Обсуждение книги 'Сломай стереотип. ПС БрАЗа'
- Игорь Рыжкин
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1992
- Спасибо получено: 178
Скажу сразу, что опыт БрАЗа мне интересен, и я попытаюсь его изучить, проанализировать ошибки и удачи.
Пока прочитал 30 страниц. Но вопросов стало еще больше. Те, кто видел это "чудо" может ответить мне на вопросы?
Заметки по книге во вложении с моими комментариями. Я по ходу чтения делал записи, где я соглашался, отмечал красным цветом, где нет - черным. Возможно ответы я найду, когда дочитаю до конца. А пока у меня вопросов больше, чем ответов.
Боишься - не делай, делаешь - не бойся!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Вячеслав Марков
- Не в сети
- Завсегдатай
- Сообщений: 312
- Спасибо получено: 4
Я планировал на следующей неделе открыть ветку в форуме LeanZone для обсуждения производственной системы БрАЗа. Хотел сначала, не торопясь прочитать книгу «Сломай стереотип» до конца, поразмыслить… и написать свой отзыв о прочитанном, а затем узнать мнения коллег. В книге с первых страниц достаточно противоречивых моментов.
Съездить на этот завод в Иркутскую область и самому увидеть преобразования ПС, которыми заводчане гордятся, у меня пока нет возможности, но… Но зато мы можем прояснить ряд вопросов, которые, безусловно, будут возникать в процессе детального изучения опыта завода, у Турусова Сергея (зам. директора по развитию производственных систем БрАЗа) и Вячеслава Болтрукевича (подробно изучал ПС БрАЗа).
Дмитрий Ким поедет на БрАЗ в середине ноября, надеюсь после поделится своми впечатлениями. Эту поездку организует ВШБ МГУ , и кстати, ещё есть возможность присоединиться к ней.
Игорь, посмотрел твои вопросы и рассуждения. У меня возникают похожие мысли про сменных мастеров и бригадиров смены, и в целом, про уровни управления. Всё это безусловно требует дополнительных и подробных разъяснений!
Тем не менее я предлагаю пока остановиться, чтобы хотя бы дочитать книгу до конца, а затем сформулировать ключевые вопросы. Мб нарисовать общие проблемные вопросы и мнения от тех, кому опыт БрАЗа интереснен и кто будет участвовать в нашей дискуссии? А я попрошу Вячеслава дать конкретные ответы по ним.
На мой взгляд, БрАЗ – это яркий пример прорыва в операционной эффективности в России. Мб и единственный. Плюс первый опыт преобразований, который системно описан. В любом случае большая ценность для нас.
В LEANinfo.ru уже происходило некоторое интересное обсуждение постов Вячеслава о БрАЗе. Там даже есть злые комменты от бывшего работника завода, уволенного за прогулы.
В принципе эти заметки и стали предисловием книги:
Эффективный БрАЗ
Сломай стереотип
Братчане делают алюминий с удовольствием
Выстраивайте отношения «клиент-поставщик»
Директор Братского алюминиевого завода о производственной системе предприятия
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Рыжкин
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1992
- Спасибо получено: 178
Давай остановимся и дочитаем, может и мозги на место встанут. Но меня очень порадовало, что в России такое есть. Хороший опыт или плохой, но он есть. И есть чему поучиться.
Кстати о книге я и узнал на Leaninfo. За это спасибо.
Остальным тоже советую приобрести и прочитать эту книгу, тем более, что в переводных японских книгах уже вряд ли что нового найдем. Книга недорогая, а опыт в ней бесценный.
Дочитаю, изложу все вопросы (а их стало еще больше), потом обсудим, что было на БрАЗе хорошо, а что плохо.
Было бы конечно неплохо еще услышать мнение тех, кого сократили, как они к этому отнеслись.
Боишься - не делай, делаешь - не бойся!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Павел Рабунец
- Не в сети
- Давно я тут
- Сообщений: 81
- Спасибо получено: 1
Спросить можно у авторов. К счастью, все авторы "Сломай стереотип" могут ответить. Можно написать им, позвонить. Но лучше все таки спросить лично, и увидеть Производственную систему БрАЗа воочию в корпусах предприятия и поговорить с людьми, которые проводят изменения – работниками завода. Если есть время и желание - такая возможность есть 17-18 ноября. Игорь, там же где вы увидели информацию о книге есть и информация о поездке на БрАЗ. Я не веду процесс, но желающих поехать немало. Спросите у Вячеслава Болтрукевича - быть может места еще есть.
