система изобретательских приёмов (40), универсальных параметров (39) и подприёмов (88).

1974. Закрытие ОЛМИ руководством ЦС ВОИР в связи с «неуправляемостью». Продолжение работы ОЛМИ на общественных началах (ещё 10 лет). Публикация отрывка из неоконченной научно-фантастической повести «Третье тысячелетие» — неофициального «программного манифеста» ТРИЗ (Альтов Г. Сборник научной фантастики. Вып.14. — М: Знание, 1974. — С. 3-52).

1974-1986. Активная пропаганда ТРИЗ для детей и юношества. Изобретательский раздел «Изобретать! Это так просто? Это так сложно?» в газете «Пионерская правда» под псевдонимом Г. Альтов.

1977. Очередной существенный шаг в развитии АРИЗ — АРИЗ-77. В ряде работ изложен новый подход к описанию восьми Законов развития технических систем в трёх группах «Статика», «Динамика» и «Кинематика».

1979. В.М. Цуриковым изложены принципы создания математического обеспечения теории решения изобретательских задач — заложены основы будущей компьютеризации ТРИЗ.


ВЕРШИНА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ТРИЗ

1980. Начало в Карелии масштабных и регулярных Петрозаводских конференций ТРИЗ (1980, 1982, 1985, 1987, 1989).

1985. В СССР М.С. Горбачёвым заявлен курс на «Перестройку». Наметились перспективы коммерциализации ТРИЗ. Начато создание крайней версии интегрального алгоритма классической ТРИЗ — АРИЗ-85.

1987. «Перестройка» объявлена официальной идеологией СССР с широкой поддержкой кооперативного движения. В.М. Цуриковым с группой студентов начата разработка проекта «Изобретающая машина» — экспертной системы поддержки АРИЗ-85-В под MS-DOS.

1989. Создана Всесоюзная «Ассоциация ТРИЗ» (г. Петрозаводск). Президент (1989-1998) — Г.С. Альтшуллер. Начало Петрозаводского этапа развития классической ТРИЗ. Расширяются эксперименты по применению ТРИЗ в нетехнических сферах (педагогика, искусство, наука, управление).

1990. Переезд Г.С. Альтшуллера из Баку в Петрозаводск с последующим (1991) переносом сюда же дирекции «Ассоциации ТРИЗ». Начало издания «Журнала ТРИЗ» (1990-1997).


НАЧАЛО БИЗНЕС-ПРИМЕНЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ ТРИЗ

1991. Распад СССР. Активная работа конференций и съездов в Петрозаводске (1991, 1993, 1995, 1997). Выезд с начавшимся развалом советской промышленности многих ведущих ТРИЗ-специалистов за рубеж. Начало формирования ТРИЗ-организаций в США, Западной Европе (Англия, Германия, Франция…) и Азии (Южная Корея).

1992. Группой профессиональных разработчиков, преподавателей и ТРИЗ-консультантов из России, Беларуси и Латвии во главе с И.Л. Викентьевым (Санкт-Петербург) создана Cистема консалтинговых фирм «ТРИЗ-ШАНС». Начато активное применение ТРИЗ в рекламе, маркетинге и бизнес-управлении.

1992 (17-19 ноября). Решение Совета «Ассоциации ТРИЗ» о подготовке к международной регистрации Ассоциации.

1993-1994. Разработка устава и других документов Международной ассоциации ТРИЗ.

1998. Создана Международная Ассоциация ТРИЗ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.

1998 (24 сентября). Завершение прижизненого этапа развития классической ТРИЗ со смертью Г.С. Альтшуллера в Петрозаводске.



PS. Разумеется, на этом история ТРИЗ не заканчивается, а лишь начинается. Впереди — рассказ о «новой» и «новейшей» истории ТРИЗ — использовании в нетехнических сферах, в частности в бизнесе и о международном развитии ТРИЗ, начиная с 1990х.
Спасибо сказали: Андреас Штоль, Рыжов Дмитрий

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 мес. 1 нед. назад #51056 от Александр Запорожцев
Константин Куликов пишет:

По традиции начну с краткой истории ТРИЗ.

Лучше начать с онтологии подхода ТРИЗ - основных понятий и принципов

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 мес. 1 нед. назад - 9 мес. 1 нед. назад #51058 от Константин Куликов
Александр Запорожцев пишет:

Лучше начать с онтологии подхода ТРИЗ - основных понятий и принципов


Александр, потерпите час-полтора, это следующий разумный и уже намеченный шаг. Поскольку работа предстоит явно не на день, и даже не на неделю-другую, полагаю, отдельные статьи придётся ещё не раз править. Даже в кратком изложении.

Но без истории ТРИЗ у многих не сложится понимания, что считать ТРИЗ. А классической (технической) ТРИЗ вопрос уже лет тридцать как не исчерпывается.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 мес. 1 нед. назад - 9 мес. 1 нед. назад #51066 от Константин Куликов
КЛАССИЧЕСКАЯ ТРИЗ В НЕТЕХНИЧЕСКИХ СФЕРАХ

(обзорно-факультативно, лишь для полноты картины)

Ещё в СССР, примерно с начала 1970х — 1980х гг. начался активный перенос ТРИЗ в нетехнические сферы — педагогику, науку, искусство (живопись, музыку и так далее).


ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА

Одним из первых «гуманитарных» приложений ТРИЗ закономерно стала педагогика:

Во-первых, растущему ТРИЗ-движению требовалось всё больше преподавателей.

Во-вторых, ТРИЗ быстро заинтересовались не только «технари», но и гуманитарии разных сфер, которым понадобились иные примеры и формы подачи материала.

В-третьих, начались попытки обучать ТРИЗ всё более юных «студентов», включая сначала старших школьников, потом младших, наконец, детсадовцев…

И тут же выяснилось, что детям нужна совершенно другая система преподавания.

Поэтому 1970е-1980-е годы прошли под знаком активных экспериментов в ТРИЗ-педагогике.

Начиная с 1970-х годов с подачи Г.С. Альтшуллера материалы по ТРИЗ активно появляются в газете «Пионерская правда», затем в журнале «Юный техник», начинаются всесоюзные конкурсы юных изобретателей, например, «Изобретаем игрушку». Появляются популярные книги для школьников самого Г.С. Альтшуллера., Ю.П. Саламатова, Г.И. Иванова, А.А. Гина и других авторов, затем совсем детские книги-сказки вроде разных выпусков «Приключений Колобка» М.и З. Шустерманов, Традиция эта активно развивается и сегодня.

В итоге, сегодня практически все возрастные группы от садика до вуза плотно «перекрыты» различными ТРИЗ-методиками.


ТРИЗ В НАУКЕ

Практически параллельно с вопросом преподавания ТРИЗ, ею заинтересовались серьёзные учёные, возник вопрос применимости ТРИЗ в науке. Здесь развитие пошло сразу по нескольким направлениям.

Поскольку одним из «штатных» инструментов классической ТРИЗ предполагались различные картотеки эффектов, то практически одновременно с развитием теории началось их активное наполнение, начиная от наиболее приближенных к техническим (физика, химия, математика (геометрия), ко всё более дальним (биология, психология, социология…) дисциплинам. Охватить всё это многообразие предполагалось силами специалистов из числа «ТРИЗ-студентов». Это направление открыли начавшиеся ещё в апреле 1972 г. (до появления термина ТРИЗ!) работы над первой версией указателя физэффектов к. ф.-м. наук, Ю.В. Горина.

Другое направление коснулось развития науки как системы. Здесь интересны такие, начавшиеся ещё в конце 1980х и завершённые ближе к началу 2000х разработки как «Стадии развития научных представлений» Ю.С. Мурашковского., переросшие в сотрудничестве с М.С Рубиным в общую «Теорию эволюции материи и моделей» (ТЭММ) и другие эволюционные концепции.

Наконец интересны разработки В.В. Митрофанова («Ноты ТРИЗ») и его учеников, посвящённые попыткам делать с помощью ТРИЗ новые научные открытия.


ТРИЗ В ИСКУССТВЕ

К роли ТРИЗ как инструмента художественно-драматургических приёмов в живописи обратился ещё сам Г.С. Альтшуллер, иллюстрировавший уже в 1980-е годы свои семинары работами М.К. Чюрлёниса. Применимость эволюционных подходов ТРИЗ в музыке была продемонстрирована на примере эволюции различных музыкальных систем — от отдельных музыкальных инструментов (например, работы А. Мирека «Из истории аккордеона и баяна», 1967 г.), до всего оркестра и музыкальных жанров в целом. А ТРИЗ-эволюции искусства в целом посвящена занимательная «Биография искусства» всё того же Ю.С. Мурашковского.

