Материал представляет собой перевод заметки Марка Розенталя (Mark Rosenthal), опубликованной на сайте The Lean Thinker под названием "Coaching with Intent". Заметка начинается ссылкой на скетч-каст видео, суть которого сводится к следующему:
"В современном мире модель лидерства "лидер и последователи", разработанная еще в те времена, когда главным был физический труд, становится все менее эффективной. Те, кто получает приказы, обычно действуют лишь в половину своих возможностей, мало задействуя воображение и особо не проявляя инициативы. И если для гребли на галере это не имело большого значения, то для управления, к примеру, современной атомной подводной лодкой стало критичным. В модели "лидер и последователи" эффективность деятельности организации напрямую зависит от способностей лидера. Когда лидеры, некогда взвалившие все на свои плечи, уходят, в организации начинаются большие потрясения.
Модель "лидер и лидеры" принципиально отличается от модели "лидер и последователи". В ее основе идея о том, что, как человеческие существа, мы все несем в себе отвечающиe за лидерские качества гены, которые должны использоватьcя в профессиональной деятельности. Модель "лидер и лидеры" не только позволяет достичь резкого повышения эффективности труда, но и делает организацию более устойчивой. Что особенно важно, изменения носят долговременный характер, поскольку не привязаны к личным качествам конкретного человека.
Модель "лидер и лидеры" обладает запасом гибкости и отнюдь не предполагает, что кто-то один всегда прав. Более того, она естественным образом стимулирует появление новых лидеров в разных подразделениях организации, и этот процесс нельзя остановить.
"Лидерство – встраивание способности к величию в людей и практику организаций, и отсоединение ее от личности лидера".
Передайте управление тем, кто обладает информацией. Дайте людям возможность почувствовать, что они имеют значение, создайте окружающую среду и пространство для мышления. Нет ничего невозможного. Вместо того, чтобы брать на себя управление и привлекать последователей – отдавайте управление и создавайте лидеров. Величие не в действиях, которые вы конкретно совершили, а в создании условий и среды для людей, их семей, школ, организаций, бизнеса, в которых они могут достичь величия."
Итак:
По мере того, как я продолжаю изучать концепцию Дэвида Марке "Разверните ваш корабль", я чувствую усиливающийся резонанс с концепцией намерений. Я хотел бы сравнить кое-что из этого с Lean, "Toyota Ката" и настроенностью (alignment) в организации.
Чтобы быстро понять о чем речь, взгляните на видео зарисовку, ниже, и сосредоточьтесь на той части, где он говорит о: - "мы заменили это на намерение".
Я думаю, что критически важные слова здесь - "Вы отдаете намерение им, и они отдают намерение вам."
Подумайте об этой фразе, затем подумайте о том, как мы обычно говорим о "намерении" (INTENT).
http://www.youtube.com/watch?v=OqmdLcyES_Q
ОК, вы вернулись?
Как я думал, "намерение" традиционно является односторонним направлением коммуникации. "Вот то, что нам необходимо сделать."
Несколько месяцев назад я был на заводе, обсуждая этот принцип. Один из менеджеров выразил разочарование, произнеся: "Я полагаю, что выразил очень понятно свои ожидания..." (И он был) ", но затем, когда проверил, то оказалось, что люди сделали нечто совершенно другое. Как (коучинг с намерением) может работать в таком случае? "
Вспоминаем, что мы запомнили о критически важной фразе?
...и они отдают намерение вам.
Давайте переложим это на термины Toyota Ката.
Какова взаимосвязь между "Задачей" и "Целевым состоянием?"
Подумайте, как разрабатывается целевое состояние.
Начните с задачи - это уровень исполнения, которого мы пытаемся достичь - "миссия", выражаясь по-военному, общее намерение того, что мы пытаемся сделать.
После того, как направление и задача (цель) понятны, следующая задача улучшающего / ученика - получить полное представление о текущем состоянии. Как процесс работает сегодня? Какова нормальная последовательность? Почему это выполняется так, а не иначе? Это должно быть сосредоточено в контексте направления / задачи / намерения.
Затем ученик (НЕТ, не коуч!) предлагает следующее целевое состояние.
В зависимости от уровня мастерства ученика, коуч вполне может оказать помощь в разработке, но не делать вместо него. Это - ответственность ученика .
Представьте себе такой разговор, по мере того, как ученик / тот, кто улучшает, обсуждает целевое состояние, обращается назад, к задаче, чтобы свериться с контекстом:
"В целом задача, которая стоит перед нами, сделать _______. В качестве моего первого (следующего) целевого состояния, я намерен сделать _____ (ученик выражает отношение к своему следующему уровню исполнения, и то, как будет выглядеть процесс и то, как туда попасть).
Добавление слов "Я намерен ..." в этом обмене доказало (для меня), что это является мощным инструментом для ученика, пытающегося охватить/стать владельцем своего собственного целевого состояния. Эти слова психологически делают установку на собственность вместо установки на получение разрешения.
Аналогичная структура может быть применена к следующему шагу или эксперименту.
"Каков ваш следующий шаг или эксперимент?"
"Я намерен сделать (заполнить эксперимент здесь)."
Возвращаясь к видео зарисовке, вспомните ту часть, где он говорит:
"Капитан, я намерен начать погружение подлодки."
" Как вы думаете, о чем я сейчас думаю?"
"Э-э .... Трудно сказать ... Я предполагаю, что вы хотите узнать, безопасно ли это ".
"БИНГО! (в точку) Убедите меня, что это безопасно ".
"Капитан, я намерен начать погружение подлодки. Все люди внизу. Все люки закрыты. Корабль готов к погружению. Мы проверили глубину. Мы находимся в водах, которые нам предписаны ".
Не только заявляя намерение, но и проходя через чек-лист "ученик" демонстрирует, что намерение будет выполнено компетентно, или нет.
Мы задаем те же вопросы, когда мы спрашиваем о следующем эксперименте, какой ожидается результат. Как логическое продолжение вопросы могут включать: поиск подтверждения, что эксперимент действительно касается заявленного "одного препятствия", (то, что нужно сделать), и которое рассматривается; что ученик имеет план проведения эксперимента, имеющего смысл, знает, какую информацию он намерен собрать, какие наблюдения должен сделать, и как он намерен выполнить все, (подтверждение, что это будет сделано компетентно).
На продвинутом уровне хороший ответ на вопрос "Каков ваш следующий шаг или эксперимент" может (должен!) включать все эти элементы и достаточно информации, чтобы убедить коуча, что это хороший эксперимент, для поиска нужной информации, в нужном направлении.
И звучит следующим образом: "для преодоления этого препятствия, следующим шагом я намерен сделать (такие-то шаги, таким-то образом, с такими-то людьми), с тем, чтобы (заполнить ожидаемые результаты). Я намерен измерить (это и это, здесь и здесь), и проверить мои результаты следующим способом ... "
Конечно, как коуч, если у вас есть ученик, который не уверен, как поступить, или хочет, чтобы ему подсказали, что нужно делать, (что довольно обычно в организациях, имеющих командную структуру, которую надо преодолеть, и где босс является единой инстанцией для решения проблем), как вы должны сформулировать ваши вопросы , чтобы добиться следующего уровня ответственности из уст вашего ученика?
Если они ждут, чтобы им сказали, что делать, как вы добьетесь от них, чтобы они предложили что-то свое?
Если они предлагают свое мнение, как вы добьетесь от них, чтобы они предложили рекомендации? Они хорошо продуманы? "Какой результат вы ожидаете?" "Как вы ожидаете достичь этого результата?"
Если они предлагают хорошо продуманную рекомендацию, как вы добьетесь от них, чтобы они выразили намерение? Что вы должны услышать, чтобы убедиться, что намерение хорошо продумано?
Я хочу, чтобы была ясность: Это продвинутая материя, но она идет рука об руку с обучением ката.
И, чтобы отдать должное тому, кто это придумал - все это работа Дэвида Марке (David Marquet). Я просто адаптировал ее здесь под ката.
Комментарии
Вы оказываете неоценимую помощь читателям, не в совершенстве владеющим английским (мне например ).
Не удержался и добавил к своей статье (не сочтите за рекламу ) еще эпизод из жизни А.С. Макаренко.
На мой взгляд, он ярко иллюстрирует основной лейтмотив заметки Марка Розенталя: "Делегируй полномочия, наделяй ответственность ю и правами, контролируй исполнение, отмечай успехи - вырастишь лидеров".
Это уточнение важно, чтобы не вызывать приступ истерического смеха у многих топ-менеджеров российских компаний, которые попытаются примерить описываемую систему коучинга на свою ситуацию. Вряд ли следует пытаться внедрять такую систему, если в организации еще не отработаны базовые принципы набора и аттестации персонала. Иными словами, некоторые ступеньки перепрыгнуть невозможно, их необходимо пройти. А между тем, организации без подобных "защитных фильтров" довольно часто еще встречаются даже среди крупных постсоветских компаний...
И не только среди них. По-моему у Паскаля Дениса было меткое замечание: "Если есть пульс, значит работник годен"
А вообшще, среди руководителей часто встречается: "Учишь-рОстишь, а он бац и уволился". Спрашивается, а что мешало ввести соответсвующие коррективы в систему оплаты труда, продумать процесс вовлечения?
О да. Эта фраза слышна сплошь и рядом. Очень распространенны й аргумент, почему компании "невыгодно инвестировать в персонал".
Точно уже теперь знаю, что такая фраза с головой выдает профнепригодног о руководителя, как горящая шапка... Такому удобно представлять ситуацию так, будто люди увольняются "сами по себе", будто это "естественный процесс". Но это же очевидная ложь! Люди увольняются сами только тогда, когда им созданы условия, при которых невозможно/неце лесообразно оставаться. И кто же отвечает за наличие таких условий, как не руководители?
RSS лента комментариев этой записи