И так довелось поделиться со своими коллегами опытом по работе с форматом А3, и решил только писать о реальности его применения :). Начнем с названия данной статьи!

Мы решили с высшим руководством работать с форматом А3, а почему именно мы предложили А3?! Расскажу, и как говорится чем дальше, тем лучше! Есть хорошая Японская поговорка, которая гласит, "чем больше времени нам понадобиться для разъяснения процесса, тем хуже результат мы получаем"! Вот и поэтому решили с простого начать.

Знаете, мои дорогие коллеги, что, если у кого ни-будь из нас появилась головная боль, и этот человек решил обратиться к врачу за лечением, и врач поставил ему диагноз мигрень, и весь год этот пациент принимал все препараты, которые были назначены врачом от мигрени, НО динамика улучшения не наблюдалась, хотя вроде проблему определили, диагноз составили, и процесс лечения пошел, и материалы "лекарство" куплены и был определен dead line для этого проекта (год), но результатов НЕМА!

Уверен что, все читатели до единого подтвердят, что врач поставил, наверное, неправильный диагноз, или назначал не те препараты, или дозы не те и.т.д.. Правильно? Хамди отвечает, правильно :) !

Этот пациент решил обратиться к другому врачу так как проблема не решена! А второй врач попросил этого пациента сделать МРТ, после чего оказалось что, проблема в самой проблеме! Имею, ввиду, что проблема была связана с шеей! И боль отдает в голову! Вот так в реальности мы решаем проблемы,  когда поступаем к решению без инструментов МРТ = А3! И так мы всегда думаем что, мы решаем эту проблему, а на самом деле мы пациенту делаем хуже "организацией" а его боль сохраняется в острой фазе!

Все согласны, что для того чтобы решить проблему нужно ее найти, а если это удалось, то нужно найти первопричину, а если удалось, то нужно найти тех специалистов, которые способные разрешить эту проблему, и чтобы больше она не появилась!

Но с моего скромного опыта (да я скромный :) ) скажу, что была еще одна сложность, знаете какая?! Только это между нами :). Это как проблему назвать! Помню на одном предприятии, когда начали работать с инструментом А3 и естественно это все было после обучения участников работой с А3, и тогда нам оказалось что, невероятно сложно дать реальное название проблеме, так как каждый участник понимает ее по своему, и каждый описывает ее со стороны его интересов и со стороны его службы! Например, отдел качества описывает ее, что проблема в качестве материалов, а отдел кадров говорит, нет, проблема в персонале, и служба по ремонту так же ругается на оборудование и т.д. вот вы представляете, что будет с этим пациентом если поставили ему такой диагноз! Вот так мои уважаемые проблема радуется так как, она говорит что: "охх все ходят вокруг меня и никто меня не замечает"!

Хотелось бы обратить внимание на то что, если каждый из нас старается решить проблему своим путем, то это нормально! Но проблема не решается без комплексного полноценного подхода!

Тут расскажу короткую реальную историю как мы наконец смогли дать ребенку – проблеме имя после 47 минут обсуждения между разными службами!

Думаю что, не нужно вам описать сам формат А3 и его блоки так как есть более важные аспекты о которых стоит рассказать по чуть чуть, а если Хамди будет умничать, то всем будет скучно! :)

Важный аспект, о котором хотел рассказать, это тип мышления решателей проблем! Поэтому проблема окончательно не будет решаться пока мы не начали обращаться к ней по другому, раз она не решалась сколько лет после острого старания, тогда нам необходимо менять подход к ней! Тут речь идет о подходе а не об инструменте!

Вот такой пример:

Мы можем подарить хорошему человеку «ЛАДА ЭКС РЕЙ» (я за импортозамещение) 2017 и со всеми опциями, но если у него нет прав, и даже не знает как нужно за машиной ухаживать, то естественно он сделает из нее «бедный Запорожец», и это не означает что, человек плохой, неа-неа, это просто означает что, человек не знает как работать с этим инструментом (машина), так как ни прав не навыков нет, и в итоге мы получаем результат - нужно ее отправить в утилизацию!

Наверное вы согласны если любой посторонний человек видел того хозяина машины за рулем, то он не сможет утверждать - есть у него права или их нет! Он просто скажет, что у него есть новый инструмент "А3 = машина", красивая, а может хозяин понять что там с двигателем или с подвеской его не волнует! Так как детали он не знает! И вот с таким подходом, к сожалению, многие (похожие на специалистов) работают с этим инструментом!

И еще один немаловажный момент о том, что всем организациям нужно понять что, инструмент А3 это не волшебная палка которая снимает усталость и которая делает из 90-летней бабушки 18 летнюю девочку! Нет, это не так! А3 не решает все проблемы, есть те проблемы которые можно решить без А3, например "прозрачность"!

А3 как один инструмент в майдане не может сражаться с этой проблемой! Поэтому перед тем как закрутить пластмассовую гайку железным ключом, нужно задать себе этот вопрос: "а может я ее руками смогу закрутить"?

Речь выше шла о том, как не просто дать проблеме название, так же не просто работать с мышлением тех кто находиться под крылом старой школы управления! Успешная работа с форматом А3 заключается в том что, персонал должен начать уже думать по другому! Или, как называется появилось у них такая вкусная вещь как "A3-thinking"!

Тут вся идея этого инструмента это именно "thinking"!

Да согласен со всеми сложностями, которые нас встречают при внедрении того или иного инструмента, НО мы не сможем достичь реального результата, если мы не строили вот такую пирамидку:

 

 

И, как говорится, если грамотно мы построим эту цепочку, то мы точно узнаем что, у нас есть крепкий фундамент для решения любых сложных проблем!

Так же хотелось бы указать  что, если мы работаем только по двум буквам "PA"  Plan – Act то можно получить хорошие результаты во сне только после хорошего отдыха! :) Поэтому в Японии говорят что сердцем инструмента А3 является PDCA, а потом добавляют, что PDCA это сердце системы менеджмента тойоты!

Еще есть один фактор который может повлиять на сокращение возникновения проблем это standard work так как если каждый из нас будет выполнять работу по одному стандарту то мы получает качественный продукт или услуг! А если каждый будет выполнять работу по своему то мы получаем кашу без сахара! :)

Но и даже если были какие-то дефекты то с помощью стандартной работы можно быстро его выявить! Например если нужно собирать какой то узел определенными инструментами предположим "INS36", но, во второй смене собрали этот узел другим инструментом, то в этом случае сложно определить "больное место",  так как может быть, проблема была в самом инструменте, в квалификации оператора, или в маршрутной карточке  или в "белом доме" :)

Вот это так происходит если каждый будет работать по своему, и каждые раз мы получаем разные результаты и начинаем ругаться на США... Вот так получится если мы будем обращаться с А3 таким образом!

А3 с первого взгляда нам не дает решение данной проблемы, но он нам точно дает навигацию к источнику этой проблемы!

И еще всегда возникает такой вопрос: а кто должен знать А3?

Общаясь с многими японскими специалистами и с другими опытными экспертами в Японии, Дубай и Германии, все до единого подтвердили что, один человек должен знать "хорошо как лидер" этот инструмент, а остальные должные с ним уметь работать без "глобальных дефектов"!

Так, а что означает хорошо знать А3 «лидер»? Хорошо знать это:

  • дать правильную навигацию команде проекта если она начала терять путь,
  • чтобы встреча по А3 не превратилась в протокольное совещание,
  • разъяснить разногласие между членами команды задавая вопрос: если вы согласны то почему? И попросить представить научные доводы! А если не согласны то почему и попросить предоставить доказательства,
  • сохранить start point и end point встречи,
  • всегда спрашивать всех: что мы получили сегодня.

Вот так мои дорогие, это минимальные требования к лидеру! НО НО НО если в команде ни одного человека не знает на отлично А3, или даже не читали несколько книг (две вещи - читать и сидеть за столом нам ничего не дают) но при этом запускается одновременно несколько проектов влево и вправо, то организация превращается в пациента, которого лечит дворник!

А3 как мы говорили с вами это не книга, это не консалтинговая посторонняя организация, это не визит иностранцев на ваше предприятие, НЕТ это не так!

А3 это то новое мышление которым вы начали питаться ежедневного! Тогда это реальный А3! А3, это когда вы сами себе говорите что, да я уже начал подходить к решению проблемы по другому!! А3 это когда за ребенком ухаживаете вы, а не отдаете его в чужие неопытные руки!

Если это так, то А3 это тот инструмент который вам нужен! А если нет то вам нужно обследоваться по А3! :)

Комментарии   

+2 #1 Дмитрий Стукалов 24.07.2017 21:41
Хамди, спасибо за очередной актуальный, острый и очень колоритный материал! Все в десятку! Коллеги, хочу напомнить, что у Хамди есть еще одна столь же интересная статья "Бережливый верблюд". Кто не читал - рекомендую!
+2 #2 Снегирев Вячеслав Юрьевич 25.07.2017 09:18
Хорошая статья. Заставляет задуматься.
+2 #3 HAMDI HMEID 25.07.2017 10:23
Коллеги, спасибо вам большое если будете читать мою статью, а если не будете то тоже спасибо вам по любому, и если что то с моим русским языком то прошу прощения :) я еще учусь!
+3 #4 Shiryaeva Galina 25.07.2017 14:27
Хамди, очень рада Вас услышать! После Вашего подхода по управлению и после того, как Вы начали внедрять инструменты БП на разных предприятиях, тогда пришло понимание что такое старая школа управления и что такое современная школа управления! А самое главное, что научились понимать, что такое правильный старт любого проекта и поняли что значит для Вас сотрудник. Это не инструмент управления! Без сотрудников мы не добиваемся никакой ценности! Успехов Вам! Уверена, что Вы откроете глаза многим искренним специалистам Lean на внедрение БП и направите на верную дорогу!
+1 #5 HAMDI HMEID 25.07.2017 14:36
Цитирую Снегирев Вячеслав Юрьевич:
Хорошая статья. Заставляет задуматься.

Спасибо Вам большое уважаемый Вячеслав Юрьевич!
+1 #6 Снегирев Вячеслав Юрьевич 25.07.2017 14:57
Цитирую Hmeid Hamdi:
:) я еще учусь!

Хамди, Вы отлично владеете русским языком. Я читал статью "Бережливый верблюд" и могу подтвердить, что Ваш уровень владения русским языком растет. Пишите еще.
+1 #7 Виктор Макагонов 27.07.2017 14:05
Хамди, вы обещали
Цитата:
Тут расскажу короткую реальную историю как мы наконец смогли дать ребенку – проблеме имя после 47 минут обсуждения между разными службами!
а вот истории самой-то и нет. )
Вся сложность с А3 - это сделать его в умах таким же стандартом принятия решений или поиска проблем, как Excel для электронных таблиц. Если у Вас получилось сделать А3 на предприятии рабочим инструментом, а не для красивых стендов - честь Вам и хвала!
+1 #8 Латыпов Роберт Римович 02.08.2017 10:42
Немного отсебятины. Уже не помню откуда у меня появилась данная классификация, но практического применения она не получила (как всегда виновата "специфика" компании ;-) ). Но может быть кому-нибудь пригодиться:
Эффективность решения проблемы напрямую зависит от того насколько правильно выбран инструмент для решения этой проблемы. Правильный выбор инструмента или метода решения проблемы зависит от того, насколько правильно идентифицирован а и классифицирован а проблема.
Не удалось прикрутить картинку. Поэтому оставлю ссылку https://goo.gl/photos/pNDBEtejCGFnaz8CA
#9 Александр Трошин 23.08.2017 14:52
Хамди, добрый день, спасибо за статью. Для меня тоже стало неожиданностью, что существует проблема формулирования проблемы. Подскажи каким способом формулирования проблемы пользуешься?
#10 Латыпов Роберт Римович 24.08.2017 21:00
Хех, проблема формулировки проблем )) одна из самый главных, по моему) Вот несколько определений по которым мы пытаемся учить наших руководителей формулировать проблемы: Первое, определение проблемы, проблема - это совокупность факторов, делающая невозможным нормальное (запланированно е) начало, ход и завершение процесса. Сама проблема может иметь множество проявлений, которые и позволяют идентифицироват ь состояние процесса как проблемное. Второе - проблема формулируется так, как видит её проявление специалист. На этом этапе самое главное из нескольких аспектов проявления проблемы выбрать те, на которых будет акцентироваться внимание. Постановка проблемы должна содержать ответы на вопросы: что произошло, где обнаружено, как повлияло на процесс, почему это проблема. Третье - формулировка проблемы должна содержать факты или же события, позволяющие идентифицироват ь ситуацию как проблемную.
+1 #11 Александр Филонов 25.08.2017 06:30
Цитирую Латыпов Роберт Римович:
Хех, проблема формулировки проблем )) одна из самый главных, по моему)


Используйте визуализацию (круги Эйлера) для формулирования проблемы.

2. Нужно отличать проблему от задач

3. Путей решения проблемы - бесконечное множество. Поэтому при формулировки проблемы необходимо фокусироваться на проблеме, а не на путях ее решения.
#12 Баутин Александр Иванович 12.01.2018 16:53
Отличная статья. Коментарии не менее ценные!