Таким образом с момента выхода ТРИЗ за пределы технических систем круг сфер её применения непрерывно расширялся. Исследователи настойчиво пытались, но так и не смогли найти сферы, где принципы ТРИЗ оказались бы неприменимыми.

В итоге многочисленные эксперименты подтвердили универсальность ТРИЗ как прикладной системы ещё в советские годы. Но полноценно проверить её применимость в социальной, и, особенно, в бизнес-сфере удалось лишь с начала 1990х — с распадом СССР и выходом ТРИЗ на мировой рынок. Правда, для этого классической ТРИЗ предстояло радикально измениться. Впрочем, это уже тема другого раздела.
Спасибо сказали: Андреас Штоль

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 мес. 1 нед. назад - 9 мес. 1 нед. назад #51067 от Константин Куликов
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ТРИЗ

Цель ТРИЗ — выявление и использование универсальных законов (закономерностей, тенденций) развития систем (исходно — технических).

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТРИЗ
  • Стратегическое прогнозирование развития технических систем (технологический форсайт).
  • Получение перспективных (в том числе и принципиально новых — изобретательских) решений.
  • Выявление проблем, трудностей и задач при использовании и совершенствовании технических систем.
  • Объективная оценка сторонних технических решений.
  • Ресурсоэнергосбережение, максимально эффективное использование доступных ресурсов в решении производственных проблем.
  • Выявление и прогнозирование с целью предотвращения причин брака и аварийных ситуаций (диверсионный анализ).


УНИВЕРСАЛЬНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТРИЗ
  • Решение научно-исследовательских, изобретательских и творческих задач любой сложности и направленности с сокращением перебора вариантов.
  • Систематизирование на основе системно-эволюционного подхода знаний любых областей исследовательской деятельности.
  • Развитие ключевых качеств творческой личности — системного подхода, творческого воображения и мышления.
  • Формирование и развитие творческих коллективов.

СТРУКТУРА ТРИЗ
  • Законы развития технических систем (ТС)
  • Информационный фонд ТРИЗ
  • Вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ) технических систем
  • Алгоритм решения изобретательских задач — АРИЗ
  • Методы формирования творческой личности и развития творческого воображения
Спасибо сказали: Андреас Штоль

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 мес. 1 нед. назад - 9 мес. 1 нед. назад #51068 от Александр Филонов
Сразу вопрос. Определение системы в ТРИЗ?

Когда-то был спор между ТРИЗовцами и ТОСовцами здесь на сайте, есть ли цель у системы или нет?

Тризовцы никак не могли согласиться с делением систем на т.н. биологические, механистические и мультиразумные....

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 мес. 1 нед. назад - 9 мес. 1 нед. назад #51069 от Константин Куликов
КРИТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ТРИЗ

В силу радикальности смены тысячелетних представлений о непознаваемости творчества ТРИЗ яростно критиковали всю историю существования.

При этом, попытки критики классической ТРИЗ можно разделить на неосновательные и обоснованные.

Например, как неосновательные последовательно пали мифы о непознавамости, неповторимости и принципиальной неалгоритмизуемости творческих процессов. Созданные уже к началу 1970х — концу 1980-х годов учебные ТРИЗ-программы успешно осваивали все, действительно желающие научиться изобретать. Что даже послужило основой провокационных альтшуллеровских преувеличений в заголовках, вроде «Творчество как точная наука» (до этого действительно крайне далеко!)

Однако со временем (особенно, в практике международного применения!) выяснились действительно существенные недостатки классической ТРИЗ:

  1. Ориентация на иную общественно-экономическую формацию и, как следствие, трудности применения в условиях капиталистической экономики и производства.
  2. Исходно-прикладной, эмпирический, до-научный характер и, как следствие, слабая математизация и компьютеризация.
  3. Общая техническая ориентированность и, как следствие, слабая применимость без адаптации к решению широкого круга бизнес-задач (управленческие, маркетинговые, рекламные и т.д.).
  4. Большой объём, и как следствие — сложность и длительность освоения классической ТРИЗ (186 учебных часов на освоение одной лишь первой ступени).
  5. Многословие, слабая графичность и мультимедийность и другие врождённые недостатки «книжного», докомпьютерного периода развития.
  6. Взрослый, специфически-инженерный характер изложения и сложность его восприятия управленцами, гуманитариями, детьми
  7. Исходно-русский язык и связанные с ним некоторые сложности перевода на другие (особенно азиатские) языки.

