Цели бережливого предприятия


9 года 11 мес. назад - 9 года 11 мес. назад #1230 от Алексей Васильев
В ветке " Взаимодействие процессов производства и продаж " Сергей Жаринов писал:

Коллеги, ... у любой системы, по определению, должна быть цель. Какова цель производственной системы, построенной на базе философии ЛИН? Как мне кажется, это очень непростой вопрос. Лично я искал на него ответ несколько лет. У меня ответ тоже получился "очень непростой".

Действительно, давайте от печки. И вопрос, действительно, далеко не простой и не праздный.

Боюсь показаться неоригинальным, но тем не менее попробую начать.
Во-первых, считаю, что бизнес должен ставить перед собой еще какие-то сверхзадачи, кроме "бабла".
Во-вторых, думаю, традиционные рассуждения про "снижение затрат всех видов" довольно быстро сведутся к личной эффективности работы отдельных сотрудников, а также к вопросам синергии...

В связи с этим, одна из целей Lean Enterprise мне видится в создании в коллективе компании условий, подвигающих работников к творчеству и максимальной отдаче. Вспоминая Деминга, цель - "дать возможность каждому получать удовольствие от его работы".

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 года 11 мес. назад #1234 от Сергей Жаринов
Алексей Васильев пишет:

... цель - "дать возможность каждому получать удовольствие от его работы". ...

А в чём здесь роль ЛИН? У одного моего знакомого, владельца небольшой фабрики, это записано в виде миссии. Но на фабрике никакого ЛИН. Или цель системы и миссия организации это независимые вещи?

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 года 11 мес. назад - 9 года 11 мес. назад #1235 от Алексей Васильев
Действительно, создать в компании созидательный корпоративный дух можно и не под флагом Лин. Просто в России сейчас с духом туго, а Лин базируется на гуманистических идеях и призывает, наконец, обратить взгляд на человека (без вовлечения и мотивации ничего не сделать). Поэтому ставить такую цель именно в рамках Лин, на мой взгляд, вполне естественно.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 года 11 мес. назад - 9 года 11 мес. назад #1238 от Павел Коган
Целью производственной системы, построенной на базе философии ЛИН - стать лучшим, стать чемпионом своего дела

ЛИН - философия, которая помогает стать лучше, намного лучше своих конкурентов. Все идеи направленны на то, чтобы работа делалась быстро, гибко, качественно.

И здесь другая проблема существует, о которой пишет Сергей. Мало записать все это на бумаге, необходимо это пропустить через себя, вогнать в свою голову клином. А этого мы не наблюдаем. А почему? А все по тем же причинам. Старые совковые подходы: ты начальник - я дурак; дать меньше - получить больше; ты мне - я тебе. Все эти, принципы работы прошлой плановой экономики, до сих пор седят в головах наших людей. Поэтому смею еще предположить, что цель ЛИН должно стать системное очищение производства от совкового мышления. Какими способами? Например, цикл Деминга PDCA в таком виде - Обучай, Делай, Смотри, Увольняй. И снова и снова, до полного очищения, там где надо. А где не надо...там не надо.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 года 11 мес. назад - 9 года 9 мес. назад #1242 от Дмитрий Стукалов
Итак, речь идет о производственной системе. Как и любую систему ее можно охарактеризовать набором независимых показателей, образующих многомерное пространство. Тогда, цель системы можно представить как некую точку или область в этом пространстве. Наличие цели позволяет задать вектор приложения усилий, определяющий изменение системы в нужном направлении. Непрерывно измеряя характеристики системы и сопоставляя их с целевыми значениями можно говорить о степени достижения цели.

Таким образом цель служит во-первых, для ориентирования вектора приложения усилий и во-вторых, для контроля за достижением заданных значений. Конечно, это очень механистический подход, но он для меня послужил отправной точкой в рассуждениях.

Если цель достижима, а она именно такой и должна быть для того, чтобы можно было контролировать степень приближения к ней, то рано или поздно она будет достигнута. Что делать в этом случае? Прекратить движение, удовольствовавшись сложившимся положением? Очевидно нет. В окружающем мире нужно все время бежать, что бы тебя не обогнали. Значит выход один – поставить новую цель. Однако, это наводит на мысль, что нельзя задать одну цель раз и навсегда. Можно задать некую совокупность условий, при которых достижение новых целей будет происходить быстрее, а система будет стабильнее, менее подверженной воздействиям извне. Такие условия можно задать дополнительно, например, как упомянул Сергей Жаринов в виде миссии компании, как некоего общего тренда для того, чтобы раз за разом правильно и своевременно выбирать цель и добиваться ее достижения.

Подводя итог можно сказать, что то, о чем мы говорим не есть цель как таковая, но есть задача построения системы, способной успешно достигать поставленных целей.

С другой стороны, как известно, цели достигаются более успешно тогда, когда цели предприятия и цели работников предприятия если и не совпадают, то образуют единое множество взаимозависимых показателей. То есть выполняя свою работу, работник должен понимать, что он достигает свои цели. И в это же время предприятие (система в целом) также должно двигаться к достижению общей цели.

Резюмируя выскажусь в том духе, что в рассматриваемом контексте цель – построение согласованной системы, в которой функционирование каждого элемента не противоречит функционированию системы в целом.

SocialLean.ru - улучшение процессов, развитие социальной среды

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 года 11 мес. назад #1243 от Царяпкин Сергей
Дмитрий Стукалов пишет:

... выполняя свою работу, работник должен понимать, что он достигает свои цели. И в это же время предприятие (система в целом) также должно двигаться к достижению общей цели.

Brilliant!!!
С этим Абсолютно Согласен!

В конце ноября на выездном семинаре молодых сотрудников нашей компании после Топов выступал с презентацией о Бережливом Производстве. Начинал с такого рисуночка:

По гипотенузе этого треугольника Тойотовская Хосин-Канри, или Система Каскадирования Целей. Вот если удастся в головах сотрудника заложить катеты этого треугольничка, то Компания будет гораздо более успешнее, чем без такого понимания связи личных Целей сотрудника с Целями Компании.

Цель Бережливой Производственной Системы на мой взгляд:

Построение самообучающейся организации, гибко и быстро реагирующей на внешние изменения и реализующей непрерывные улучшения в:
- повышение Качества
- снижение Затрат
- укрепление дисциплины Поставок.
Вложения:

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 года 11 мес. назад #1244 от Дмитрий Стукалов
Продолжу свои рассуждения. Прошу заранее простить если они покажутся наивными, однако им не так уж много времени (явно не годы :) ).

А каковы цели работников предприятия? У всех разные? Но ведь ни кто не будет подвергать сомнению факт того, что эти цели лежат не только в материальной плоскости. Человеку требуется признание, уважение, любовь, наконец! Вот и приходит здесь на смену понятию ЦЕЛЬ, понятие ЦЕННОСТЬ. Работник, отдавая свои силы предприятию, создает ценность, а вот в чем ценность предприятия для работника? Если только в финансовом интересе, то получается, что ценность не полна и работник будет чувствовать неудовлетворенность столь некачественным продуктом. Поэтому другая интерпретация цели бережливого предприятия – создание взаимной ценности для работников и предприятия (потребителя).

Ну, а где ценность там и потери. Потери в материальной сфере очевидны, но не будем забывать и 8-ю группу потерь, связанную с потерями творческого потенциала. Что сюда отнести? Ложь, недоверие, унижение, злобу, закрытость... Список можно продолжать. Устраняя материальные потери не стоит забывать и про потери духовной сферы.

SocialLean.ru - улучшение процессов, развитие социальной среды

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 года 11 мес. назад - 9 года 11 мес. назад #1253 от Александр Пятков
На мой взгляд, не нужно относиться к ЛИН как к религии. Мы знаем, что понятие lean production ввели американцы, назвали этим то, что им удалось разглядеть на Тойоте. Тойота, в свое время, подглядела что-то на Форде, в супермаркетах. ЛИН – это мышление, отделяющее зерна от плевел, собирающее все ценное и полезное и выдавливающее все ненужное. ЛИН сейчас это просто модный термин, как когда-то были модными TQM, ISO 9000 и т.д. Мода приходит и уходит, приесться термин, найдут новый, чтобы привлечь новых людей. Уже отчасти нашли, Agile, термин из программирования. Слова меняются, а суть остается – развитие, улучшения, устранение потерь.

Какая цель производственной системы, построенной на базе философии ЛИН? А какая цель у предприятия, которое получило сертификат ISO 9000, или построило СМК, или придерживается принципов Деминга, или ТОС? Какая цель у предприятия внедрившего SAP? А есть ли такие предприятия, построенные (целиком) на философии ЛИН ? И кто более верно изложил эту философию – Лайкер, Вумек, Оно, Синго, Масааки? А если появится еретик и добавит в эту философию новый принцип или откроет девятый вид потерь, или что-то такое, что и на ум сейчас прийти не может? А какова цель бизнеса вообще? А цель жизни? Имеет ли этот (выше поставленный) вопрос такую важность, какую мы пытаемся ему навесить?

ЛИН, безусловно, представляет собой цельную и хорошо описанную систему организации и управления, возможно лучшую на сей день, но не более. Вместе с тем, есть много мифов, иллюзий и вопросов. Предлагаю относиться к ЛИН не как к библии. Изучайте, лучше тщательно, но не отключайте при этом мозги, ставьте вопросы, проверяйте, развивайте эти исходные концепции, как это делали и, думаю, продолжают делать, на Тойоте. Думайте больше не о том, какая цель у ЛИН, а какая цель у Вас.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 года 11 мес. назад #1254 от Дмитрий Стукалов
Саш, все верно!

Только вот ежедневно решая задачи различной степени сложности и масштаба мы зачастую делаем это так, как будто это самоцель, забывая о магистральной линии или СВЕРХЗАДАЧЕ. В результате этого сама жизнь представляется нам мелкой возней, полной безысходности. Все же неплохо иногда задуматься и над смыслом тех действий, которые мы ежедневно выполняем, понять их ЦЕЛЬ и ЦЕННОСТЬ для себя и окружающих, оценить степень приближения к своей мечте.

В этом смысле Сергей Жаринов и Алексей Васильев дали повод подраскинуть мозгами. Спасибо!

SocialLean.ru - улучшение процессов, развитие социальной среды

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


9 года 11 мес. назад - 9 года 11 мес. назад #1255 от Александр Пятков
И это здорово, что мы поднимаем такие вопросы, не стесняемся. И чтобы каждый из нас тут ни сказал, это всего-лишь мнение, не более. Вот подумал евангелие какой лучше почитать, от Вумека, или от Лайкера, или от ... Каждый видел своё, многое додумал сам, при написании подсластил. А что было и есть на самом деле...

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум