История, основанная на реальных событиях, вымышленных цифрах и искаженных субъективизмом фактах.
Докладчик был толст, очкаст и неприятно заумен.
- Кратко резюмируя ситуацию по вашему предприятию, мы имеем в провинциальном городе производство водоэмульсионной краски с широким спектром проблем:
- Низкий ROI
- Медленный рост выручки
- Неудовлетворительный ассортимент
- Непредсказуемость потребительского спроса
- Плохая работа промышленного оборудования
- Неудовлетворительная работа поставщиков/дистрибьюторов
- Высокая текучесть кадров
- Низкая квалификация персонала
- Низкий уровень вовлеченности персонала
- И так далее, и тому подобное …
- Доктор Голдратт учит нас, что большое количество следствий происходит от одной-двух причин. И одну, я сейчас назову! 1
Поднятый вверх указательный палец, очевидно, символизировал восклицательный знак.
У Директора все внутри перевернулось. Одна причина для всех бед?! Да знакомо ли этому выскочке чувство, когда приход на работу – это прыжок в бассейн, в который всё добавляют и добавляют шарики от пинг-понга, а от тебя требуется всего ничего – удерживать их все под водой?2 Одновременно. До самого вечера. А завтра будет то же самое!
Похоже, ничего не заметив, Заносчивый Тип подытожил3:
- У вас конкурентоспособный продукт, по самой низкой цене на местном рынке (так как иногородние поставщики транспортируют, по сути, воду) и половинная загрузка мощностей! Вы не умеете продавать!
О методах агрессивных продаж Директор знал не понаслышке. У него работал целый отдел молодых, энергичных маркетологов. Поэтому он лишь хмыкнул в ответ.
Лектор продолжил:
- Да, я считаю, что вместо того, чтобы думать о том, что оператор смесителя сегодня нетрезв, нормальный КИПовец очень дорог, а энергоносители в вашем регионе до обидного выше, чем в соседнем; так вот, Вам надо думать о том, кто ваш потребитель?
И далее без перерыва:
- Только поймите меня правильно4: об этом тоже можно и нужно думать. Но, во вторую очередь. В первую, о потребителях.
- Да мы только о них и думаем. Цены держим на 20-30% ниже рыночных, упаковка там…
- А смысл в низкой цене при низком сбыте? Ваш потребитель – это не только и не столько человек затеявший дома ремонт, но и бригадир-маляр, который фактически определяет, чем он будет красить стены.
- Ну, мы и так их приглашаем на мастер-классы.
- А результат низок. Нет заинтересованности, раз. Поднимите цену до рыночной минус 10%. Вот и деньги на мелкие расходы для бригадира. Сегодня клиенты хотят платить деньги и получать результат. Поэтому многие возлагают закуп материалов на подрядчиков. Это предложение для них: принес чек за нашу краску из магазина – получи наличные5.
- То есть мне еще и платить?
- Из сверх запланированных денег, да! Эта та же плата за рекламу. К тому же, вы удивитесь, узнав, как много чеков останется невостребованными. Ведь для других клиентов это будет обычная краска, но дешевле аналогов. Второе. Ваша краска, такая же белая, как и у всех. А как я слышал, от поставщика компонентов для белоснежной вы отказались.
- Дорого выходит.
- Качество дороже. Специалист работает с надежным и качественным материалом. Хороший спец, тем более. Он работает с ним постоянно.
- Вообще-то частный сектор – это не наш приоритет. Вот крупные строительные подрядчики, это да.
- Доберемся и до них. Есть надежный механизм увеличения сбыта. Он уже у вас работает – это «сарафанное радио». Сбыт этого года выше предыдущего. На следующий год он будет ещё выше. Товар приемлемого качества по доступной цене будет продаваться все лучше и лучше. Я предлагаю ускорить этот процесс в разы. Смазать, так сказать, шестеренки.
- Реклама? Есть. Старо.
- Да не реклама. Моё предложение этим не исчерпывается. А искренняя заинтересованность в покупке вашего товара. Личная дилерская сеть, так сказать. Обойдите крупные строймаги – в них нет вашего товара. А механизм, или точнее, технология – это строго определенная последовательность действий, приводящая к определенному результату. Это Ки-Пи-Ай для повседневки. Возможность для директора по маркетингу задавать вопросы подчиненным: сколько клиентов приобретено сегодня? Четкий набор шагов для подчиненных: набрать номер телефона, прочитать текст с листа, встретиться с клиентом, сказать два-пять ключевых предложений, подписать договор. Я слегка утрирую, но выглядит именно так.
- И рост сбыта приведет к росту выручки, повысится вовлеченность персонала, появятся деньги на КИПовца, оператору некогда и незачем будет пить, а я наконец-то смогу сосредоточиться на лоббировании интересов товаропроизводителей нашего региона? Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой.
- Я рад, что Вы уловили мысль. Да, жизнь - сложная штука. Но то, что увеличив сбыт, вы решите сразу букет проблем – это факт. Для вашего предприятия, кроме этого, существуют такие же интересные задачи, а производите вы не только краску6…
- Ну, что же, оставьте ваше коммерческое предложение.
- Оно здесь, в желтой папке. И, пожалуйста, запомните - Вы заплатите за него один раз, а использовать его сможете постоянно.
…
И закрутила их жизнь. Директора вызвали в администрацию, просили бесплатно покрасить все бордюры в городе. Как он ни доказывал, что это до первого дождя, всё бесполезно. А его собеседник … (здесь принтер наткнулся на скобу от степлера, задрожал и затарахтел, а затем со злостью выплюнул распечатку с истерзанным хвостом).
1 Типичная ошибка в диалоге, приводящая к спору. Вызвать гнев собеседника и аппелировать к спорным для него утверждениям – не самый умный ход, согласитесь.
2 Да, заимствовано из книги.
3 Он заметил. Но не сказанная вовремя фраза: «Я понимаю Ваши сомнения», спустя минуту, уничтожает смысл предыдущего предложения и дискредитирует следующее.
4 Внимательный читатель мне возразит, что реальная беседа выйдет из конструктивного русла ещё до этих слов; её цель утонет во взаимных репликах сторон. Ну что же, я согласен.
5 Ловушка консультанта. Озвученное ноу-хау не стоит ни тиынки, ни копейки, ни цента. Проверено.
6 В оригинале речь, разумеется, не о краске.
24-28.08.14