Часть этих недостатков начала преодолеваться ещё в рамках классической ТРИЗ. Так, ещё в советское время, начался перевод основных терминов на ряд европейских и азиатских языков. Усилиями известных ТРИЗ-популяризаторов и педагогов (Г. Иванов, А. Гин, М. и З. Шустерман, А. Нестеренко и др.), начали готовиться популярные занимательные, адаптированные для разного возраста (включая школьников и малышей садикового возраста) книги, игры и развивающие пособия.

Однако, выехавшие на Запад ТРИЗ-специалисты столкнулись с неприменимостью большинства привычных советских подходов на высококонкурентном западном рынке.

Возникла острая необходимость в создании принципиально иных, более адаптированных к рынку систем. Далее разберём, как она реализовалась в различных, появившихся примерно с конца 1990х-начала 2000х годов западных версиях ТРИЗ.
Спасибо сказали: Андреас Штоль

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 мес. 1 нед. назад - 9 мес. 1 нед. назад #51070 от Константин Куликов
Александр Филонов пишет:

Когда-то был спор между ТРИЗовцами и ТОСовцами здесь на сайте…


Насколько знаю, квалифицированных ТРИЗовцев, тем более, уровня Мастеров ТРИЗ здесь практически не было. То есть, спорили какие-то любители?

Александр Филонов пишет:

Тризовцы никак не могли согласиться с делением систем на т.н. биологические, механистические и мультиразумные....


Не знаю, что более послужило причиной несогласия — нарушение основания классификации (как в данном примере), низкая квалификация ТРИЗ-энтузиастов или какие-то другие факторы.

В большинстве известных мне ТРИЗ-школ принято довольно логичное деление реальных систем на естественные (физические и биологические) и искусственные (технические, социальные, и организационно-технические). А последних — на ещё более тонкие градации, например, по функциям, стадиям развития и так далее).

Что касается «мультиразумности», речь идёт явно лишь о социальных (человеческих) и комбинированных (человеко-машинных) системах. В них понятия множества стейкхолдеров и психологических (как межличностных, так и внутриличностных) противоречий в современных ТРИЗ-системах используются. То есть, своеобразное понимание мультиразумности в ТРИЗ сегодня есть. Насколько понимаю, этот принцип лёг, например, в основу системы Value-Conflict Mapping Plus (VCM+) А.Г. Курьяна.

Впрочем я бы с мультиразумностью для любых социальных систем не горячился. Например, спортивные болельщики гипотетически мультиразумны, а на практике ведут себя не то как единая и довольно-примитивно организованная толпа, не то как группа конечных автоматов. ;) Так что, в некоторых моделях мультиразумностью можно пренебречь. Особенно, с учётом тренда последовательного вытеснения человека с уровней исполнения и управления (исключая целеполагание) систем.

Александр Филонов пишет:

Определение системы в ТРИЗ?


В классической ТРИЗ их было несколько, сообразно этапам её развития (исходно определялись, в основном, технические системы). Возможно, этим и были вызваны какие-то сомнения специалистов, ориентировавшихся на старые учебники.

Александр Филонов пишет:

Есть ли цель у системы или нет?


Я как представитель GB-ТРИЗ определяю систему как «целенаправленное синергетическое взаимодействие элементов» (целенаправленную синергию).

Представители других, более старых ТРИЗ-школ могут с этим не соглашаться. Их представление может отсылаться к А.А. Богданову-Малиновскому, определяющему систему просто как «множество взаимодействующих элементов, отличающееся свойством, не сводимым к сумме свойств отдельных элементов». Правда, здесь явное отсутствие в определении целенаправленности сразу ловко компенсируется обязательным (!) выделением для любой системы главной полезной функции (ГПФ) — своеобразного аналога целенаправленности.

