Проектный подход к организации преддипломной практики студентов


5 мес. 3 нед. назад #57264 от Александр Запорожцев
Дипломы студентов можно оценивать по критерию соответствия работы установленным компетенциям обучения. В результате каждый студент демонстрирует свой уровень подготовки, что соответствет требованиям образовательных стандартов. Однако, среди большого числа компетенций есть компетенция "Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде". Формируем ли мы эту компетенцию в условиях, когда каждый студент учиться по индивидуальным заданим, индивидуально сдает экзамены и т.д.? Думаю, ответ очевиден - в формировании этой компетенции имеются трудности. Несколько лет назад, стал популярным проектный подход в обучении (SDIO)

Второй аспект организации преддипломной практики студентов - что дает практика студентов для улучшения образования студентов. Обратная связь конечно существует - мы заочно знакомимся с проблемами предприятий, в дипломах используем новые управленческие инструменты. Но продолжаем оставатья изолированными от реальных проблем предприятия.
Последнее время ситуация изменилась - руководство университета требует и стимулирует активное участие преподавателей в конкреных работах с предприятиями. Это для нас (преподавателей) является новым видом деятельности, в которой мы не имеем практического опыта.
За советом я обратился к уважаеммым экспертам - Дмитрию Стукалову и Виктору Васильевичу Вальчуку. Они порекоменндовали использовать имеющейся канал связи с предприятиями - практику студентов. Спасибо им за конструктивный совет.
Мы начали работать с предприятиями - посетили с экскурсиями три предприятия. С одним из предприятий уже заключен договор на небольшую работу - проведение диагностики предприятия и выработка предложений по решению проблем предприятия. Эта работа еще не началась.
Студенты последнего курса сегодня ушли на преддипломную практику на одно из предприятий, на которых мы были с экскурсией. Хотим объединить всех студентов, котрые проходят практику на данном предприятии в рамках общего проекта проведения диагностики предприятия. Это позволит распределить работу по проекту между несколькими исполнителями и получить больше маттериалов для написания диплома. Кроме того, предполагается объединить все результаты дианостики предприятия и сформулировать проблемы предприятия.
Интересная получается работа!
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


5 мес. 3 нед. назад #57265 от Смирнов Евгений
Красиво Вы все расписали Александр, не знаю вашего отчества к сожалению.
Не очень верится в этот светлый проект. Причины просты и очевидны.
1. Во сколько раз снизилось количество часов обучения студентов по сравнению с советскими временами? По моей оценке в три раза, младший сын поступил в 2013 году в Иркутский госуниверситет, декан факультета собрал родительское собрание (что само по себе для меня нонсенс). Я подошел к расписанию занятий и увидел, что в неделю у студентов всего 7 пар. У нас было 21 пара.
2. Во сколько раз увеличилась нагрузка преподавателей за это же время, со слов моего друга бывшего декана факультета, нагрузка увеличилась ровно в два раза. На индивидуальную работу со студентами нет ни сил не времени. С его же слов современные студенты, лет до 30 ти еще дети, мы в 1985 году с ним ездили в стройотряд в Венгрию, ему было 27 лет, мне 20 мы все вопросы решали самостоятельно - он говорит - я не представляю что бы эти студенты могли такое сделать сегодня. Причина наверно в гиперопеке со стороны родителей, чуть не до выпускного теперь водят в школу за ручку. Мой внук с первого класса ходит в школу сам, сейчас во втором классе, едет через весь город на автобусе на тренировку, хотя есть возможность его возить.
3. Когда на преддипломную практику отправлялись студенты в СССР? В феврале - никак не в конце апреля - какой они могут подготовить материал? Что придумать нового?
При этом, считалось, что мы приходили на производство и нечего не знали и не умели))).
Еще одна сторона медали, пришел в нашу "контору" парень в прошлом году, специальность что то по космическим летательным аппаратам - хороший парень, я его спрашиваю, а чего к нам? а по специальности зарплата 30 тысяч... а у вас мол больше намного. Я ему, ты у нас ничему не научишься, образование твое пойдет в мусорный бак... разводит руками - за 30 тысяч работать не пойду!
Еще пример, думаю вы таких десятки знаете. На базе кафедры, которую я заканчивал объединили 3 факультета! Хотя только на нашем факультете было 5 кафедр...
Так, что не вижу пока ничего хорошего в нашей системе образования.
Спасибо сказали: Александр Запорожцев

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


5 мес. 3 нед. назад - 5 мес. 3 нед. назад #57266 от Александр Запорожцев

Красиво Вы все расписали Александр, не знаю вашего отчества к сожалению.
Не очень верится в этот светлый проект. Причины просты и очевидны.
Мой проект очень конкретный:
1. Научить и помочь студентам проводить диагностику предприятия
2. Объединить усилия нескольких студентов в рамках одного проекта
Есть риск, что ничего не получиться так как каждый студент будет тянуть одеяло на себя, но это естественное препятствие, которое мы собственно и должны преодолевать.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


5 мес. 6 дн. назад #57292 от Александр Запорожцев
Есть первые плоды участия преподавателей в преддипломной практике!
Я имею ввиду новый подход у диагностике предприятия.
Отсуствие опыта проведения диагностики предприятия заставило искать эфективные инструменты. Первые экскурсии на предприятия не дали полезной информации. Мы не знали, на что и как смотреть? Решили, что нужно формулировать вопросы, на которые нужно получить ответы при проведении диагностики. Однако, вопросы получались формальные и не направленные на получение нужной информации. И здесь нам на помощь пришли наши знания о принципах управления, менеджменту качества, ТОС, операционному менеджменту, науки о физических процессах производства. В итоге получилась такая технология:
1. проводим предварительную диагонстику и выявляем нежелательные являения (НЖЯ) - это подход ТОС (теории органичений)
2. строим причинно-следственную диаграмму от НЖЯ к потенциальным причинам этих нежелательных явлений
3. Составляем вопросы к конкретным подразделениям предприятия на подтверждение выявленых потенциальных причин
4. Проводим второй этап диагностики - обсуждения вопросов и уточнение потенциальных причин.
Возвращаемся к пункту 2 и повторяем уточнение причин.
Все сттало понятным и логичным

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


5 мес. 14 ч. назад #57295 от Гриневич Павел
Подход абсолютно правильный. Если причины НЖЯ удастся правильно определить самими работниками обследуемого предприятия (с вашей помощью), то они, при желании, сами смогут устранить эти причины. Или хотя бы понять, как, с помощью чего их можно устранить.
Если же работники этого предприятия будут ждать, что вы и ваши студенты все сделаете за них, то толку не будет

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


5 мес. 13 ч. назад #57296 от Александр Запорожцев

Подход абсолютно правильный. Если причины НЖЯ удастся правильно определить самими работниками обследуемого предприятия (с вашей помощью), то они, при желании, сами смогут устранить эти причины. Или хотя бы понять, как, с помощью чего их можно устранить.
Если же работники этого предприятия будут ждать, что вы и ваши студенты все сделаете за них, то толку не будет
Как можно подтолкнуть работников самих определить нежелательные явления?
Создается впечателение, что работники убеждены, что в их отделе все хорошо и никакох проблем нет - это в других подразделениях проблемы, так пусть они их и решают.
Мы хотели со студентами провести анализ проблем и в дипломах показать возможные пути их решения, но похоже надо действовать как то по другому.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


5 мес. 11 ч. назад #57298 от Гриневич Павел

Как можно подтолкнуть работников самих определить нежелательные явления?
Без них ничего не получится. Могу предложить создать инициативную группу из представителей разных отделов для определения НЖЯ и причин НЖЯ, но это будет работать только при заинтересованности руководства в улучшении ситуации.
Для стимулирования интереса может сработать то, что НЖЯ реально существуют, соответственно есть причины, их вызывающие. Следовательно, убрав причины, их реально устранить. Но я продолжаю утверждать, что без самих работников предприятия докопаться до причин не возможно.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


5 мес. 9 ч. назад - 5 мес. 9 ч. назад #57299 от Александр Запорожцев

Но я продолжаю утверждать, что без самих работников предприятия докопаться до причин не возможно.
Согласен, это аксиома, но .... Вот живой пример - мы сейчас проводим диагностику участка упаковки на предприятии, которое выпускает стеклянную посуду. Конечно, без помощи работников предприятия мы самостоятельно, конечно не смогли разобраться в производстве и его проблемах. Мы прошли (несколько раз) по производственному потоку. Я задал вопрос - Почему продукцию упаковывают не в коробки, а россыпью? Нам объяснили причины этих проблем. Например, иногда не хватает упаковки. Идем в отдел заказа упаковки, там нам объясняют, что они стараются заказывать упаковко ровно столько, сколько по плану будет произведено продукции. Задаю вопрос прос траховой завас - отвечают 1-2%. На вопрос почему так мало - отвечают дорого. И они абсолютно уперены, что они поступают правильно.
Вывод - конечно они знают о всех этих проблемах, но считают, что так и должно быть. Они не собираются что либо изменять!
Конечно, если бы на предприятии был реализован приницип "Все одна команда", то в этом случае активное участие в диагностике предприятия и разработке предложений по улучшениям с высокой вероятностью могли быть реализованы. Прекрасно помню Ваш доклад на эту тему в Лермонтове.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум