Что такое ценность? Давайте разберемся


14 года 9 мес. назад - 14 года 9 мес. назад #1854 от Александр Пятков
Давно, в 74 году один мой знакомый (тогда он был главным технологом на оборонном заводе) ездил в Японию. Приехал под впечатлением. Видел безлюдные цеха, где одни лишь обрабатывающие центры с ЧПУ, роботы и автоматические робокары. Картана как в фантастическом фильме (ночью, с фарами, слаженно работают, людей ноль). И это было в Японии уже тогда. Один лишь скучающий оператор, наблюдающий мнемосхему на мониторе. Создавалась ли в этом случае ценность? Безусловно! Заметим, без участия людей. Трудозатраты на процесс минимальные. Но вложены огромные деньги в разработки и создание таких цехов.

Из этого следует (туда идет мир), что рано или поздно «обработка» будет полностью автоматизирована. Сборка тоже уже автоматизируется. Т.е. не будет тех самых рабочих мест, где сейчас работяги создают ту самую ценность, не будет этой гордости пролетарской.

А что с техническим обслуживанием, с ремонтами. Безусловно, техника будет все надежнее и долговечнее. Один пример. Я недавно купил led-телевизор. А до этого у меня аж с 96 года был 29” телевизор Sony. Ни разу не ломался зараза. Я ждал несколько лет, чтобы купить новый, плоский, а он не ломается и не снижает качество изображения. Но все же я решил его отправить на пенсию. Вот такие дела с надежностью японской продукции.

Но техника разная, не всегда она стоит дома, в тепличных условиях. Часто машинам приходятся работать в сложных агрессивных условиях, под нагрузкой (экскаваторы в карьерах, зимой, автомобили на раздолбаных дорогах). Техника со временем изнашивается и ломается, детали нуждаются в замене. Это фундаментальное свойство техники. И от обслуживания и ремонтов никуда не уйти, ни сейчас, ни в будущем. Мы сколько угодно можем называть ремонты и обслуживание мудой, но избавиться от них не сможем. Они продлевают время работы техники. А значит создают ценность. Зато мы сможем многое автоматизировать в обслуживании, ровно как и в обработке. Но хорошие механики и электрики будут нужны всегда. Просто труд их изменится (где-то уже изменился). Они чаще будут делать интеллектуальную работу за компьютером, настраивая виртуальную модель процесса. Кто-то сказал, что в F1 механики на питстопе делают муду. Неверно. F1 – это не просто шоу, это прорывы в будущее, испытание новых технологий. Механики там – высококлассные инженеры, которые вместе с заводскими создают будущее автомобильного мира.

Человеку в будущем остается только творить и давать задания машинам. Напомню пример с программистами и сисадминами. Чем они занимаются? Когда вы пользуетесь готовой программой, вы подобны работяге на станке, который создает ценность (файлы, отчеты). А программисты и сисадмины отчасти подобны тем инженерам и наладчикам, которые обеспечивают вас инструментами, которые подстраивают виртуальные «станки». Можно ли назвать их работу мудой? А работу настройщика пианино, например, можно ли назвать мудой? Сами решайте. Ответ очевиден.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 9 мес. назад #1855 от Сергей Жаринов
Коллеги, мне кажется, что мы начинаем скатываться в схоластику. Поскольку в классическом определении предлагается спросить о ценности у клиента, а у разных клиентов могут быть на этот счёт разные мнения, то можно договориться только на основе некоторого ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО определения. Лично мне всегда нравилась формулировка, похожая на ту, что привёл выше Сергей Царяпкин со ссылкой на коллег из Германии:

Потери - любые действия, которые потребляют ресурсы, но не изменяют физических свойств продукта.

С этой точки зрения и ремонтные работы, и транспортировка являются потерями. Вероятно, возможны и другие представления. Но прежде, чем их высказывать, имеет смысл уточнить, каким операциональным определением вы пользуетесь.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 9 мес. назад #1856 от Игорь Рыжкин
Дмитрий Стукалов:

Это значит, что мы должны избавится от обслуживающего персонала? Очевидно - нет! Тогда как быть? Наверное надо понять в чем ЦЕННОСТЬ обслуживания и устранить все операции в обслуживании. которые на создают ценность.


С моей точки зрения, от обслуживающего персонала надо избавляться. Мы же избавляемся от контролеров ОТК, включая контроль качества в рабочий процесс! Мы также включаем в рабочий процесс и обслуживание станков! Не вижу никакой ценности! В беседе с одним дряхленьким японцем с Тойоты, он мне сказал :"Закрой глаза, представь свой завод идеальным и иди к этой цели!" Я так и сделал. В моей фантазии идеального завода нет обслуживающего персонала. :) Оборудование работает и не ломается, крыша не течет, а потребитель находится в 10 метрах от меня! :)

Александр Пятков:

Далее, люди хотят путешествовать. Они не хотят сидеть в одной точке, чтобы им мгновенно доставляли чайник. Чайника им мало. Им нужны новые впечатления. Путешествия обеспечиваются транспортом (логистика) . Мир – это пространство. И этим все сказано.


Я люблю путешествовать и часто это делаю. Но я не хочу тратить 7 часов, чтобы долететь до Канар. Я хочу, чтобы Канары, на время моего хотения, были рядом с домом. И я никак не хочу тратить 14 часов своего драгоценнейшего отпуска на перелет туда и обратно. Я уже не говорю о нашей Камчатке - это несбыточная мечта для меня (путевка на двоих 300 тысяч рублей на 14 дней!), т.к. основная сумма и время тратится именно на доставку моего тела на курорт. Для меня это потеря.

