Его проверок ждут с трепетом в любой компании, ведь известно: где Томаш Навратил — там жди массовых сокращений. Сам себя он называет поставщиком непопулярной, но приносящей очень хорошие результаты услуги. В канун Праздника Весны и Труда он рассказал «БИЗНЕС Online» о том, почему внедрение японского бережливого производства — это дурная мода, как Россия с Германией могли бы завоевать мировой рынок, что его удивило на заправках «Татнефти», а также о том, как мы недооцениваем свою страну.

 

У меня на «Шкоде Остров» изначально производительность труда на человека была 300 тысяч крон, а через два года стала 1 миллион 100 тысяч. И при этом ничего не купил, никаких роботов, все как было — просто уволили 300 человек и увеличили продажи.

Еще проблема российского менеджмента — отсутствие жесткой ответственности за свою деятельность. Не выполнил план — отвечай. А у вас личная ответственность смазывается, до сих пор много коллективной ответственности.

Начал с нуля, не было никаких привилегий. Предлагал оптимизацию человеческих ресурсов, кризисный менеджмент. Два года было тяжело. Сделали проект на Курском электроаппаратном заводе, на «Шкоде» в Калуге, а потом я попал на конференцию КАМАЗа. Сергею Когогину меня рекомендовали как жесткого менеджера, который 15 лет проработал на проблемных предприятиях и знает, как выводить их из проблем. Так, на два года я стал подчиненным Сергея Анатольевича. Приходилось принимать болезненные решения, сократили численность на 7 тысяч человек, но, как видите, никакой революции не произошло.

Помнится, против меня писали стихотворные памфлеты, любили говорить: «Навратил наворотил». А Навратил ничего не наворотил, просто камазовцы внедряли-внедряли бережливое производство и… увеличили численность коллектива на 2 тысячи человек. А должно было получиться наоборот. Вы можете сказать, что это несоциально, но именно в Набережных Челнах сокращения не вызывают проблем — в городе и окрестностях немало промышленных предприятий. То есть народ нашел работу, а КАМАЗ на 3,5 миллиарда рублей снизил расходы на персонал. Когогина очень уважаю: он принял ответственность, риски и получил хороший результат… Но да, я поставщик не очень, так скажем, популярной, однако приносящей очень хорошие результаты услуги. Я мертвую «Шкоду Остров» довел до такой прибыли, что никто не поверил. Банки в нас не верили, не хотели финансировать, а мы сами заработали. Вот тогда банкиры прибежали: «Вы не хотите денег?» «Когда мне было нужно, вы ничего не дали, — отвечаю, — а сейчас идите».


Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/422983

Комментарии   

+2 #1 Роман Пантелеев 05.05.2019 20:00
Ну зачем "кровавого чеха" рекламировать? Никакой он не эффективный менеджер - обычный нормировщик не отягощенный пониманием производственны х процессов. Получается по норме 2.5 человека, а числится 4 человека. Вывод: сократить 1-ого, а один полсмены работает. Никаких улучшений процессов, никакой оценки влияния на поток. Он просто создает проблему. Единственный его плюс - обычно в компаниях "налито" много "запасов" людей. И менеджеры не стремятся улучшать процессы - за счет людей можно вырулить. Чех приходит и создает проблему для менеджеров - они теперь вынуждены как то улучшать процессы, чтобы справляться меньшим количеством. Почему это не могут (и не должны) делать менеджеры в компании для меня загадка - зачем платить чеху кругленькую сумму за каждого уволенного?! Мне кажется что топ вполне может и должен сам требовать снижать количество персонала, а если менеджмент не движется - менять менеджеров, а не чеха звать. Потому как все таки правильнее сначала систему поменять, а потом резать. Или как одна итальянская консалтинговая компания сделала с одним российским производителем: условие начала сотрудничества - сокращение 30% (сами), вторые 30% собеседование с итальянцами и выстраивание потока. А после жесткое требование работы по новому, фабрика обучения. Так вот после итальянцев компания поменялась кардинально. После чеха через год людей обратно набирают. Зачем ему платили?
#2 Денис Демахин 13.05.2019 06:01
Интересное чтиво. Я зарепостил
+1 #3 Рогожин Александр 15.05.2019 09:07
Цитирую Денис Демахин:
Интересное чтиво. Я зарепостил

Чего репостить-то? Я тоже много народу увольнял (в процентном отношении от численности предприятия - ненамного ниже этого Навратила) - давайте у меня тоже интервью возьмём.

И вообще, КАМАЗ особого доверия не вызывает - сначала всем полировали мозг победными реляциями по Lean (это когда эффект от его внедрения был выше денежного потока за период в разы, ага :lol: ), а теперь вот пишут о том, что это всё было фикцией и антикризисный менеджмент рулит. Где гарантия, что через пару лет не будет очередной статьи о том, что и это было фикцией?
#4 Ильдар 03.06.2019 08:18
Удивительно, сайт бережливого производства пересказывает интервью человека, который считает бережливое производство дурной модой. Было бы полезно, если уж давать информацию, перепечатаь интервью полностью. В нем Навратил весьма эмоционально вспоминал спящего на рабочем столе ученого из Института истории Академии Наук Татарстана. Тогда он проверил институты академии наук по своей методике и оказалось, что единственный нормально функционирующий отдел это канцелярия делопроизводств а. Навратил предложил в качестве средства повышения эффективности деятельности академических учреждений объединить два института в один-институт истории и физики. Звучит как придуманный анекдот, но тогда на Бизнес -онлайн было много ответных публикаций. Особенно оскорбился директор института истории Рафаэль Хакимов, Цель Навратила не подъем производительно сти производства, для этого нужно бережливое производство или инвестиции, а увеличение степени эксплуатации труда.