Книга о Производственной системы Братского алюминиевого - это лишь описание, причем далеко не исчерпывающее, реального состояния предприятия, действительных шагов по совершенствованию, примеров улучшений на заводе, хоть нужно признать, системное описание. Если бы мы пытались описать все, что есть на заводе, все мельчайшие подробности производственной системы, мы бы и через десять лет не смогли бы это сделать. Не только потому что это очень трудоемко, но и потому что производственная система, как это и должно быть, не стоит на месте. Развитие и улучшение - это важно. Кстати, книгу не писали в издательстве, книгу не писали консультанты или другие привлеченные специалисты, побывавшие на заводе. Книгу писали сами авторы производственной системы завода - руководители и все работники БрАЗа. И в этом большая ценность этого опыта.
Призыв Славы кажется мне очень разумным - по первым нескольким страницам общей картины не увидишь. Если не ехать на завод, то, стоит хотя бы дочитать книгу. Уверен, на многие вопросы книга все же сможет дать ответы. А на некоторые из ваших вопросов, как ни странно, ответы даны в тех же абзацах, которые и вызвали у вас вопросы. Кое-что вы поняли не до конца. Уверен, вам знаком метод "5 почему". Чуть глубже нужно копнуть. Не увлекаться сильно, но чуть глубже. Ваши предложения альтернативных решений замечательные, и я не сомневаюсь в их действенности, но на мой взгляд на БрАЗе пошли дальше.
Знаете, что мне нравится в опыте БрАЗа? Мне очень импонирует подход руководителей завода, и в частности Сергей Турусова, который говорил о ПС БрАЗа на конференции, и с которым мне удалось пообщаться чуть дольше, чем остальным - совсем не цитата, но смысл постараюсь передать "это наш опыт, мы так делаем, это работает у нас. Мы никому не навязываем свою точку зрения. Желания спорить и что-либо доказывать нет - уже устали спорить. Ваше право соглашаться или нет. Мы гордимся своими достижениями и готовы говорить об этом, делиться своим опытом".
Поэтому, успешный или неуспешный опыт отдельных шагов построения системы или все ПС в целом - решать не нам. Мы не работали на предприятии. Большинство наших суждений будут, что называется, со своей колокольни. Ваша критика - это лишь попытка сравнить, как было у вас, и оправдать вашу точку зрения, доказать, что у вас лучше. Но правильной точки зрения быть не может как таковой. Избитые слова - но все таки всё адресно, все индивидуально. На БрАЗе так, у вас может быть по-другому. В этом нет проблем.
Отдельно хочу отметить слова Игоря про "вопросы и ответы". Это очень здорово, что у вас появляются вопросы. Еще лучше, что не на все из них у вас находятся ответы. Если бы все было досконально описано, вас бы опыт БрАЗа, вероятно, не заинтересовал. Все ведь и так понятно... Вопросы убивают равнодушие, порождают интерес. В общем, здорово, что вы не остались равнодушным. Что у вас появились вопросы. Вы можете восхищаться этим опытом или ненавидеть его, главное не оставаться равнодушным. Если нет вопросов, нет протестов, нет восхищений - значит опыт БрАЗа прошел мимо.
Чем больше непонятного, тем притягательнее опыт, тем сильнее стремление повторить его на своих предприятиях. А Сергей Турусов в разговоре со мной сказал, что одной из главных целей книги видит возможность появления подобных описаний успешных производственных систем других предприятий. Но ведь прежде чем ПС описать - нужно ее построить. Согласны?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Рыжкин
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1992
- Спасибо получено: 178
Игорь, там же где вы увидели информацию о книге есть и информация о поездке на БрАЗ. Я не веду процесс, но желающих поехать немало. Спросите у Вячеслава Болтрукевича - быть может места еще есть.
К сожалению, я человек подневольный.
Кстати, книгу не писали в издательстве, книгу не писали консультанты или другие привлеченные специалисты, побывавшие на заводе. Книгу писали сами авторы производственной системы завода - руководители и все работники БрАЗа. И в этом большая ценность этого опыта.
То, что писали сами работники, это видно по стилю. Все очень просто написано, безо всяких заумных слов. Но есть и противоречия в словах.
Кое-что вы поняли не до конца. Уверен, вам знаком метод "5 почему". Чуть глубже нужно копнуть. Не увлекаться сильно, но чуть глубже. Ваши предложения альтернативных решений замечательные, и я не сомневаюсь в их действенности, но на мой взгляд на БрАЗе пошли дальше.
Может быть и не до конца я понял. Поэтому, я уверен, что после первого прочтения, будет еще и второе. Постараюсь прочитать между строк. Ведь в одном абзаце книги описан опыт нескольких месяцев. И это надо представить, т.е. прочитать абзац и представить, как это происходило в реальности, тогда только можно найти ответы.
