Чем отличается Lean от TPS?
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Александр,В рамках лин нет чётко прописанного стандарта, в каких случаях останавливать конвейер, а в каких нет. А в ТПС есть.
как раз наоборот. На многих предприятиях, внедряющих Lean, существует формализованные документы регламентирующие остановку конвейера в рамках СМК основанных на ИСО9001 или ИСО/ТУ 16949. Однако на практике, этот момент мягко говоря не поощряется. Т.е. формально он есть, но не работает.
В TPS наоборот, вряд ли существует формализованный стандарт на остановку конвейера. Там "просто", останавливают конвейер в случае, когда имеется ЛЮБОЕ отклонение от станартного состояния процесса.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Отличие №1. "Lean и TPS (как основа методологии построения производственной системы японской фирмы TOYOTA) имеют разные приоритеты стратегических целей".
Отличие №2. "В Lean уделяется мало внимания вовлечению рядового персонала".
Отличие №3. "В Lean уделяется мало внимания развитию персонала".
Отличие №4. "Построение производственных систем на принципах Lean происходит фоне полученного сертификата ISO 9000".
Отличие №5. "Внедрение Lean проводится специалистами, не разделяющими в полной мере бизнес-философию Тойота"
Отличие №6. "В Lean картирование потока производства является основой для построения и развития производственных систем. В TPS картирование не проводят совсем".
Отличие №7. "Lean устраняет потери (8 или 11, или 16 типов, кому как нравится), а TPS проблемы.
Отличие №8 "В Lean остановка конвейера (процесса) не является ключевым инструментом решения проблем"
Отличие №9. "Развитие TPS проходило методом проб и ошибок на собственном опыте и длится более 50 лет"
Коллеги, жду ваших конструктивных соображений!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Юрий Рыбалка писал(а):
Юрий,Я думаю, останавливать нужно поток. Если выстроен поток, то все должно быть понятно. Если нет - то увы, это не случай производственной системы, значит и методы другие.
останавливать надо не поток, а процесс.
На мой взгляд производственная система охватывает все процессы на предприятии. И поток тут не причём.
Я думаю, что остановить 1 процесс в производственной системе, где все процессы связаны входами и выходами - это и значит остановить поток [создания ценности]. Мы говорим об одном и том же.
А вот если процессы не связаны (нет сквозного потока создания ценности), то остановка 1 процесса может оказаться для всей остальной системы незаметной. И потому принцип остановки конвейера работать не будет.
"Если в производстве, организованном как поток единичных изделий, возникает проблема, останавливается вся производственная линия. В этом смысле это очень плохая производственная система. Но когда производство останавливается, все вынуждены решать проблему немедленно. Поэтому членам команды приходится думать, а думая, члены команды растут и становятся более зрелыми людьми и лучшими членами команды."
Теруюки Минора, бывший президент Toyota Motor Manufacturing, Северная Америка
Вот что нам говорит гуру, и на этом, думаю, хватит аргументов относительно ценности принципа остановки конвейера. Всех до сих пор неубежденных приглашаю прильнуть к первоисточникам. Я конечно рискую быть обвиненным в высокомерии, но тратить силы и время на доказательство прописных истин никакого настроения нет. Энергию можно расходовать на гораздо более разумные цели.
Стоит ли спорить о последствиях того факта, что Лин-менеджеры не уделяют внимания основополагающим моментам построения производственной системы, для результативности всего внедренческого проекта?
Давайте представим пример. Архитектор разработал проект здания и передал строителям. Те покрутили головами, пощелкали языками - нравится, все классно. Только вот эту опору, говорят, давай не будем делать, какая-то она мудреная, да и не умеем мы так. Архитектор им: "да вы что, ребят, без этой опоры жесткости не будет, на ней вся конструкция держится. Здание рухнет. Так что это без меня."
А строители знай свое твердят: ну ниче, мы попробуем так, без опоры, авось-небось как-нибудь не рухнет.
Смешно?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
На многих предприятиях, внедряющих Lean, существует формализованные документы регламентирующие остановку конвейера в рамках СМК основанных на ИСО9001 или ИСО/ТУ 16949. Однако на практике, этот момент мягко говоря не поощряется. Т.е. формально он есть, но не работает.
В TPS наоборот, вряд ли существует формализованный стандарт на остановку конвейера. Там "просто", останавливают конвейер в случае, когда имеется ЛЮБОЕ отклонение от станартного состояния процесса.
Именно на этом я и пытаюсь все время акцентировать внимание. У Вас получилось тверже и внушительнее, надеюсь.
Любое происшествие (отклонение от стандартного хода событий) - Андон. Далее - включается таймер и "цепочка помощи".
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Во-первых, такое ли уж зло - картирование? Это как минимум один из инструментов визуализации процесса, а значит, во благо.
Во-вторых. Интуитивное что-то, сформулировать пока не получается... Явно ведь, что про построении производственной системы на Тойоте задействовались принципы теории ограничения систем (или какие-то аналогичные). Тогда как-то сомнительно, что можно было обойтись без картирования...
Другое дело, что "Лин-внедренцы" зачастую толком не понимают, для чего делается картирование... понарисуют схем и носятся с ними как с писаной торбой. Но это характеризует не инструмент, а исполнителя...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Спорные случаи есть, но в целом этой статистике можно доверять. Указанная вами тенденция имеет объективные причины и доля ЧФ продолжает расти. Я бы вообще предпочёл летать на автоматах.
Н-да? На тех самых, которые могут рухнуть из-за пробитой изоляции одного-единственного проводка? Нет уж, увольте, без меня
-Смотрю, не любите вы животных, Свинцов...
-Да я и людей-то... не очень...("Солдат Иван Чонкин")
Кстати, Александр. Вы бы купили билет на самолет, будучи осведомлены о том, что он находится в режиме опытной эксплуатации? Что-то мне подсказывает, что Вы как минимум потребовали бы, чтобы в цену билета была включена стоимость парашюта и тренинга по обращению с ним
Самолёт - сложная система. Какая-нибудь дырочка обязательно найдётся. Предусмотреть всё на стадии проектирования сложных систем практически невозможно.
Достичь идеального состояния невозможно в принципе - иначе оно перестанет быть идеальным. Речь идет об асимптотическом стремлении к идеалу. При одних технологиях совершенствования процесса мы будем в 5%-м коридоре приближения к идеалу, а при других можем попасть в 1,5%-й. Стоит заниматься такими технологиями?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Карбаинов
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1432
- Спасибо получено: 6
Ну и сами летайте на самолётах, которые роняют не в меру выпившие плохо подготовленные пилоты, или пилоты, теряющие сознание от разгерметизации, или полезшие в грозу, или уснувшие на наборе высоты, или излишне спешашие приземлиться...Н-да? На тех самых, которые могут рухнуть из-за пробитой изоляции одного-единственного проводка? Нет уж, увольте, без меня
Почему вы принимаете решения, основываясь на эмоциональных аргументах? Доля ЧФ в катастрофах существенно выше доли отказа техники.
Я не то, что сам, я дочке на него дважды билет покупал, будучи осведомлёным о наличии проблем.Кстати, Александр. Вы бы купили билет на самолет, будучи осведомлены о том, что он находится в режиме опытной эксплуатации? Что-то мне подсказывает, что Вы как минимум потребовали бы, чтобы в цену билета была включена стоимость парашюта и тренинга по обращению с ним
Применение парашютов на линейных авиаперевозках нецелесообразно.
Самолёт - сложная система. Какая-нибудь дырочка обязательно найдётся. Предусмотреть всё на стадии проектирования сложных систем практически невозможно.
А зачем вы задаёте этот вопрос?Достичь идеального состояния невозможно в принципе - иначе оно перестанет быть идеальным. Речь идет об асимптотическом стремлении к идеалу. При одних технологиях совершенствования процесса мы будем в 5%-м коридоре приближения к идеалу, а при других можем попасть в 1,5%-й. Стоит заниматься такими технологиями?
Keep it simple, stupid!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Юрий,...остановить 1 процесс в производственной системе, где все процессы связаны входами и выходами - это и значит остановить поток [создания ценности]...
полностью поддерживаю Вашу позицию. Напоследок, постараюсь уберечь вас от одной парадигмы возникшей на стыке процессного подхода и Lean. В производственной системе предприятия существуют процессы, совсем не связанные с потоком создания ценности. Для примера: межличностное общение. Рабочий перестал разговаривать с начальником цеха. Это тоже остановка процесса. Однако, поток производства от этого не пострадает. Уборщица перестала убираться. Это тоже остановка процесса. Важно, чтобы информация доходила до руководителя и была достаточно существенной, чтобы влиять на процесс. В этом на мой взгляд и состоит стандартная процедура поддержки производственных участков применяемая на Тойоте. Они делают так, чтобы ЛЮБОЙ сигнал из гембы, был существенным. Если его кто-то игнорировал и/или не смог устранить проблему. Сигнал переходит на следующий уровень управления.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Может быть. Полезно ингда остановиться и посмотреть, туда ли идём.Андрей Николаевич, все же сомнения вызывает пункт №6 про картирование. Вроде мы его не доштурмовали.
Нет это не зло. Я скажу оно полезно. Однако, минусов от него как от "проекта" больше чем плюсов. Я вижу это так, персонал напрягся и провел эту работу (как проект), проанализировал, разработал мероприятия, реализовал их, выдохнул и забыл как страшный сон (как проект). Это я сравниваю с попыткой разогнать ржавую колымагу (предприятие) с рывка (Lean-проект). В этом случае можно самому повредиться (потерять веру в результативность), либо колымагу повредить, а чаще всего и то и другое. Да, может быть она поедет немного быстрее, только уже не захочется это повторять. Наша задача разогнать её до максимальных скоростей. Для этого надо потихоньку не торопясь, но и не останавливаясь, по мере сил, каждодневно, по отдельному узлу востанавливать подвижность всех элементов. Это долгий и тяжёлый труд.Во-первых, такое ли уж зло - картирование? Это как минимум один из инструментов визуализации процесса, а значит, во благо.
Так же как бросить курить. На пару часов можно. Ну на сутки. А посмотришь "вдаль": "Блин, я не смогу совсем не курить! Надо ж терпеть ВСЕГДА!" Нужно поработать с собой, и понять, что это навсегда. Кстати, я курить бросил.
Поэтому эту работу проводить можно, и даже нужно, особенно при проектировании процессов вновь, но это не главное, акцент с этих мероприятий надо переносить на ежедневный труд на местах, в гембе. Т.е. на решение проблем. "Ни дня без кайдзен!" Знакомый девиз, не правда ли?
Мозги поменять, сложно. Это сложнее, чем бросить курить. Особенно, без поддержки со стороны.Во-вторых. Интуитивное что-то, сформулировать пока не получается...
Эта система тогда ещё не существовала. Тойота руководствовалась в первую очередь здравым смыслом, а потом всем прочим опытом.Явно ведь, что про построении производственной системы на Тойоте задействовались принципы теории ограничения систем (или какие-то аналогичные).
Человек, знающий процесс(совокупность материальных и информационных потоков, свзанных с продуктом), без труда выстроит поток между двумя переделами (операциями, участками) без карты. Повторюсь, на мой взгляд, диаграмма спагетти будет более функциональна. Готов обсудить ваши сомнения.Тогда как-то сомнительно, что можно было обойтись без картирования...
Это издержки и просчёты внедрения. Чаще всего в этом вина руководства. Выдай карту "на гора" и всё тут. А она не... Не будем о больном.Другое дело, что "Лин-внедренцы" зачастую толком не понимают, для чего делается картирование...понарисуют схем и носятся с ними как с писаной торбой. Но это характеризует не инструмент, а исполнителя...
Пока писал, пришла ещё одна мысль для обсуждения:
"При внедрении Lean применяется проектный метод"
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
давайте не будем о самолётах. Читать потом будет не интересно. Там нет ни слова ни о Lean, ни о TPS. Одно бла-бла-бла.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Главная
- Форум
- Форум LeanZone.ru
- Общий
- Чем отличается Lean от TPS?