Новости пользователей

Перечитываю эту книгу не первый раз и каждый раз воспринимаю ее по-другому.  При первом прочтении многое было непонятно, хотя было твердое убеждение, что это особенная книга, приблизительно была понятна идея, но ясности достичь не удавалось. Все слова понятны и общая идея приблизительно понятна, а вот ясность отсутствовала,  как на картине импрессиониста – все зыбко, хотя общие контуры угадываются.

 

Часть вторая, глава 8

Автор рассказывает о техническом обслуживании машины. Для того, чтобы найти неисправность в наиболее важных деталях, необходимы высокоточные инструменты. Отклонение в размерах таких деталях в несколько тысячных дюйма и двигатель разрушается, а если размеры правильные, то «ты летишь по местности с силой, которую можно назвать магической».

Два разных видения мотоцикла: мотоцикл как совокупность деталей разной формы и мотоцикл как совокупность идей (концепций). В системном мышлении эти два взгляда называются функция и конструкция. Если вы способны видеть только конструкцию, то у вас нет системного мышления.

 

Когда мотоцикл разделяется на составные части (неважно как конструкцию или как функцию), в то же самое время, создается структура мотоцикла. Эта иерархическая структура универсальна – весь мир устроен иерархически. Существует много других структур – например, построенных на основе причинно-следственной связи. Эти структуры взаимосвязаны и эти связи так сложны, что разобраться в них невозможно. Общим названием этих взаимосвязанных структур является система.

 

«Также будет правильным говорить об определённых правительственных и

государственных институтах как о “системе”, ибо эти организации основаны на таких же структурных концептуальных отношениях, как и мотоцикл. Они сохраняют структурные отношения даже тогда, когда утрачивают весь смысл и назначение. Люди приходят на завод и выполняют совершенно бессмысленные задания с восьми до пяти, не задаваясь вопросами, ибо структура требует этого таким образом. Нет никакого злодея, “плохого человека”, который хотел бы, чтобы они жили такой бессмысленной жизнью, просто структура, система требует этого, и никто не хочет брать на себя чудовищную задачу изменения этой структуры просто потому, что она бессмысленна.

Но разрушить завод, бунтовать против правительства или уклоняться от ремонта

мотоцикла только потому, что они представляют собой систему — значит браться за

следствия, а не причины. А раз вы взялись только за следствия, то никакие перемены

невозможны. Настоящая, подлинная система представляет собой нынешнюю конструкцию системного мышления, саму рациональность, и если разрушить завод, а оставить рациональность, которая создала его, то тогда эта рациональность просто создаст новый завод. Если революция уничтожит систематическое правительство, но сохранятся в неприкосновенности систематические образы мышления, создавшие это правительство, то они повторятся в последующем правительстве. О системе так много говорят, но так мало её понимают.

Вот и всё, что представляет собой мотоцикл: систему концепций, воплощённую в

металле. В нём нет такой детали, нет такой формы, которая не родилась бы сначала в чьём-либо мозгу… сюда входит и клапан номер три. И ещё. Пусть оно так и будет… Я также заметил, что люди, никогда не работавшие с металлом, с трудом понимают, что мотоцикл — прежде всего явление умственное. Они ассоциируют железо с данными формами: трубами, стержнями, перекладинами, инструментами, деталями, которые закреплены и нерушимы, и думают о них преимущественно в физическом плане. А человек, занимающийся механической обработкой металла, литьём, ковкой или сваркой, видит “железо” безо всякой формы. Металл может принимать любую форму, если вам это нужно и вы достаточно квалифицированы, и любую форму, кроме той, что нужна, если вы неквалифицированны. Форма, как у этого клапана, — то, чего вы добились, то, что вы дали металлу. Металл не имеет другой формы, кроме как засохшей грязи вот тут на моторе. Все эти формы — порождения чьего-то ума. Вот это-то и важно понять. Сталь? Да чёрт побери, даже и она порождение чьего-то ума. В природе не бывает стали. Любой даже в бронзовом веке мог вам сказать это. В природе лишь существует потенциал для создания стали. И ничего другого. А что такое “потенциал”? То, что опять же таится в чьём-то уме!.. Призраки.»

 

Вот еще одна точка зрения на вопрос – существуют ли системы в реальности!

https://denis-demakhin.livejournal.com/84623.html

19 декабря 2019 г.  состоится ИНТЕРНЕТ ФОРУМ "TWI обучение в промышленности. Производственный персонал 4.0" 

Регистрация http://pr.twipro.ru/forum 

Форум бесплатный. Проводится в дистанционном формате. Начало в 10.00

Цель форума - обмен реальным опытом повышения производительности труда и эффективных методов обучения персонала, получение практических результатов.

Системное мышление основано на моделировании – представлении интересующих нас объектах предметной области и их связях в нашем мышлении в виде ментальных моделей. Ментальные модели необходимо «выносить» в реальность в виде текстового описания, схем и диаграмм. Это позволяет автору модели анализировать эту модель, обсуждать ее с другими заинтересованными сторонами, редактировать с целью достижения общего понимания.

 

Для каждой роли в коллективной деятельности можно поставить в соответствие определенный интерес к предметной области и, соответственно, можно разработать свою модель (совокупность моделей). Принцип разделение интересов (separation of concerns) Э.Дейкстры позволяет человеку работать со сложными системами. Использование моделирования позволяет сосредоточиться на наиболее важных объектах предметной области, а для более полного представления о ней использовать совокупность моделей. Наличие нескольких моделей одной предметной области требует определения способов работы с этими моделями и, в частности, необходимости их объединения в общую модель, если это возможно.

 

Можно выделить несколько принципиальных аспектов в задаче объединения моделей в общую модель:

  • все модели должны рассматривать одну предметную  область, но могут иметь разные границы в этой предметной области;
  • модели должны быть построены с использованием одного подхода к моделированию – метода описания.

В результате, модели, выполненные в рамках единого метода описания, можно физически объединить в более полную модель. Однако, модели, выполненные в рамках разных методов описания, останутся отдельными. В  итоге можно получить столько общих моделей, сколько при моделировании используется методов описания.

 

Часть моделей объединить в общую модель невозможно и тогда возникает ситуация множественности описания одной предметной области – появляется мульти-модель, каждая часть которой соответствует определенному методу описания. В рамках единого подхода к моделированию – одного метода описания, невозможно создать достаточно полное представление о предметной области. В итоге, имеется несколько групп моделей, выполненных с использованием разных методов описания. Для работы с множественным описанием нужна команда специалистов, каждый из которых хорошо владеет отдельным методом описания и имеет достаточно общих представлений о других методах описания. Объединение разных моделей происходит в рамках коллективной работы с разными моделями и определенной организации работы такой команды, основной целью которой является сохранение целостности представлений о предметной области и создаваемой системе и определенных действий по противодействию стремлению каждого специалиста использовать редукционизм – доминирование определенной точки зрения при выработке решения.

 

Резюме: множество моделей предметной области объединяются в рамках единого метода описания, и полученные объединенные модели рассматриваются как единое описание одной предметной области в рамках коллективной деятельности с этими моделями.