Впрочем на подходе в ТРИЗ маячит иное, процессное определение систем. Его декларирует, насколько знаю, В.А. Королёв (г. Белая церковь). Впрочем, это требует закономерной перестройки всего аппарата классической ТРИЗ, поэтому дальше деклараций дело, кажется, пока не идёт.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 мес. 1 нед. назад - 9 мес. 1 нед. назад #51071 от Константин Куликов
ЗАРУБЕЖНОЕ РАЗВИТИЕ ТРИЗ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА [дополняется]

У начавшегося в 1990-е годы зарубежного этапа развития ТРИЗ есть три закономерные особенности:

I. После распада СССР большая часть выехавших из него ТРИЗ-специалистов попала в США, как в самую привлекательную для эмигрантов 1990-х страну мира. Сюда же вскоре в результате не совсем «прозрачной» истории из Санкт-Петербурга переместилось (в том числе, юридически!) и общее руководство МАТРИЗ. С тех пор мировой центр ТРИЗ-развития и сертификации сместился в США.

II. Сама эволюция ТРИЗ пошла по нескольким наметившимся ранее направлениям:

Одно из них связано с компьютеризацией ТРИЗ, развивающей на Западе изначальный успех «Изобретающей машины» В.М. Цурикова.

Правда, зарубежные корпорации признаваться в применении ТРИЗ не любят. Однако, в применении, например, промышленной ТРИЗ-системы SolverMill замечены многие крупные западные компании — от южнокорейской Samsung до американской Boeing.

Близким подходом (компьютеризация ТРИЗ) занялась и компания Ideation International Inc, образованная в 1992 г. выехавшей в Детройт Кишинёвской школой ТРИЗ во главе с Б.Л. Злотиным. Однако, по другой причине. Эта школа продолжила активно развивать «дерево знаний» I-TRIZ. В результате оно разрослось так мощно, что для ориентации в нём понадобилась своя компьютерная система Research WorkBench — насколько мощная, настолько же и неудобная. Так что пользоваться ею в итоге смогли/захотели немногие, и большого коммерческого успеха она не имела. Впрочем, эволюция этого семейства продуктов продолжается, так что возможны и новые, более интересные находки.

Прямо противоположными усложнению ТРИЗ стали попытки её предельного упрощения. Хотя трудно сказать, чем на самом является предпринятая Рони Горовицем попытка создания Advanced Systematic Inventive Thinking (ASIT) — предельным выхолащиванием ТРИЗ всего «до 2х принципов и 5 приёмов» или же самостоятельной западной веткой, возникшей например, из «Контрольных вопросов А. Осборна» или методики «SCAMPER». Для полноценного использования в промышленности она подходит слабо. Зато может служить неплохим введение в ТРИЗ для детей. Например, известна обучающая ASIT забавная мультимедийная компьютерная игрушка «Как решить задачу».

Гораздо более удачная попытка создания «мини-ТРИЗ» была предпринята в 2008 отделившейся от Ideation International Inc компанией Guided Brainstorming LLC (США). Её создатели, в отличие от команды Б.Л. Злотина, попытались компьютеризировать из ТРИЗ не «всё, что можно», а лишь то, без чего нельзя успешно решать задачи (системный анализ, понятие идеальности, разрешение противоречий, универсальные приёмы). В итоге получилась предельно-компактная и удачная одноимённая (Guided Brainstorming или GB) система всего из 4-х шагов.

1. Цель (системно-функциональная).
2. Направления (все 3 принципиально возможные из формулы идеальности).
3. Идеи (этап генерации, основанный на уникальной компактной системе из 30 универсальных изобретательских приёмов)..
4. Концепции (простая и надёжная методика отбора и объединения идей).

Об эффективности работы в программах семейства GB проще судить по результату — до 300 идей изобретательского уровня в час (предел скорости диктофонной записи).

Более рекламировать систему не буду. Скажу лишь, что сегодня предпочитаю именно её — за оптимальное сочетание простоты, удобства и мощности.

III. Наконец, самые ярких успехов в применении ТРИЗ удалось добиться странам, обеспечившим максимальную массовость её внедрения.

Первой грандиозных успехов удалось достигнуть корпорации Samsung, обучившей ТРИЗ уже к 2005 практически всех (более 33 тысяч!) своих инженеров. В рекламе ни эта корпорация, ни её успехи в мировом производстве электроники и другой инновационной продукции не нуждаются.

Ещё дальше пошли в Китае — по пути создания своей национальной версии ТРИЗ (К-ТРИЗ/C-TRIZ) как основы национальной программы инноватики. Об этой, поддержанной рядом университетов программе из-за относительной закрытости Китая и языкового барьера известно относительно немного. Но начавшийся в последние годы в Китае взрывной рост числа патентов может свидетельствовать в её пользу.
Спасибо сказали: Андреас Штоль

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум