Не мотивация, а осознанность


1 мес. 3 дн. назад #47914 от Георгий Лейбович
Привожу цитату из первого Вашего поста: "Не мотивация к действиям, а осознанность в течение всего пути трансформации является ключом к результатам".
Именно её и пытаюсь частично опровергнуть. Если я правильно понимаю, то в течение всего пути трансформации осуществляются действия, ведущие к цели. Собственно, этот путь и состоит из действий. Чтобы они были осознанными необходимо, как минимум, их наличие, как и наличие цели. А для этого нужна потребность, явная или скрытая, которая породит мотивацию.
Таким образом, сперва возникает потребность в трансформации, которая может породить (а может - и нет) мотивацию, а уже потом - осознанное движение. А для кого-то достаточно мотивации к конкретному действию. Как-то так.
Спасибо сказали: Емелин Дмитрий

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 мес. 3 дн. назад #47916 от Александр Запорожцев
Георгий Лейбович пишет:

Таким образом, сперва возникает потребность в трансформации, которая может породить (а может - и нет) мотивацию, а уже потом - осознанное движение. А для кого-то достаточно мотивации к конкретному действию. Как-то так.

Все правильно. Я хотел обратить внимание, что часто наши действия подчинены достижению цели или побудительным мотивам, которые для нас являются главными, и только осознанность позволяет сфокусироваться на сущности действий и тогда достижение действительно важных целей.
Пример из моей практике. Студенты должны сдать 6 практических работ по дисциплине "Диагностика технических систем". Какая у них цель? Ответ очевиден - получить зачет. Как действовать преподавателю в этой ситуации? Вариантов несколько:
1. Проверить правильность выполненной работы
2. Спросить теорию по данной работе
К любому из этих вариантов студенты готовы - к турьему курсу они уже умеют "сдавать лабы".
Можно ли ожидать от студентов осознанного подхода к изучению дисциплины? Хорошие студенты действительно пытаются разобраться с изучаемой дисциплиной - не зубрят, а стараются понять теоретический материал. Однако, этого недостаточно - на большинство нестандартных вопросов студенты не смогут найти правильный ответ. Наша система образования не предполагает такого уровня образования, чтобы студенты могли отвечать на нестандартные вопросы. А что нужно уметь делать, чтобы отвечать на нестандартные вопросы? Мне представляется, что это умение проникать в суть обсуждаемого вопроса и для этого нужны осознанные усилия в мыслительной деятельности - не поиск готового ответа, который лежит на поверхности, а проникновение в глубину, выявление глубинных аспектов их взаимосвязи и умение обобщить результаты такого глубинного анализа. Для студентов, обучающихся прикладным специальностям этот навык не является самым необходимым, а вот для специальности "Системный анализ и управление" такой навык является жизненно необходимым.
Поэтом в этом году я ввел требование - по каждой работе студент должен написать эссе на тему "В чем сущность работы". Прямого ответа на этот вопрос в учебниках и интернете найти невозможно - нужно самостоятельно обобщить этот материал и сделать выводы. Я предполагаю, что этим заданием я мотивирую студентов на включение осознанного отношения к изучаемой дисциплине. Конечно, данный пример не в полной мере относиться к понятию "осознанность", так как к осознанности изучения дисциплины студентов принуждают, а настоящая осознанность возникает как естественная потребность деятеля. Но все обучение построено на принуждении - другого способа нет.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 мес. 3 дн. назад #47917 от Вальчук Виктор Васильевич
Александр Запорожцев пишет:


Поэтом в этом году я ввел требование - по каждой работе студент должен написать эссе на тему "В чем сущность работы"


Это ничего не изменит. Студент, который учится только для того, чтобы закончить, и дальше бедет делать минимальное количетво усилий для получения зачета. И вы ему его поставите. Несмотря на его непонимание сущности работы (на вас тоже давят сверху).

Менять нужно весь контекст. И у вас единственный выход- сделать все возможное, чтобы вызвать интерес. Безотносительно к оценкам. Безотносительно к давлению родителей закончить ВУЗ. Скорее всего, это не получится для всех. Пусть интерес появится только у небольшой части. С ними и работайте по-настоящему. Дайте им интересный проект, выполнить который можно только разобравшись в сути и проявив самостоятельность. Но сам проект должен их захватить. Достигаемый результат должен их вдохновлять. Другого пути включить оптимальную мотивацию не существует.

