Чем отличается Lean от TPS?
- Евгений Фролов
- Не в сети
- Пользователь заблокирован
- Сообщений: 384
- Спасибо получено: 9
Позвольте поинтересоваться, какие именно инструменты Лин были использованы на УАЗе для планирования производства?Евгений Фролов писал(а):
Звал? Внедряли на УАЗе много чего и до сих пор внедряют. И получается! И планирование в том числе. Так что не сомневайтесь.Интересно, у кого из Лин-внедренцев "получилось" внедрить больше, чем 5S на своем предприятии?
Если такие, которым удалось освоить инструменты Хейдзунка (с процедурой заполнения соответствующими канбан-карточками ячеек Heijunka-Box)?
Отзовитесь кто-нибудь...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Карбаинов
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1432
- Спасибо получено: 6
Система управления канбанами это совершенно необязательно коробка с ячейками, организованными во времени.нельзя внедрить канбан как систему управления производством (т.е. просто нарезать карточки из бумаги и поименовать их kanban-карточками, - этого еще мало, надо огбеспечить систему управления этими карточками). Напомню, что в TPS канбан базируется именно на Хейдзунка (вот, по-видимому, одно из фундаментальных отличий TPS от БП, где инструменты "выравнивания производства" не декларируются в качестве обязательного пункта внедрения).
TPS это частный случай БП. Поэтому распространять на всё БП все инструменты TPS нельзя. Соответственно, выравнивание далеко не всегда эффективно.
Эта такая идеология, которую возможно реализовать алгоритмическиКайдзен - это не методология (т.е не алгоритм), а идеологический принцип ведения дел на производстве. Многие полагают, что достаточно прочитать лекцию на кайдзен-тему: «Когда вы устраните все потери из технологических процессов, а продукция будет плавно и непрерывно двигаться по мере поставки ее заказчику, вы увидите, что не будет конца процессу сокращения времени операций, себестоимости, площадей, ошибок и объема работ…» , то все, - Кайдзен уже "внедрен" в сознание производственников...
Конечно-же лекции недостаточно. Но она необходима и возможно не одна. Совместите обучение и адекватную систему мотивации и кайдзен заработает, никуда не денется.
То же самое можно сказать о любом инструменте БП. Каждый из них (даже 5S) имеет свои ограничения.SMED - это вопрос непростой (я бы сказал: спорный, если речь вести о двухминутной переналадке многотонного штампа), - мы об этом уже говорили.
Keep it simple, stupid!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Рыжкин
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1992
- Спасибо получено: 178
Позвольте поинтересоваться, какие именно инструменты Лин были использованы на УАЗе для планирования производства?
Я инструментами Лин не пользуюсь вообще. Я пользуюсь мозгами (о здравом смысле уже говорилось в другой ветке), т.е. пользуюсь опытом своим, своих коллег, той же Тойоты, Форда, Крайслера, ДжиМ, Иркут, Микрон, ЗМЗ, ГАЗ, ПАЗ и т.д. и т.п.
Какой конкретно инструмент мы внедряли не знаю, потому что это было все переделано под УАЗ. Было что-то похожее на 5С, есть нечто подобное Кайдзен, Канбан, Визуальное управление, выравнивание, КСР и т.д., но это не в чистом виде инструменты. Они все видоизменились. Что касается планирования, то на УАЗе создали свою ERP-систему (там и канбан, и жесткое расписание прохождения автомобилей, агрегатов и деталей).
Боишься - не делай, делаешь - не бойся!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Павел Коган
- Не в сети
- Завсегдатай
- Сообщений: 244
- Спасибо получено: 3
Да, я согласен с этим. Скорее всего так оно и есть. В головах все-таки присутствует больше слово Lean, нежели TPS. Но многие компании упорно пытаются использовать словосочетание "производственная система", почему-то.Исходя из истории вопроса, нам очевидно, что Lean как система управленческих подходов (или как попытка их систематизировать) разработана американцами после того, как они ознакомились с производственной системой Тойота, и на основе ряда ее достижений. Этот факт ни у кого не вызывает сомнений?
Далее, мы видим, что в России деятельность по развитию производственных систем ведется преимущественно под лозунгом Lean, с опорой на методические пособия по Lean и на разработки американских авторов. Мы же не встречаем, например, такой должности, как TPS-консультант, или не встречаем анонс о проведении Оргпромом TPS-форума, зато аналогов с термином Lean предостаточно.
Юрий Рыбалка писал(а):
Ну, мне кажется, мы немного сами преувеличиваем в развитии Lean в России. Думаю, мы учимся и немного пытаемся что-то вытянeть больше из концепции ЛИН, нежели из TPS. Хотя, мне кажется, я повторюсь, это сугубо субъективный момент - сравнивать две эти очень похожие друг на друга концепции.На общем, системном уровне восприятия, этих отличий вполне достаточно, чтобы понимать ситуацию так: в России развивается Lean как самостоятельная управленческая концепция, может быть даже как бизнес-философия, которая довольно уверенно и настырно "отпочковалась" от прародительницы - TPS
Юрий Рыбалка писал(а):
Ок. Не спорю. Как пункты инструкции, возможно, это пригодится кому-нибудь.И мы тут просто ... "выписываем пункты инструкции", которые российскими "манагерами" нетерпеливо игнорируются и необоснованно считаются несущественными. Как минимум, список этих пунктов - это мини-тест на профпригодность тех, кому собственник бизнеса задумает доверить руководство внедрением.
Здесь, думаю, может быть вот какая только сложность. Цели-то мы не можем определить. Точнее цели у каждого будут свои. И под эти цели само развитие может быть своим: определенный набор интрументов, своя система мотивации и т.д. Базовые принципы улучшения, скорее всего, будут те же, но вот детали могут отличаться. И я не удивлюсь, что где-то необходимо будет НЕ ограничиваться только ЛИН или TPS. Но это, скорее всего, тема для другой ветки.Какие из компонентов системы (инструментов/мероприятий) являются необходимыми для достижения конечной цели? Какие достаточными? Какие одновременно необходимыми и достаточными? Лишь имея такое понимание, можно как-то комбинировать инструменты и выстраивать "свою систему" с надеждой на какой-то системный, неслучайный результат.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Рыжкин
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1992
- Спасибо получено: 178
Да, я согласен с этим. Скорее всего так оно и есть. В головах все-таки присутствует больше слово Lean, нежели TPS. Но многие компании упорно пытаются использовать словосочетание "производственная система", почему-то.
Lean - это модно и звучит красиво. В России появились Директора по Бережливому производству (или по Lean Production). Но в подчинении у них всегда есть Отдел по совершенствованию производственной системы.
А если по честному, то этим должны заниматься простые инженера-организаторы из службы ОТиЗ (УОТиЗ, БОТиЗ). Именно это и подразумевалось советской НОТ, но к сожалению в эти инженера пошли "блатные", потому что в СССР НОТ тоже было модным течением, не пыльной работой и платили неплохо. В конечном итоге из-за неквалифицированных специалистов ОТиЗы превратились в рядовых нормировщиков. И отношение к ним со стороны руководства соответствующее.
Сейчас это все возвращается, только вместо НОТ мы употребляем Lean. Пока мы работаем и показываем результаты (как и НОТовцы в начале прошлого века), движение Lean будет жить. Но как только в эти структуры полезут блатные, все утухнет. А они уже лезут. З/п у Линовцев выше, чем у простых инженеров, вот и пристраивают ьездарных любовниц, дочерей, сыновей и т.д.
Боишься - не делай, делаешь - не бойся!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Какой конкретно инструмент мы внедряли не знаю, потому что это было все переделано под УАЗ. Было что-то похожее на 5С, есть нечто подобное Кайдзен, Канбан, Визуальное управление, выравнивание, КСР и т.д., но это не в чистом виде инструменты. Они все видоизменились. Что касается планирования, то на УАЗе создали свою ERP-систему (там и канбан, и жесткое расписание прохождения автомобилей, агрегатов и деталей).
Ну творческий подход никто не отменял, почему бы не видоизменять инструменты в соответствии со своей спецификой? Можно и рукоять молотка инкрустировать бриллиантами, а ударную поверхность выполнить из космических сплавов - однако если этот молоток по-прежнему забивает гвозди (а не шурупы завертывает, к примеру), то он так молотком и остался, с функциональной точки зрения.
Игорь Юрьевич, ну а к нашим дискуссиям ближе: вот что касается, например, темы решения проблем и роли устройства Андон в этом процессе?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Рыжкин
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1992
- Спасибо получено: 178
Игорь Юрьевич, ну а к нашим дискуссиям ближе: вот что касается, например, темы решения проблем и роли устройства Андон в этом процессе?
Что конкретно хотите узнать? Не совсем понял вопрос.
На решение любой проблемы я даю 2 рабочих дня! Через 2 дня должно родиться некое решение по минимизации либо полной ликвидации проблемы.
А Андон я применяю постоянно (в хорошем смысле ) Я называю его "метод светофора": красный желтый, зеленый.
Все проблемы с мероприятиями заносятся в базу на компе. При открытии базы формула пересчитывает дату внедрения по отношению к текущей дате на компьютере и окрашивает ячейку в соответствующий цвет (красный - просрочено, желтый - 10 дней до внедрения)
Боишься - не делай, делаешь - не бойся!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Но есть ли у Вас уверенность, что Вы узнаете обо всех проблемах в производстве, о которых должны знать?
Мы тут обсуждали принцип остановки конвейера (и Андон - как способ сигнализации о наличии проблемы) на Тойоте (посмотрите несколько обсуждений на предыдущих страницах, начиная с поста №4611). Остановить конвейер может каждый лидер любой команды, обслуживающей производственный участок, и наличие такого права создает условия как для "незамолчания" проблем, так и для командного подхода в их решении.
Хотелось бы узнать Ваше мнение практика.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Рыжкин
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1992
- Спасибо получено: 178
Умалчивание проблемы - это одна из самых главных проблем. Любой работник, в том числе и я, не буду говорить о проблеме, за которую меня же и накажут. Оно мне надо? Мне это не выгодно, т.е. нет личной мотивации. Вот как раз над этим я сейчас и думаю, делаю кое-какие наброски по мотивации за обнаружение проблемы. Смысл в том, чтобы чаша весов между "кнутом" и "пряником" в данном случае перевесила в сторону "пряника".
Начиная примерно с 2006 года остановить конвейер на любом заводе автопрома не составляет труда. Программа выпуска автомобилей гораздо ниже возможностей (мощностей) предприятия. Всегда можно нагнать. Поэтому конвейер останавливается и разбирается проблема в присутствии всех заинтересованных лиц. Для этого вдоль конвейера есть кнопки останова, в кабинете начальника цеха "Андон" с цифрами рабочих зон. При остановке конвейера загорается соответствующая цифра и начальник цеха с командой решают проблему.
Любой простой конвейера расчитывается в рублях. Есть официальная стоимость простоя 1 минуты. Есть электронный учет простоя конвейера. Есть СТП по "Хоз.расчетным претензиям". Сумма простоя вешается на виновника.
Наказание за умалчивание гораздо серьезней, чем за остановку конвейера. Работник (в т.ч. и руководитель)выбирает между "увольнением" и "лишением премии". В данном случае "пряник" - это лишение премии. Поэтому лучше честно признаться в косяке и больше не повторять, чем накосячить и промолчать. Все равно потом узнают.
Есть проблемы, которые работник сам не знает, проблема это или нет. Для одних проблема, а для других - норма. Например, работнику привезли деталей на целую смену, как положено по тех. процессу. Это проблема или норма? Для работника и технолога это была норма, для меня - проблема. Сейчас уже проще на УАЗе, там все время объясняют, что проблема, а что норма. Постоянно проводят обучение.
А вот придя на новый завод, приходится опять объяснять, что является мудой, а что ценностью.
PS: Юрий, по-моему мой ответ не соответствует теме ветки!
Боишься - не делай, делаешь - не бойся!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
прошу прощение за отсутствие. Находился в отъезде, но поверьте было очень приятно читать вашу полемику. Ответить правда возможности не было, почту читал по коммуникатору. Отдельное спасибо Юрию за поддержку и ответы на вопросы, заданные мне. Так же приятно видеть возрастающий интерес к этой теме. Мне было задано много вопросов, поэтому отвечу всем по порядку.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Главная
- Форум
- Форум LeanZone.ru
- Общий
- Чем отличается Lean от TPS?