Цели бережливого предприятия
- Алексей Васильев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
Действительно, давайте от печки. И вопрос, действительно, далеко не простой и не праздный.Коллеги, ... у любой системы, по определению, должна быть цель. Какова цель производственной системы, построенной на базе философии ЛИН? Как мне кажется, это очень непростой вопрос. Лично я искал на него ответ несколько лет. У меня ответ тоже получился "очень непростой".
Боюсь показаться неоригинальным, но тем не менее попробую начать.
Во-первых, считаю, что бизнес должен ставить перед собой еще какие-то сверхзадачи, кроме "бабла".
Во-вторых, думаю, традиционные рассуждения про "снижение затрат всех видов" довольно быстро сведутся к личной эффективности работы отдельных сотрудников, а также к вопросам синергии...
В связи с этим, одна из целей Lean Enterprise мне видится в создании в коллективе компании условий, подвигающих работников к творчеству и максимальной отдаче. Вспоминая Деминга, цель - "дать возможность каждому получать удовольствие от его работы".
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Жаринов
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
А в чём здесь роль ЛИН? У одного моего знакомого, владельца небольшой фабрики, это записано в виде миссии. Но на фабрике никакого ЛИН. Или цель системы и миссия организации это независимые вещи?... цель - "дать возможность каждому получать удовольствие от его работы". ...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Алексей Васильев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Павел Коган
- Не в сети
- Завсегдатай
- Сообщений: 244
- Спасибо получено: 3
ЛИН - философия, которая помогает стать лучше, намного лучше своих конкурентов. Все идеи направленны на то, чтобы работа делалась быстро, гибко, качественно.
И здесь другая проблема существует, о которой пишет Сергей. Мало записать все это на бумаге, необходимо это пропустить через себя, вогнать в свою голову клином. А этого мы не наблюдаем. А почему? А все по тем же причинам. Старые совковые подходы: ты начальник - я дурак; дать меньше - получить больше; ты мне - я тебе. Все эти, принципы работы прошлой плановой экономики, до сих пор седят в головах наших людей. Поэтому смею еще предположить, что цель ЛИН должно стать системное очищение производства от совкового мышления. Какими способами? Например, цикл Деминга PDCA в таком виде - Обучай, Делай, Смотри, Увольняй. И снова и снова, до полного очищения, там где надо. А где не надо...там не надо.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
Таким образом цель служит во-первых, для ориентирования вектора приложения усилий и во-вторых, для контроля за достижением заданных значений. Конечно, это очень механистический подход, но он для меня послужил отправной точкой в рассуждениях.
Если цель достижима, а она именно такой и должна быть для того, чтобы можно было контролировать степень приближения к ней, то рано или поздно она будет достигнута. Что делать в этом случае? Прекратить движение, удовольствовавшись сложившимся положением? Очевидно нет. В окружающем мире нужно все время бежать, что бы тебя не обогнали. Значит выход один – поставить новую цель. Однако, это наводит на мысль, что нельзя задать одну цель раз и навсегда. Можно задать некую совокупность условий, при которых достижение новых целей будет происходить быстрее, а система будет стабильнее, менее подверженной воздействиям извне. Такие условия можно задать дополнительно, например, как упомянул Сергей Жаринов в виде миссии компании, как некоего общего тренда для того, чтобы раз за разом правильно и своевременно выбирать цель и добиваться ее достижения.
Подводя итог можно сказать, что то, о чем мы говорим не есть цель как таковая, но есть задача построения системы, способной успешно достигать поставленных целей.
С другой стороны, как известно, цели достигаются более успешно тогда, когда цели предприятия и цели работников предприятия если и не совпадают, то образуют единое множество взаимозависимых показателей. То есть выполняя свою работу, работник должен понимать, что он достигает свои цели. И в это же время предприятие (система в целом) также должно двигаться к достижению общей цели.
Резюмируя выскажусь в том духе, что в рассматриваемом контексте цель – построение согласованной системы, в которой функционирование каждого элемента не противоречит функционированию системы в целом.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Царяпкин Сергей
- Не в сети
- Завсегдатай
- Сообщений: 228
- Спасибо получено: 12
Brilliant!!!... выполняя свою работу, работник должен понимать, что он достигает свои цели. И в это же время предприятие (система в целом) также должно двигаться к достижению общей цели.
С этим Абсолютно Согласен!
В конце ноября на выездном семинаре молодых сотрудников нашей компании после Топов выступал с презентацией о Бережливом Производстве. Начинал с такого рисуночка:
По гипотенузе этого треугольника Тойотовская Хосин-Канри, или Система Каскадирования Целей. Вот если удастся в головах сотрудника заложить катеты этого треугольничка, то Компания будет гораздо более успешнее, чем без такого понимания связи личных Целей сотрудника с Целями Компании.
Цель Бережливой Производственной Системы на мой взгляд:
Построение самообучающейся организации, гибко и быстро реагирующей на внешние изменения и реализующей непрерывные улучшения в:
- повышение Качества
- снижение Затрат
- укрепление дисциплины Поставок.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
А каковы цели работников предприятия? У всех разные? Но ведь ни кто не будет подвергать сомнению факт того, что эти цели лежат не только в материальной плоскости. Человеку требуется признание, уважение, любовь, наконец! Вот и приходит здесь на смену понятию ЦЕЛЬ, понятие ЦЕННОСТЬ. Работник, отдавая свои силы предприятию, создает ценность, а вот в чем ценность предприятия для работника? Если только в финансовом интересе, то получается, что ценность не полна и работник будет чувствовать неудовлетворенность столь некачественным продуктом. Поэтому другая интерпретация цели бережливого предприятия – создание взаимной ценности для работников и предприятия (потребителя).
Ну, а где ценность там и потери. Потери в материальной сфере очевидны, но не будем забывать и 8-ю группу потерь, связанную с потерями творческого потенциала. Что сюда отнести? Ложь, недоверие, унижение, злобу, закрытость... Список можно продолжать. Устраняя материальные потери не стоит забывать и про потери духовной сферы.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Пятков
- Не в сети
- Moderator
- Сообщений: 462
- Спасибо получено: 5
Какая цель производственной системы, построенной на базе философии ЛИН? А какая цель у предприятия, которое получило сертификат ISO 9000, или построило СМК, или придерживается принципов Деминга, или ТОС? Какая цель у предприятия внедрившего SAP? А есть ли такие предприятия, построенные (целиком) на философии ЛИН ? И кто более верно изложил эту философию – Лайкер, Вумек, Оно, Синго, Масааки? А если появится еретик и добавит в эту философию новый принцип или откроет девятый вид потерь, или что-то такое, что и на ум сейчас прийти не может? А какова цель бизнеса вообще? А цель жизни? Имеет ли этот (выше поставленный) вопрос такую важность, какую мы пытаемся ему навесить?
ЛИН, безусловно, представляет собой цельную и хорошо описанную систему организации и управления, возможно лучшую на сей день, но не более. Вместе с тем, есть много мифов, иллюзий и вопросов. Предлагаю относиться к ЛИН не как к библии. Изучайте, лучше тщательно, но не отключайте при этом мозги, ставьте вопросы, проверяйте, развивайте эти исходные концепции, как это делали и, думаю, продолжают делать, на Тойоте. Думайте больше не о том, какая цель у ЛИН, а какая цель у Вас.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
Только вот ежедневно решая задачи различной степени сложности и масштаба мы зачастую делаем это так, как будто это самоцель, забывая о магистральной линии или СВЕРХЗАДАЧЕ. В результате этого сама жизнь представляется нам мелкой возней, полной безысходности. Все же неплохо иногда задуматься и над смыслом тех действий, которые мы ежедневно выполняем, понять их ЦЕЛЬ и ЦЕННОСТЬ для себя и окружающих, оценить степень приближения к своей мечте.
В этом смысле Сергей Жаринов и Алексей Васильев дали повод подраскинуть мозгами. Спасибо!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Пятков
- Не в сети
- Moderator
- Сообщений: 462
- Спасибо получено: 5
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Главная
- Форум
- Форум LeanZone.ru
- Общий
- Цели бережливого предприятия