Остальным вы просто поставите зачет.... А первым поставите ЗАЧЕТ. Но для них важен не сам зачет, вот в чем дело.
Спасибо сказали: Aлександр Вьюшин

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 мес. 2 дн. назад #47918 от Александр Запорожцев
Вальчук Виктор Васильевич пишет:

Это ничего не изменит. Студент, который учится только для того, чтобы закончить, и дальше бедет делать минимальное количетво усилий для получения зачета. .

Какой Вы пессимист))) Конечно, студент будет делать минимум усилий, в точности, как и мы это делали, когда были студентами. Но это его проблемы - преподаватель не должен идти на поводу у студента, иначе он не преподаватель. Каждый играет сою роль.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 мес. 2 дн. назад #47924 от Георгий Лейбович
Александр Запорожцев пишет:

Конечно, студент будет делать минимум усилий.


Нет реальной мотивации.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 мес. 2 дн. назад #47927 от Александр Запорожцев
Георгий Лейбович пишет:

Нет реальной мотивации.

Маленький мальчик с нескрываемым отвращением пилит скрипку, проходит время - на международном конкурсе уже большой мальчик с блеском выигрывает главный приз. Никакой мотивации!

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 мес. 2 дн. назад #47929 от Георгий Лейбович
Александр Запорожцев пишет:

Георгий Лейбович пишет:

Нет реальной мотивации.

Маленький мальчик с нескрываемым отвращением пилит скрипку, проходит время - на международном конкурсе уже большой мальчик с блеском выигрывает главный приз. Никакой мотивации!

Не могу согласться. Сперва потребность в защищённости вызывает мотивацию; Быть хорошим мальчиком или Чтоб отстали. Затем ветвится, но смысл потребность - мотивация-(осознание) остаётся. Сам был таким мальчиком, правда, готов был распилить пианино:) , но остановился на первом этапе, спасибо слону.
Спасибо сказали: Снегирев Вячеслав Юрьевич

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 мес. 2 дн. назад #47934 от Александр Запорожцев
Георгий Лейбович пишет:

Не могу согласиться.

Соглашаться не обязательно))) Когда Левенчук понял, что научить слушателей системному мышлению практически невозможно, он обратился к "сержантскому методу" - разработал задачник по системному мышлению и добивается беглости мышления на решении большого числа простых задач. Конечно, Вы скажете, что только мотивированный человек может выдержать такой метод. Согласен, но я о другом - нужно искать такие методы обучения, которые учат практически - формируют навык.
Вот и ищу подходы, чтобы учить осознанности.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


  • Дмитрий Ким
  • Дмитрий Ким
  • НА САЙТЕ
  • Platinum Boarder
    Platinum Boarder
  • Сообщений: 583
  • Получено спасибо: 161
1 мес. 1 день назад - 1 мес. 1 день назад #47948 от Дмитрий Ким
Александр Запорожцев пишет:

Не важно, какая цель, везде работает только один рецепт – ОСОЗНАННЫЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ПОСЛЕЗАВТРА…


Если внимательно изучить операциональное определение термина "Осознанность".
То,
осознанные действия могут быть только сейчас, в этот самый момент, когда я пишу этот комментарий. Я осознал, что мне важно помочь прояснить эту тему для себя и топикстартера. И вступаю в полемику надеясь в результате получить новую сущность. Это важно. Очень.
На десятом комментарии, меня возмутил какой-то пост. Я к нему дорисовал свои негативные образы и осознанность сменяется мотивацией "унизить гада". Мозг строит ментальную карту последовательных действий и я побужденный мотивом злости и мести начинаю доказывать своё превосходство "сегодня, завтра, послезавтра".

В какой-то момент ко мне возвращается осознанность и при нажатии очередной клавиши я задаю себе вопрос: "Что я делаю? Создаю новую сущность или доказываю свою правоту?" Честно отвечаю себе на вопрос и покидаю ветку.

Дмитрий Ким

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 мес. 20 ч. назад - 1 мес. 20 ч. назад #47954 от Александр Запорожцев
Сегодня студенты должны были предъявить свое понимание сути той работы, которую они сделали. Каждый написал, то что он сумел сформулировать.
Формально - результат отрицательный. никто не смог выполнить задание так, как бы его мог оценить положительной оценкой.
Но ...., неформально положительный итог есть: 1. студенты "с удивлением" рассказывали, что они задавали вопросы по сути работы и пытались на них отвечать, 2. был применен мозговой штурм - ребята общались, коллективно пытаясь найти ответы, 3 в некоторых работах (3 -5 шт) ребята очень близко подошли к правильной формулировке сути работы - не хватило совсем немного.
Решил дать еще одну возможность - на экзамене суть работы будет третьим вопросом билета

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум