Тёмная сторона lean


14 года 3 нед. назад - 14 года 3 нед. назад #2863 от Александр Карбаинов
Дорогие коллеги!

Я тут нашёл интересное чтиво: www.gembapantarei.com/the_dark_side_of_lean

Соответственно, у меня возник вопрос: с какими проблемами, возникшими вследствие внедрения различных технологий БП Вы сталкивались?
Интересуют не проблемы внедрения, которые понятны. а проблемы, которые появились вследствие успешного внедрения.
И, соответственно, как они решались?

Keep it simple, stupid!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #2864 от Дмитрий Стукалов
Алексанр,

Одна просьба. Наше сообщество русскоязычное. Если даете ссылку на иностранный ресурс, пожалуйста комментируйте ее. Тем более, что по этой ссылке находится не материал, а ссылки на другие материалы.

Кстати, в первой же ссылке "The Business Complexity Accelerator at Toyota" идет обсуждение статьи, которую я недавно перевел: " Проблемы Toyota: в борьбе с демоном сложности ".

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад - 14 года 3 нед. назад #2865 от Александр Карбаинов
ОК, прокомментирую.

По предложенному адресу находится перечень ссылок на англоязычные статьи, объединённые рубрикой с поэтичным названием "Тёмная сторона lean" :)

Содержание этих статей - проблемы, возникающие на предприятиях, на которых БП внедрено. В статьях речь идёт об американских и японских предприятиях.

Например, в Японии Тойота использует труд гастарбайтеров, что порождает соответствующую социальную напряжённость. Причём использование такого труда является следствием внедрения lean.
Соответственно вопрос к коллегам: куда по факту деваете лишних сотрудников, после удачных улучшений?

Keep it simple, stupid!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #2868 от Дмитрий Стукалов
Хотел бы здесь отметить, что речь идет о проблемах на предприятиях, на которых бережливое производство внедрено и успешно используется. Но это не значит. что проблемы возникают из-за бережливого производства!

Lean - это не панацея, это лишь инструмент!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #2869 от Юрий Рыбалка
Хотел бы здесь отметить, что речь идет о проблемах на предприятиях, на которых бережливое производство внедрено и успешно используется. Но это не значит. что проблемы возникают из-за бережливого производства!

Lean - это не панацея, это лишь инструмент!


И-мен-но!!! И я еще добавил бы - это инструмент не для остолопов, а для рачительных хозяев. Которые не относятся к людям как к мусору.

Одним из следствий успешного внедрения Lean и правда может быть такое открытие, что ту работу, которую раньше выполняло на предприятии 50 человек, с бережливым подходом, не напрягаясь, выполнят 20.

Однако оставшихся 30 не обязательно куда-то "девать". Это же не мусор. И если их привлекли на работу в этот бизнес, а потом ресурс высвободился, хозяева должны взять на себя какую-то социальную ответственность за этих людей.

Возможностей для реализации этой ответственности - пруд пруди. Было бы желание...и совесть. Расширьте производство и сбыт, если емкость рынка позволяет, и у вас добавятся новые рабочие места. Если наращивать объемы в данном бизнесе нецелесообразно - диверсифицируйте свои инвестиции, осваивайте смежные продуктовые направления, переквалифицируйте высвободившийся персонал и направьте в новую нишу. Одним словом, не стойте на месте и не празднуйте легкую победу, а развивайтесь - это же и есть главная задача менеджмента. Генерите новые идеи. Тогда свободные руки и головы не будут вам помехой. К тому же, за гуманное отношение ваши люди отплатят вам благодарностью. Не сомневайтесь.

Более того. Люди, работающие на предприятии, не дураки. Они вполне могут и сами спрогнозировать, что повышение эффективности производства может привести к сокращению потребности в персонале на данном конкретном участке. И если руководство бизнеса ЗАРАНЕЕ не даст людям социальных гарантий на этот предмет, не покажет им ПЕРСПЕКТИВУ РАЗВИТИЯ, то люди, ясное дело, будут блокировать такую оптимизацию.

Не правда ли, при таком подходе найдется место и для серьезных маркетинговых исследований, и для стратегического планирования, и для НИОКР, и прочих полезных, но непонятных российскому бизнесу вещей?

Lean - это инструмент не для решения локальных задач, а для РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 3 нед. назад #2876 от Александр Карбаинов
Это понятно, что должна быть социальная ответственность бизнеса и людей надо переквалифицировать.
Но по факту всегда ли это всем удавалось?

Keep it simple, stupid!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 2 нед. назад #2877 от Юрий Рыбалка
Александр Карбаинов писал(а):

Это понятно, что должна быть социальная ответственность бизнеса и людей надо переквалифицировать.
Но по факту всегда ли это всем удавалось?


Александр, это же золотые слова, что "и так понятно". Потому что я например работал в бизнесах, владельцам которых это было вовсе не понятно. Или по-барабану.

Если говорить о российской практике, рискну предположить, что далеко не всегда удавалось.

Однако я как профессиональный менеджер уверен, что не удается тогда, когда не поставлена четко задача. Если она будет ставиться четко в самом начале и не будет "отзываться" по ходу событий... то мне даже трудно представить, что здесь может "не получиться"?

Если хотите, давайте разовьем эту тему, хотя бы гипотетически. Какие трудности могут быть с переквалификацией персонала?

Мне кажется, что главное - предоставить людям выбор, а не ставить их перед фактом. Хочешь оставаться в нашем бизнесе - ну вот такая ситуация получилась, твоя квалификация уже не востребована, зато мы можем тебе предложить альтернативу. Переобучим, под договор, по которому ты должен отработать определенное время, чтобы отбить инвестиции в тебя. Уходишь раньше этого срока - заплати за обучение. (Это вам, пожалуйста, программа удержания персонала)

Ну а не хочешь переобучаться - тут уж извини. Что еще мы можем для тебя сделать? Ну разве попробуем помочь тебе с трудоустройством в другую компанию, если эта данная квалификация хоть кому-то еще нужна на рынке. Выходное пособие дадим какое-то (бизнес же все равно снизил затраты, почему бы часть этой экономии не направить на социальную поддержку?). Можно тут еще какие-то льготы сокращенным придумать?

Это же жизнь, в конце концов. С развитием промышленности перестала быть востребована профессия кочегара. Я лично буду очень рад, если в ближайшем будущем отпадет нужда в профессии шахтера - во всяком случае, в том виде, когда человеку нужно целую смену проводить под землей, с ежедневным риском быть заживо погребенным.

Если у администрации бизнеса есть уважение к сотрудникам, к людям, то договориться всегда можно.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 2 нед. назад #2878 от Юрий Рыбалка
Да, и еще - по поводу Dark side of Lean возникла такая сентенция.

Не в учениях темная сторона. А в людях. Возьмите любую религию например. Всегда найдутся ортодоксы и экстремисты. Так разве с религией надо бороться в этом случае?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 2 нед. назад - 14 года 2 нед. назад #2879 от Александр Карбаинов

Юрий Рыбалка писал(а):
Мне кажется, что главное - предоставить людям выбор, а не ставить их перед фактом. Хочешь оставаться в нашем бизнесе - ну вот такая ситуация получилась, твоя квалификация уже не востребована, зато мы можем тебе предложить альтернативу. Переобучим, под договор, по которому ты должен отработать определенное время, чтобы отбить инвестиции в тебя. Уходишь раньше этого срока - заплати за обучение. (Это вам, пожалуйста, программа удержания персонала)

Ну а не хочешь переобучаться - тут уж извини. Что еще мы можем для тебя сделать? Ну разве попробуем помочь тебе с трудоустройством в другую компанию, если эта данная квалификация хоть кому-то еще нужна на рынке. Выходное пособие дадим какое-то (бизнес же все равно снизил затраты, почему бы часть этой экономии не направить на социальную поддержку?). Можно тут еще какие-то льготы сокращенным придумать?

Это же жизнь, в конце концов. С развитием промышленности перестала быть востребована профессия кочегара. Я лично буду очень рад, если в ближайшем будущем отпадет нужда в профессии шахтера - во всяком случае, в том виде, когда человеку нужно целую смену проводить под землей, с ежедневным риском быть заживо погребенным.

Если у администрации бизнеса есть уважение к сотрудникам, к людям, то договориться всегда можно.

С точки зрения владельца бизнеса, внедрение lean без сокращения персонала — штука сомнительная. Как людей не переквалифицируй, издержки-то не уменьшаться.
Совсем не факт, что сокращение себестоимости будет пропорционально увеличению продаж и соответственно, потребность в рабочей силе как-то изменится, скорее всего в сторону уменьшения.
Новые направления - штука рискованная, небыстрая и необязательно успешная.

Можно, конечно подсластить пилюлю с увольнениями: увольнять по сокращению.

Здесь возникает ещё одно следствие: а возможно ли успешное внедрение lean в градообразующих предприятия?
Допустим, в результате внедрения на АвтоВАЗе 50% сотрудников надо будет сократить...

А почему мне это интересно?
Я всегда как-то теряюсь, когда мне приходится увольнять людей и поддерживать энтузиазм в оставшихся. Интересно, кто как выходит из положения.