Боишься - не делай, делаешь - не бойся!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 9 мес. назад #1857 от Игорь Рыжкин
И еще один маленький пример. Я сейчас работаю на малюсеньком заводике (по сравнению с прошлым гигантом). На этом заводике вообще никто не слышал о Бережливом производстве. Так вот, уже второй месяц у меня с инженером по нормированию труда идет жаркий спор на эту же тему.
После хронометража у меня получилось, что рабочий работает (создает ценность) только 40% всего времени, остальное потери. У нее (инженера по нормированию) рабочий работает 90%!!! И она не соглашается, что установить деталь в станок или транспортировка детали от станка к станку это потери. Пришлось ей это доказать в приказном порядке "Я сказал, что это потери, значит потери!" :)

Боишься - не делай, делаешь - не бойся!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 9 мес. назад - 14 года 9 мес. назад #1859 от Александр Пятков
Игорь Юрьевич писал:

С моей точки зрения, от обслуживающего персонала надо избавляться… В беседе с одним дряхленьким японцем с Тойоты, он мне сказал :"Закрой глаза, представь свой завод идеальным и иди к этой цели!" Я так и сделал. В моей фантазии идеального завода нет обслуживающего персонала. :) Оборудование работает и не ломается, крыша не течет, а потребитель находится в 10 метрах от меня! :)

Идите дальше в своей фантазии. На идеальном заводе вообще не должно быть персонала, одни только роботы. И уж тем более на основных операциях обработки и сборки. Но сторонник ТРИЗ может сказать, что идеальный завод такой когда выпуск есть а завода нет вообще. Фантазировать можно сколько угодно, но мы живет в России, где производим то, что сами не хотим покупать и потреблять.

Я люблю путешествовать и часто это делаю. Но я не хочу тратить 7 часов, чтобы долететь до Канар. Я хочу, чтобы Канары, на время моего хотения, были рядом с домом. И я никак не хочу тратить 14 часов своего драгоценнейшего отпуска на перелет туда и обратно.

Для вас уже все продумали. Садитесь за телевизор и смотрите фильм про Канары с DVD. А в будущем для вас будут виртуальные путешествия, в шлеме (жизнь в "Матрице"). Вам вообще не нужно будет никуда ходить. Тело вообще будет лишним, в спортзал незачем ходить.

Я уже не говорю о нашей Камчатке - это несбыточная мечта для меня (путевка на двоих 300 тысяч рублей на 14 дней!), т.к. основная сумма и время тратится именно на доставку моего тела на курорт. Для меня это потеря.

Опять же, представьте что Камчатка доставляется к вашему неподвижному грузному телу. Развивайте фантазию, и все будет ок. Это вполне достижимо, никаких потерь!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 9 мес. назад #1860 от Петухов Алексей
Игорь Юрьевич писал(а):

Пришлось ей это доказать в приказном порядке "Я сказал, что это потери, значит потери!" :)


Я не согласен с таким способом работы с сотрудниками. Не все в этом мире можно сделать в приказном порядке. А ДОКАЗАТЬ ей, что это потери не побывали? Работа в приказном порядке очень развивает 8-й вид потерь - неиспользование умственного потенциала людей. В системе "Я хозяин - ты дурак" добиться каких-то предложений по улучшениям фактически невозможно

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 9 мес. назад - 14 года 9 мес. назад #1861 от Сергей Жаринов
Кто-то здесь приводил пример полностью автоматизированного и роботизированного завода. Я был на таком японском заводе. Кажется, это был завод NISSAN (не помню точно, потому что с тех пор прошло 22 года и я был в Японии с другими целями, - просто на экскурсию возили). Много лет спустя я прочитал в одной из книжек, что с экономической точки зрения это самый НЕэффективный завод компании. Если вдуматься, то понятно почему. Потому что роботы и компьютеры могут делать всё что угодно, кроме одного: они не могут изменить организацию работы и самих себя.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 9 мес. назад #1862 от Игорь Рыжкин
Александр Пятков писал(а):

Идите дальше в своей фантазии.


"Вот послала, так послала!" (с) м/ф "Падал прошлогодний снег"

Боишься - не делай, делаешь - не бойся!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 9 мес. назад #1863 от Игорь Рыжкин
Александр Пятков писал(а):

На идеальном заводе вообще не должно быть персонала, одни только роботы. И уж тем более на основных операциях обработки и сборки.


Пример из практики. На прессовой линии на автомобильном предприятии, состоящей из 5 прессов, работает 21 человек (по 4 на каждом + 1 человек смазчик листа). В Италии на прессовом заводе работают 2 человека, которые просто укладывают готовые кузовные детали в тару. Это первый момент. Второй момент - нет человека - нет проблем (больничных, прогулов, отгулов, корочек на допуск к работе и т.д.) Но есть 2 технаря по пром.электронике, которые обслуживают роботов.
А сварка кузова? Сейчас все делают роботы. И работает не 100 человек, а 1 инженер!
Что будет через 20 лет? Может вообще не будет людей на заводе. Будет только директор за пультом управления!

P.S. 10 лет назад я не знал что такое сотовый телефон. ;)

Боишься - не делай, делаешь - не бойся!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


14 года 9 мес. назад #1864 от Александр Пятков
Сергей Жаринов писал:

пример полностью автоматизированного и роботизированного завода. Я был на таком японском заводе… Много лет спустя я прочитал в одной из книжек, что с экономической точки зрения это самый неэффективный завод компании.

Согласен. Именно так. Японцы поняли это на опыте и отказались от тотальной автоматизации.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум