Чем отличается Lean от TPS?
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
У каждого предприятия свой путь, как Вы правильно сказали - свое Дао. Компания Toyota нашла для себя наилучший способ совершенствования, который называется TPS. Это ее путь. Путь который привел ее к успеху.
В результате обобщения принципов TPS, с учетом методов организации производства, разработанных Тэйлором, Фордом, Демингом, на западе родилось бережливое производство или лин (Lean). Это скорее набор общих принципов, инструментов, философия, чем руководство к действию. Безусловно, бережливое производство - это мощнейшая наука, но не панацея. Ее грамотное применение требует исключительно индивидуального подхода к каждому предприятию с учетом сложившихся особенностей организации и управления.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
Тогда, сформулируем вопрос шире: "Чем отличается методология японских предприятий вообще (пример предприятий: Тойота и Ниссан и т.д.) от западных методик (примеры предприятий: Форд, GM, Боинг и т.д.)?".
Андрей Николаевич, у меня есть такая версия.
Мы здесь на форуме в ходе прений уже выявили в ветке "Цели бережливого предприятия" формулу, которая гласит, что в треугольнике КФУ бизнеса (удовлетворенность владельцев-удовлетворенность клиентов-удовлетворенность персонала) Lean, в отличие от других систем, приоритетным фактором декларирует "удовлетворенность персонала", а два других рассматривает как необходимые.
Так вот, боюсь, что разница между Lean (в том виде, как это реализуется большинством компаний - и западных, и российских) и TPS (как она реализована на Тойоте), состоит в том, что... Lean лишь декларирует "удовлетворенность персонала" как ценность, а японцы реально с этим живут.
Много ли предприятий, внедряющих Лин, реально приблизились, например, к системе пожизненного найма? К обычаю делать работников предприятия владельцами его акций?
Боюсь, что термин "система мотивации" в Лин - пустой звук, набор слоганов, оторванных от жизни и от души конкретного человека, и превращается она чаще всего в систему экономии средств на ФОТе. А ведь есть очень тонкая грань, которую нужно просто ЧУВСТВОВАТЬ, при которой система мотивации легко превращается в систему ДЕмотивации. Достаточно пары неверных шагов с людьми, и утраченное доверие вернуть будет безумно сложно.
Коренная разница - в том, что одни "занимаются системами мотивации", а другие один раз сделали - и решили эту проблему. В соответствии с ценностями и целями своего предприятия, с национальной культурой, обычаями и проч.
Среди инструментов БП ни разу не встречал никаких серьезных претензий на исследования психологии коллектива. А это, ИМХО, ключевая проблема.
Выходит, что в Lean то, что должно быть "фишкой", сильной чертой, не доработано, не доведено до совершенства, или нейтрализовано отношением менеджмента. Этим и объясняется относительно низкая эффективность внедрения.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Итак, отличие №
1. В Lean уделяется мало внимания вовлечению рядового персонала.
Я бы ещё к Вашим рассуждениям добавил, в качестве развития: обычно забывают про всеобщее обучение персонала, ротацию персонала - мощнейшие инструменты по вовлечению. На сколько мне известно в Японии эти инструменты являются самыми основными. Далее, деятельность малых групп проходит чаще всего на уровне ИТР и младшего руководящего состава. Бригадиры, как представители рабочих, в процесс преобразований привлекаются крайне редко, а на западных предприятиях они (бригадиры) мне не встречались вообще. Эта тенденция приходит и к нам. Кроме того, вспомните знаменитые пятёрки или кружки качества в TOYOTA в их деятельности участвуют все от президента компании до рядовых сотрудников. А призыв "все на гембу" используемый достаточно часто надо изменить на русский эквивалент "в народ". Т.е. смысл лозунга не столько в том, что бы посмотреть на месте, а посоветоваться с рабочими, вовлекая их в преобразования.
Далее, отличие №
2. В Lean уделяется мало внимания решению проблем.
Этот инструмент на мой взгляд является важнейшим!!! Все остальные приёмы были рождены после поиска первопричин. Lean не предусматривает целенаправленной работы по поиску проблем. А это самое сложное. Вспомните океан ресурсов, рифы проблем и кораблик - предприятие. Кто добровольно откажется от от имеющихся ресурсов, что бы получить трудности? Поэтому работа по совершенствованию производства останавливается после разовой работы - небольшого улучшения, если быть более точным после наведения элементарного порядка. На многих предприятиях достаточно просто прибраться и решить вопрос опозданий на рабочее место и без всяких Линов можно получить около 15% роста производительности труда, а если ещё позаниматься наведением порядка в планировании, то ещё процентов 5-10.
Кроме этих есть и ещё отличия - на мой взгляд. Хотелось бы узнать мнение профи по этому поводу. Кто-то может добавит что-нибудь своё?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий Рыбалка
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2095
- Спасибо получено: 186
отличие №2. В Lean уделяется мало внимания решению проблем.
Здесь не со всем могу согласиться: во-всяком случае, для использования категории "много-мало" не вижу единицы измерения, и инструменты решения проблем в Лин представлены (то же самое коронное "5 почему"). Та группа, в работе которой мне приходилось принимать участие (у меня есть опыт оптимизационной деятельности на стройплощадке), значительное внимание уделяла решению проблем, и найденные решения выходили далеко за пределы "элементарного порядка".
Другое дело, что административные компетенции нашей группы были ограничены "решением сверху", и когда мы выходили на действительно серьезные проблемы, связанные с финансированием, мы слышали: "занимайтесь производством и не лезьте в финансы". Объект строился на бюджетные деньги - понятно, что "чужих" в эту сферу не пускают. Эта политика превращала работу в фарс.
Но это я отвлекаюсь. По сути же нашей темы - фишка в том, чтобы не только коллектив группы "оптимизаторов" занимался поисками кайдзенов и пока-йоке, а чтобы процесс улучшений не остановился после выхода команды инициаторов из процесса. Вы совершенно правильно заметили - в этот процесс надо вовлекать персонал, а это возможно только путем СОТРУДНИЧЕСТВА. Вот инструментов для развития СОТРУДНИЧЕСТВА я действительно в Лин не наблюдаю - это как раз та тема, которая замалчивается авторами и гуру; о ней говорят как о само собой разумеющемся: "вовлеките персонал, и все у вас получится"... А вот как ВОВЛЕКАТЬ-ТО надо, чтобы это было эффективно? Можно ли это сделать так, чтобы были целы овцы и сыты волки, или кому-то, пардон, придется "подвинуться"? К каким глобальным последствиям это приведет?
Впрочем, тема вовлечения уже сильно поштурмована на нашем форуме (см., например, тему Вовлечение сотрудников в процесс непрерывных улучшений и исходящие ссылки). Может Вы, как человек со свежим взглядом, оцените, насколько конструктивными получились прения; продвинулись ли мы к какому-то решению?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
Мне кажется, следует разделять суть бережливого производства, как некий скелет, основу для решения задачи совершенствования производства и многочисленные методы, которые служат достижению основной задачи. Образно говоря это как рыбий скелет и мясо.
Основу бережливого производства (скелет) составляет циклическая последовательность преобразований: определение ценности - создание потока - устранение потерь и задержек потока - вытягивание - непрерывное улучшение - и т.д. по кругу...
Все остальное - это способы реализации основной идеи, которые определяют свой путь изменений для каждого предприятия. Таким образом выходит, что скелет один, а вот то, какое "мясо" на него будет натянуто - определяет форму получившейся рыбы, то есть произвордственной системы предприятия.
В этой связи можно перечислять много особенностей, которые следует учитывать, о которых не говорится или мало говорится в книгах классиков. О некоторых из этих особенностей мы говорили на последней встрече да и в различных обсуждениях на форуме, а что-то освещалось и в статьях. Помимо упомянутых проблем вовлечения и методов решения проблем можно упомянуть еще проектный подход к преобразованиям, актуализацию оргструктуры, изменение принципов руководства компанией и т.п. Решение всех этих вопросов будет носить индивидуальный характер на любом предприятии.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
По поводу вовлечения своё мнение я постараюсь изложить, но не здесь, а в той теме.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Главная
- Форум
- Форум LeanZone.ru
- Общий
- Чем отличается Lean от TPS?