Keep it simple, stupid!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 2 нед. назад - 14 года 2 нед. назад #2880 от Юрий Рыбалка
Александр Карбаинов писал(а):

С точки зрения владельца бизнеса, внедрение lean без сокращения персонала — штука сомнительная. Как людей не переквалифицируй, издержки-то не уменьшаться.


Александр, в разных бизнесах может быть по-разному. Это все считается. Надо смотреть, какова вообще доля ФОТ в структуре себестоимости.
Я бы предложил ориентироваться по принципу Парето. Если ФОТ в данном бизнесе не входит в 20% капиталообразующих затрат, которые образуют 80% всей себестоимости, то не нужно вообще его трогать. А следовательно - и численность сокращать. Существенного влияния на себестоимость эта мера не окажет.
Сокращение персонала - это вообще не есть инструмент снижения издержек. Если с него начать - это скорее дорожка к гибели бизнеса.
Я думаю, что сокращение потребности в человеческих трудовых ресурсах - все-таки скорее следствие оптимизации процессов. Другое дело, что численность штата до кризиса зачастую бездумно, неоправданно раздувалась. Так это ошибки администрации, пусть она и ломает голову, сотрудники-то почему должны за них платить? Они просто работают.
Все же, одна из социальных ролей бизнеса - ЗАНЯТОСТЬ. Бизнес должен думать, чем людей ЗАНЯТЬ. Потому что иначе люди будут заниматься чепухой - водку пьянствовать, машины жечь и прочие безобразия хулиганить.

Совсем не факт, что сокращение себестоимости будет пропорционально увеличению продаж и соответственно, потребность в рабочей силе как-то изменится, скорее всего в сторону уменьшения.


А я бы на месте владельца бизнеса вовсе не начинал никаких изменений, пока мне не покажут грамотный, обоснованный расчетами прогноз, экономическую модель - на сколько в итоге будет снижена себестоимость, и на сколько вырастут продажи (выручка)? Может, овчинка и выделки не стоит? Как без этих цифр можно принять решение?

Перед фактическим стартом проекта по развертыванию Lean-преобразований должны быть этапы: а)аудита текущего состояния бизнеса; б)оцифровки текущего состояния; в)формулировки цели изменений; г)разработки плана изменений и д)оцифровки ожидаемых результатов. И эта работа стоит денег и времени, поверьте, даже если в результате вы убедитесь, что изменения вам не помогут и незачем их начинать.

Новые направления - штука рискованная, небыстрая и необязательно успешная.


Ну эту фразу хочется оставить без комментариев. Кто не рискует, тот не пьет шампанское. ;)

Здесь возникает ещё одно следствие: а возможно ли успешное внедрение lean в градообразующих предприятия?
Допустим, в результате внедрения на АвтоВАЗе 50% сотрудников надо будет сократить...


Ну а на Тойоте численность сотрудников, думаете, была меньше чем на ВАЗе? :) Внедрили же...

АвтоВАЗ - очень тяжелый пример, Александр. Если смотреть серьезно - это завод по переработке некачественного металла в еще более некачественный металлолом. Продукт, ценность которого для рынка сомнительна. Я не знаю людей, которые поездили на иномарке, а потом с радостью пересели обратно в "жигули". И все мы прекрасно знаем, что иностранцы тоже способны предложить малобюджетные авто, только их в Россию не пускают, держат нишу для ВАЗа, чтобы он не просел совсем.

Кому это надо - я не понимаю. Уже всему миру мы доказали, что автомобили делать не умеем. Может, пора уже бросить эту затею, а не Lean на ВАЗе внедрять?

Завод просто власти держат на плаву, чтобы не ломать голову, чем занять людей, если предприятие обанкротится. А может, уже давно можно было бы придумать, чем их занять, если бы вектор сменили?

Можно ведь спросить не только про рабочих автогиганта. Можно спросить поставщиков ВАЗа - каждого в отдельности: какую долю в их сбыте занимает клиент АвтоВАЗ? Упадет у них бизнес, если АвтоВАЗ перестанет брать их продукцию, или нет?

А сотрудники АвтоВАЗа... возможно, оказались бы очень востребованы в сегменте автосервиса (после дообучения). Ведь нормальных качественных сервисов по стране не хватает. Вы можете попасть в сервис на диагностику ходовой без записи? Я - нет, хоть недельку да заставят подождать в очереди.

Ряд иностранных предприятий развертывают уже в России свои сборочные заводы. Они понтуются, хотят набирать персонал и обучать "с нуля", а с российских предприятий брать не хотят. Ну вот и дать им по рукам. Пусть берут и переобучают. Но под строгим контролем правительства, чтобы не получалась опять "игра в одни ворота".

Политика опять в этом вопросе, Александр. Она слишком многофакторна, любая дискуссия зайдет в тупик. Вы бы брали примеры попроще))

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум