Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Ballé), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute, под названием "A Lean Leap of Faith"

Рассуждая недавно на тему "Что такое Lean" с группой руководителей малых и средних предприятий, доказывая, как я часто делаю, что Lean это не религия или идеология, а научное мышление применительно к бизнесу, я вдруг осознал, что в сердце Лин лежит одно коренное представление, которое требует веры при шаге в неизвестность от тех, кто не делал его никогда.

Как я говорю на Lean саммитах по всему миру и посещая компании, многие обсуждения о Lean крутятся вокруг лин инструментов, и как много их нужно под конкретную компанию. Я всегда чувствую, что это какое-то помешательство, так как цель Lean заключается в использовании инструментов для преобразования компании, а не для смены инструментов таким образом, чтобы компания осталась прежней. Можно завязнуть в дебатах вокруг лин философии о развитии людей через решение проблем. Опять же, трудно объяснить, что "философия" не совсем ухватывает это; Лин это практика, не философия. Однако коренное представление, которое никогда не обсуждается в оригинальном учении Тойоты является следующим: улучшайте безопасность, качество, гибкость (время от и до), производительность - и ваш бизнес будет процветать.

Сегодня никто даже не собирается оспаривать, что улучшение безопасности, качества, времени обработки, и производительности – это хорошие вещи для бизнеса, но большинство руководителей, с которыми я сталкивался, рассматривают их как маргинальные, как несущественное дополнение к более структурным вариантам, таким как стратегия, технология, инвестиции и так далее. И я понял, 1) Почему многие руководители делегируют Lean сотруднику, лидеру программ, который будет нанимать и обучать внутренних тренеров, чтобы выполнять проекты по улучшениям и 2) Почему руководители, которые преуспели с Lean все как один говорят "Lean и ЕСТЬ стратегия".

Дело здесь в том, что Lean базируется на краеугольном убеждении, что:

1. Вы должны энергично стремиться к повышению безопасности, качества, гибкости и производительности;

2. Вы делаете это путем вовлечения каждого сотрудника в решение проблем все время;

Предположение заключается в том, что если вы привлекаете каждого каждый день в улучшение этих четырех вещей, бизнес будет расти прибыльно, в основном, потому что вы будете коллективно учиться тому, как решать более сложные технические вопросы и придумывать более умные процессы.

Для того, чтобы достигнуть этой цели, Тойота изобрела ряд контринтуитивных способов, таких как остановись-на-дефекте, двигайся потоком, если можешь, в такт, и вытягивай, если не можешь. Кроме этого, TPS говорит - привлекайте операторов в улучшение их повседневной рабочей среды через овладение стандартами и малыми шагами кайдзен. Реализация этих практик без предварительного коренного предположения, однако, просто обречена на провал. Почему? Потому что люди не понимают и не доверяют преимуществам, которые вытекают из выявления проблем, и соответственно могут затем их решать.

Этот шаг веры, если вы сделаете, будет все легче и легче, поскольку он будет подкрепляться опытом и данными. Я принимал участие в бесчисленных лин инициативах, и каждый раз, когда руководители вовлекали своих работников или работниц в радикальное улучшение безопасности, качества, гибкости и производительности, заблуждения постепенно выявлялись и от них отказывались, так как новые двери были уже открыты и формировали то, что возможно, а что невозможно изменить.

Lean, на таком базовом уровне, не более чем жесткое сосредоточение на нескольких типичных проблемах / типовых решениях, которые постепенно шлифуя мастерство меняют характер бизнеса. Подумайте как Amazon учит мастерству интуитивного освоения интерфейса клиента / веб-интерфейса, или дисциплины, необходимой в его расширенной цепочки поставок в целях обеспечения быстрой доставки. Никакая философия здесь не участвует, только простое старомодное ноу-хау из многолетней практики.

Но я вижу, что для людей, которые никогда не испытывали Lean из первых рук, эта идея, о сосредоточении всех усилий на улучшении SQDC (Safety, Quality, Delivery, Costs),  и вовлечении всего персонала в решениe проблем звучит контринтуитивной, в лучшем случае, в худшем – притянутой за уши. Опять же, никто не спорит, что это хорошо в теории, маргинально ... поэтому, конечно, мы будем инвестировать маргинально в обучение / семинары, чтобы попытаться улучшить бизнес. Но, не удивительно, что если не атаковать улучшения с энергией и убежденностью, эти усилия ничего не дадут и, в конце концов, иссякнут.

Осознавая это, я могу лучше понять многие лин-дебаты. Мы только что завершили европейский Lean IT саммит здесь, в Париже, и большая часть его была о Lean vs Agile, Scrum, Extreme Programming (экстремальное программирование), и так далее. Великолепная книга Эрика Райса "Лин стартап" ("Lean Startup") содержит действительно потрясающие вещи, и вызывает новый раунд дискуссий по вопросу "Что такое Lean?" - в данном случае, что значит Lean для IT и предпринимателей? Аргументы трудно понять, потому что фундаментальные представления о Lean не совпадают.

Это понимание также дает мне новый способ получить свежий, ясный взгляд на лин-усилия, в которых я лично принимал участие. Теперь я спрашиваю: насколько твердо мы на самом деле стремимся улучшать безопасность, качество, гибкость и производительность? И действительно ли мы вовлекаем каждого, каждый день? Не удивительно, что во многих случаях мы обнаруживаем, что лин-инициативы, как правило, имеют тенденцию к бюрократизации и деятельности для галочки. Вместо того чтобы приносить результаты, мы блуждаем в хитросплетениях полноты Lean-системы. Постановка этих непростых вопросов является ключом к поддержанию лин-настроения живым, здоровым и вдохновляющим прежде всего.

Комментарии   

#1 Дмитрий Стукалов 22.10.2013 13:24
Признаться, мы с Александром разошлись в толковании заголовка этой заметки. Я предложил оставить так как было в оригинале: "Лин-прыжок веры". На мой взгляд так лучше отражается суть идеи, которую хотел донести автор - в Лин надо верить. Точнее, верить надо в необходимость улучшения по основным направлениям, о которых говорит автор: безопасность, качество, гибкость, производительно сть, в отличие от веры во всемогущество инструментов.
Александр более прагматичен. В его интерпретации такая вера - это шаг в неизвестность. Что ж может и так, но по-моему такая интерпретация все же искажает идею, которую хотел донести автор.
#2 Александр Филонов 22.10.2013 15:23
Пожалуй, основной вопрос - а где прыжок? :-)

Дословно "Leap of Faith" - "Прыжок веры". Но дальше мы упираемся, так был прыжок в тексте или просто использовалось известное еще из Библии "Leap of Faith"?

Единственный "прыжок", внезапное озарение у Майкла Болле (автора статьи) можно заметить только в первом абзаце - когда он "вдруг осознал", что требуется прыжок веры (шаг в неизвестность), после слов, что Lean - это не религия и пр. Странный скачок мысли "от не религии" к почти религиозной "вере".

Я бы хотел увидеть у него более сильные эмоциональные аргументы, помогающие мне, как читателю, "поверить". Чтобы в голове сработал этот скачок (прыжок веры). К сожалению, сколько в тексте не меняй одно на другое - скачка не получается.

Хотя, действительно, за незамысловатой заметкой стоит достаточно важный шаг, и он происходит, может не сразу, но в какой-то момент, когда впервые знакомишься с Lean или Six Sigma. После всех сопротивлений и возражений, отторжений и собственного пути к "светлому будущему", набив шишек и нагородив очередных "конечно же не таких как у других PS", вдруг осознаешь, что истина вот она, рядом. Надо просто следовать методу. Твердо и непреклонно. Улучшать безопасность, качество, время (от и до), гибкость и производительно сть.

И все? - Да, и все. :-)

В это трудно поверить. Но здесь и происходит "прыжок веры", если вдруг это примешь и согласишься. Каждый раз задавая себе вопросы: А это улучшает безопасность? А это улучшает качество? А это улучшает все вышеперечисленн ое или мы должны чем-то пожертвовать?

PS Как всегда труден первый шаг, будь-то шаг в пустоту или первый шаг ребенка, едва оторвавшегося от надежной опоры. Но сделав его - дальше будет легче. Появится вера в свои силы, в возможность поступать именно так, и удовольствие от правильных шагов и результатов этих простых на первый взгляд решений. :-)
#3 Дмитрий Стукалов 22.10.2013 19:19
Ага! И именно поэтому мы оперируем понятием "шаг в пустоту"?
#4 Александр Филонов 22.10.2013 22:15
Туннель - тоже пустота.

Смотрим перевод:

leap in the dark - шаг в неизвестность
leap into the unknown - рискованный шаг
leap of faith - нечто невероятное, но тем не менее возможное

Post tenebras spero lucem.
#5 Арман Баянгалиев 28.10.2013 04:23
Согласен с Дмитрием ... и с Александром.
Сам Э.Райс определяет "прыжок веры" как принципиальное предположение предпринимателя о потребности, которую должен удовлетворить его продукт, а способность действовать так, будто это предположение верно, он называет одной из самых сильных сторон предпринимателя.
Для "Сони", прыжок веры - это ответ на вопрос: будут ли люди слушать музыку через наушники (и родился Walkman), а для iPod - это будут ли они за неё платить.
Имхо, поэтому ЛИН-энтузиасты впадают в ступор при столкновении со сложившейся системой, их "прыжки веры" недостаточно сильны.
"Истина рождается ересью, а умирает предрассудком".
#6 Александр Филонов 28.10.2013 08:14
Э... :-) Заметить Райса было нелегко. Но Арман увидел. :D

Тогда расщепляем дальше. Также как и Lean производство веру можно представить "партией" (batch size, массовое производство) и "единицей" (single unit, Lean production).

Твердая вера - символ "массового производства", вера в нечто непоколебимое. Состоялся "прыжок веры"... И все. На этом закончили. Тупо движемся вперед. Шарашим маss-product.

[Здесь мне пришлось туго, колеблясь между свежий твердый взгляд (hard), свежий ясный взгляд (hard). С одной стороны - ясность - это более твердое ясное видение предметов. А неясность - более размытое. С другой стороны - твердость означает нечто неизменное, навеки застывшее :-) ) Болле, на мой взгляд, сторонник "массовой" веры, ему нужна "твердь под ногами", схватиться за что-то руками, чтобы почувствовать себя уверенно. Сделать первый шаг - вовсе небезопасно. Это противоречит принципу SQDC.]

Райс же пишет о "Lean startup" как методе, где каждый шаг является проверкой "возможности", lean веры, где прыжки (кайдзен) сильны в своей численности, но слабы каждый сам по себе.
В отличии от "массового производства", которое основано на одном, большом и сильном прыжке. :lol:

PS "Прыжки веры" vs "Прыжок веры". Кто больше? :-)
#7 Александр Запорожцев 28.10.2013 08:46
Lean, SS, TOC - все это прежде всего инструменты, которые основаны на общей философии. Наиболее полно эта философия обозначена в принципах Деминга. Однако большинство из нас уверено, что философией сыт не будешь, а инструментом можно что нибудь "настрогать". Поэтому у большинства на первом месте инструменты, причем у каждого свои.
#8 Александр Филонов 28.10.2013 09:29
У петуха тоже "собственная" философия. Когда он поет - солнце встает. Но "настругать" он может. :D
#9 Александр Запорожцев 28.10.2013 19:02
Цитирую Александр Филонов:
У петуха тоже "собственная" философия. Когда он поет - солнце встает. Но "настругать" он может. :D

Петух молодец - у него все получается! А мы, поем разные песни, а солнце не встает! :D
#10 Александр Филонов 28.10.2013 19:09
Видно теория неверна. Попробуйте петь на рассвете. :D
#11 Александр Запорожцев 28.10.2013 23:28
Цитирую Александр Филонов:
Видно теория неверна. Попробуйте петь на рассвете. :D

Если знаешь, что оно и без моей песни взойдет, то чего же напрягаться?
#12 Александр Филонов 29.10.2013 06:42
"Прощай Земля, пора настала"? :sad: :-)

Тут либо "Ку", либо "Ку-ка-ре-ку" :D
#13 Вальчук Виктор Васильевич 26.01.2014 10:08
Да, лучше бы было перевести "Прыжок веры", поскольку это понятие уже устоялось. Это аналог "сдвигу парадигмы". Вот это место, в котором явно говорится и необходимости "прыжка веры":
"Для того, чтобы достигнуть этой цели, Тойота изобрела ряд контринтуитивны х способов, таких как остановись-на-д ефекте, двигайся потоком, если можешь, в такт, и вытягивай, если не можешь. Кроме этого, TPS говорит - привлекайте операторов в улучшение их повседневной рабочей среды через овладение стандартами и малыми шагами кайдзен. Реализация этих практик без предварительног о коренного предположения, однако, просто обречена на провал".
Вот это "коренное предположение" и есть "прыжок веры". Надо поверить, что конринтуитивные практики приведут к цели.

Почему это не делается всегда и в самом начале проекта? Очень просто. Это ЗНАЧИТЕЛЬНО уменьшит вероятность самого проекта Лин. Ну а раз не делается, значит в результате - есть консультанты и практики, которые этого не понимают и есть много разговоров о том, почему "не идет" Лин.
#14 Александр Филонов 26.01.2014 10:33
Цитирую Вальчук Виктор Васильевич:

Почему это не делается всегда и в самом начале проекта? Очень просто. Это ЗНАЧИТЕЛЬНО уменьшит вероятность самого проекта Лин.


У любого проекта есть начало и конец. Лин - это не проект. Тот, кто это не понимает, делает ложный вывод. :-)
#15 Арман Баянгалиев 03.02.2014 15:46
Если проект-это луч с нулевой точкой начала и знаком бесконечности в конце, то Лин-это проект ;-) !
И рождаясь, мы все проходим кайдзен путями по этой жизни. Просто осознание этого происходит не у всех одинаково и в разном возрасте. :-|
Цитирую Александр Филонов:

Райс же пишет о "Lean startup" как методе, где каждый шаг является проверкой "возможности", lean веры, где прыжки (кайдзен) сильны в своей численности, но слабы каждый сам по себе.
В отличии от "массового производства", которое основано на одном, большом и сильном прыжке. :lol:

"Братский" пример большого и сильного прыжка кайдзен на заводе весьма характерен и неоднозначен.
На мой взгляд, это прежде всего "прыжок веры" Руководителя авторитарного типа. Сжатого сроками (возможно внутренними) и стальной воли.
Факт прыжка налицо.
Время всё расставит по местам. Возможно пример признают неудачным.
Но TPS поднята за шестьдесят лет бесконечной серией мягких "кошачьих" прыжков на недосягаемую высоту.
" ... слышал? японцы в тринадцатом опять впереди ..."
#16 Александр Филонов 04.02.2014 08:19
:-) Начало и конец - это две ладони. Какой будет хлопок от одной ладони?
#17 Арман Баянгалиев 09.02.2014 11:18
Правильно, Александр! Коаном их, коаном. :D
А если серьёзно, то М.Болле говорит: "каждый раз, когда руководители вовлекали ... , заблуждения постепенно выявлялись и от них отказывались".
Я это понимаю как совместную и прозрачную работу руководителей и подчинённых.
А контринтуитивно сть и "прыжок веры" - это непросто приходящие в голову мысленные допущения. Которые через призму истории выглядят как "просто здравый смысл".
Миссия портала: "поместить эту идею в Вашу голову" - Лео Ди Каприо "Начало".