Знаете, что мне нравится в опыте БрАЗа? Мне очень импонирует подход руководителей завода, и в частности Сергей Турусова, который говорил о ПС БрАЗа на конференции, и с которым мне удалось пообщаться чуть дольше, чем остальным - совсем не цитата, но смысл постараюсь передать "это наш опыт, мы так делаем, это работает у нас. Мы никому не навязываем свою точку зрения. Желания спорить и что-либо доказывать нет - уже устали спорить. Ваше право соглашаться или нет. Мы гордимся своими достижениями и готовы говорить об этом, делиться своим опытом".
Критиковать я и не собирался. Я собираюсь критически разобраться в ПС БрАЗа, изложить, что я увидел хорошего, что плохого, и что можно еще сделать, исходя из своего опыта. Я думаю, Сергею Филиппову&Со хотелось бы услышать оценку своих трудов со стороны, чтобы понять куда двигаться дальше. По крайней мере мне всегда этого хотелось. Обычно на мои идеи в должности зам. генерального директора тупо соглашались и никто не мог чего-либо поставить в противовес. Посоветоваться было не с кем. Вдруг что-то я делаю не правильно, я же тоже учусь.
Ваша критика - это лишь попытка сравнить, как было у вас, и оправдать вашу точку зрения, доказать, что у вас лучше.
Я не сравниваю, я пытаюсь понять, а положительное перенять. Я всегда учусь, даже уча других.
Чем больше непонятного, тем притягательнее опыт, тем сильнее стремление повторить его на своих предприятиях. А Сергей Турусов в разговоре со мной сказал, что одной из главных целей книги видит возможность появления подобных описаний успешных производственных систем других предприятий. Но ведь прежде чем ПС описать - нужно ее построить. Согласны?
Я полностью согласен. И в 2006 году я предпринял попытку описать опыт УАЗа (было написано около 300 страниц печатного текста с картинками). Но, как и БрАЗ в написании программы развития ПС, понял, что это бесполезно. То, что мы делали на УАЗе в 2001-2006 году для меня уже кажется несколько по-детски. С 2006 по 2010 год я получил еще опыт. И то, что было сделано ранее на УАЗе можно было сделать по другому и проще. А после прочтения пока первой главы книги "Сломай стереотип", я думаю мне придется корректировать методики, которые я написал в последнее время с учетом опыта БрАЗа.
Дочитаю до конца. В краткой и доступной форме изложу плюсы и минусы со своей колокольни. Дам свои комментарии. Возможно, мои комментарии БрАЗовцев натолкнут на новые идеи.
Боишься - не делай, делаешь - не бойся!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Филонов
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 6616
- Спасибо получено: 714
Тойота строила систему снизу-вверх (обучали рабочего, потом делали его супервайзером). Здесь пошли от обратного. Срубили всю надстройку. Оставили только рабочих, а самых грамотных рабочих сделали супервайзерами.
Рубить надстройку – типичный подход западного мендежмента на пути преобразований. Здесь все классически. Поделили рабочих на два класса – тоже типичный путь для Lean (китайцы также делали).
Последний шаг, который планирует директор – самоликвидация. А как вам это нравится? Такого прецедента кажется не было
Недаром его назвали – Бен Ладен.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Рыжкин
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 1992
- Спасибо получено: 178
С некоторых пор мы стали результаты обходов управляющего директора фиксировать (красный, желтый, зеленый) по конкретным сериям (фотографиям старших мастеров серий) в сравнительной динамике. Кто-то из старших мастеров стремился стать лучшим, кто-то не хотел быть худшим. Тот, кто постоянно оказывался худшим, лишался рабочего места. Стр. 67.
Напоминает фильм "Гладиатор", где за выживание готовы глотки друг другу перегрызть.
Я думаю, что в конечном итоге старшие мастера договорятся между собой (где-нибудь в подполье), что будут по очереди становиться худшими, чтобы не потерять работу.
Я пытался такую систему внедрить в Казани. Только оценивал не только старших мастеров, но и рабочих тоже. Хотел выявить самых злостных нарушителей (где-то я уже писал, что оценивал работу в баллах по различным производственным показателям). Но честно скажу не знаю, прижилась эта система или нет, т.к. переехал в другой город.
Боишься - не делай, делаешь - не бойся!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Вячеслав Болтрукевич
- Не в сети
- Новый участник
- Сообщений: 5
- Спасибо получено: 1
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Илья Соколов
- Не в сети
- Завсегдатай
- Сообщений: 299
- Спасибо получено: 7
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Илья Соколов
- Не в сети
- Завсегдатай
- Сообщений: 299
- Спасибо получено: 7
"Тот, кто за данное время может сделать больше других, обладает силой, тот, кто способен сделать больше и лучше , обладает талантами, тот, кто способен сделать, то , что не делал никто другой , - гений"
Йогам Каспар Лаватер (1741-1801)
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Главная
- Форум
- Форум LeanZone.ru
- Общий
- Обсуждение книги 'Сломай стереотип. ПС БрАЗа'