Вот и ко мне, видно, подобрался кризис среднего возраста. С недавних пор озаботился этимологией выражений «святая простота» и «благими намерениями…».
Год без Линзоны – и в обстановке «внутренней тишины» зазвучали новые вопросы. Сомнения, положившие начало разговору о «ряженых» интересах, разгорелись, как угли на ветру. Пепел стучит в мое сердце ((с) Ш. де Костер, 1867). Переношу беспокойство из мозга в сеть ((с) Е. Ксенчук, 2012).
1. Овощное меню людоеда
Помимо обсуждения преимуществ и недостатков конкретных инструментов повышения операционной эффективности (уже давно – не только Lean), на сегодняшний день (собственно, как и 5 лет назад) общая мировоззренческая концепция Линзоны состоит в том, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное» в сфере управления: как производством в частности, так и бизнесом вообще. В рамках этого за прошедшие пять лет мы сообща выяснили, что к людям надо относиться по-человечески; социальная система – штука своенравная; цели организации во многом формируются средой (надсистемой); конкуренция приводит к разбазариванию ресурсов; собственник – это на самом деле должность такая (со своей должностной инструкцией), а руководителям неплохо бы иметь совесть. Короче, «с людями надо помягше, на вопросы смотреть ширше».
Однако, коллеги, давайте еще раз отдадим себе отчет в том, какую именно сферу человеческой жизнедеятельности мы выбрали для миссионерства.
Не дошкольное воспитание детей, не защиту редких видов животных и не спасение народов севера – мы выбрали бизнес.
Бизнес...
Естественный отбор для социальных организмов. Пожирание сильнейшим слабейшего здесь выглядит как недружественное поглощение, а биологическую смерть символизирует отзыв лицензии. На хорошо освоенных, высококонкурентных рынках успех одних сегодня возможен только за счет вытеснения, выталкивания других. Этакое сумо в деловых костюмах – только напоминает оно больше не современное, спортивное, а то, средневековое, с вбитыми в землю и заостренными кольями вокруг татами. (Как мы помним, именно от желания сделать поражение, падение как можно более живописным и пошла мода откармливать йокодзунов.)
«Грязный бизнес», «акулы бизнеса», «ничего личного – только бизнес», «бизнес, основанный на дружбе – плохой бизнес…», «нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради прибыли…», «бизнес – это война, а война – искусство обмана», «Moses is Moses, but business is business» – ну и, наконец, «мне жаль, Билл, что твоя гнедая сломала ногу!»… Черт, не могу вспомнить ни одного позитивного выражения со словом «бизнес»!
В современном мире проблема выживания стоит едва ли не острее, чем в позднем Кембрии – с той лишь разницей, что теперь в человеческом обществе речь идет не столько о биологическом выживании, сколько о психическом и личностном.
Вряд ли какой-нибудь из периодов эволюции сравнится с Нашей Эрой по изощренности методов конкуренции. Современные политтехнологии вкупе с гамма-излучением СМИ позволяют держать в дураках и сталкивать лбами миллионы. Организовать «оранжевую революцию» или «евромайдан» теперь лишь немногим сложнее, чем новогодний корпоратив: были бы деньги и желание, а тактика отработана. Геополитические пасьянсы и финансовые аферы в масштабах планеты – уже давно не только сюжеты антиутопий. А на фоне лицемерия «войн за демократию» и «гуманности» миротворческих операций кол и дыба средневековья кажутся старыми добрыми дедовскими методами.
Надо отдать должное изворотливости человеческого сознания: с тех пор, как интеллект стал самым совершенным инструментом конкуренции на Земле, оно нашло массу эффективных альтернатив затратным братоубийственным войнам (войнам за ресурсы, разумеется… всегда и везде – за ресурсы). Оно прочувствовало все преимущества многоходовок, закамуфлированных многослойными «операциями прикрытия», перед лобовыми наступательными действиями в духе «шашки наголо». Оно осознало эффективность экспорта конфликта в новые, еще не освоенные «в военных целях» плоскости общественного бытия: экономику, культуру, религию. Оно научилось переводить открытое («честное») противостояние в скрытое, и от этого еще более опасное. Оно прониклось выгодой инвестиций в долгосрочные стратегии разрушения – и сегодня их глубина и какой-то межгалактический цинизм просто парализуют, сокрушают сознание. И это при том, что самого интересного мы еще не знаем.
Бизнес стал очередным гениальным изобретением человечества, позволяющим удовлетворить сразу две фундаментальных потребности: утолить инстинкт конкуренции (самой кровожадной – внутривидовой) и заработать на хлеб с икрой.
Стоит ли удивляться, что всякое отсутствие совести как в политике, так и в бизнесе не только изначально оправдано, не только выступает «условием по умолчанию» и одним из правил игры, но является просто-таки системообразующим началом.
Невольно возникает вопрос: продвигая, популяризируя гуманистические идеи в сфере бизнеса, не уподобляемся ли мы проповедникам вегетарианства в племени людоедов? (Которые, слушая нашу проповедь краем уха, в то же самое время разрабатывают план, как бы им половчее сожрать людоедов из другого племени.) Не напоминаем ли мы чокнутых зоологов, которым вздумалось приучить волков к кошерной пище, а пираний – к перловке и жмыху? Которые пытаются вразумить саранчу не есть после шести вечера, а акул убедить в том, что планктон – необычайно вкусный и питательный, да и в морской капусте масса витаминов…
Коллеги, мы с вами выбрали одно из самых грязных занятий рода человеческого, а пытаемся отыскать в нем то, что отличает человека от животного.
2. Своя тусовка
На фоне геополитических схваток крупных держав, в которых государства помельче выступают просто разменной монетой, проблемы повышения эффективности отдельно взятых предприятий путем «обращения взгляда менеджеров с машин и механизмов на людей» уже не вызывают даже кислой улыбки. Да что там мировой масштаб – истинные интересы ближайшей надсистемы (в которую само предприятие вписано как система) зачастую оказываются настолько обескураживающими, что просто берет оторопь.
Общим местом стала ситуация, когда партнеры по бизнесу не могут договориться друг с другом – и один всерьез, честно пытается увеличить прибыльность, а другой сознательно, последовательно и настырно реализует сценарий «чем хуже, тем лучше» – чтобы, ввергнув предприятие в кризис, перехватить управление. Или искусственно занизить активы и через подставных лиц выкупить долю компаньонов. Или своровать у своих же и вывести зарубеж…
Крупный автосалон. Пять соучредителей. Двоим все пофиг, делами не занимаются, только за бабками приезжают. Один – «идейный», чё-то пытается. Остальные двое втихушку от него построили еще один салон, поменьше, и переманивают туда персонал из основного проекта.
Или, к примеру, задумал собственник из страны свалить, и уже год как потихоньку сливает активы в оффшор, а персонал, включая топов – не в теме, думают – кризис проклятый задолбал, пытаются как-то выжить, борются, над улучшениями думают, рацпредложения там всякие генерят…
А вот пример покрупнее.
Что у них в голове? Одному черту известно. Нам – нет, ибо они – надсистема.
(Было время, когда я, молодой и зеленый начальник цеха, всякий раз искренне недоумевал: ну как же так?! ведь на совещаниях руководство все правильно говорит, и ситуацию понимает, и общий курс вроде верный! Но как доходит до принятия конкретных решений – словно специально хотят рабочих разозлить и дело угробить. И так практически в каждом вопросе! С годами пришло понимание: этот парадокс – всего лишь видимость парадокса. Верхушка всегда действует в интересах надсистемы (именно за этим, собственно, надсистема ее и нанимает) и лишь прикрывается правильной риторикой. Истинные же цели «верхов» и «низов» расходятся кардинально, ибо интересы «человеческого ресурса» и эксплуататора этого ресурса не могут совпадать по определению.)
Замечательной особенностью всей этой бизнес-пьесы является тот факт, что подавляющее большинство персонажей в ней используются «втемную».
Действительно, при капитализме собственник в рамках законодательства волен делать со своими активами все что пожелает. При этом он прекрасно знает, что лучший способ угробить любой замысел (в том числе и хороший) – «честно и открыто» рассказать о нем окружающим. На практике элементарные двухходовки приносят гораздо больше дивидендов, чем «честная и открытая позиция». Процесс убеждения всех участников, каждый из которых себе на уме, занимает неприемлемое время. К тому же, они ведь сложа руки сидеть не будут – они противодействовать начнут, тянуть одеяло каждый в свою сторону.
Манипуляции правят балом. Положим руку на сердце: они тупо эффективнее. Сегодня проявлять «честную и открытую» позицию (не только в бизнесе, а вообще в жизни) – такое же безумие, как идти в атаку в полный рост с дедовской гармонью наперевес при плотном встречном обстреле шрапнелью. Взять вот хоть нашу честную и открытую писанину на Линзоне – что, кому-нибудь благодаря ей предложили, например, интересную работу? ответственную должность? руководство крупным проектом? достойную зарплату, наконец?
Нет. У тех, кто говорит правду, только одна судьба: с ними никто не хочет иметь дела.
Мутные схемы, в которых жертвуют вроде бы самоценными предприятиями, не устают удивлять. На каждом предприятии – своя червоточина, свой скелет в шкафу, что-нибудь не так. И самое плохое: ты всегда точно знаешь, что тебя используют в схеме, но никогда до конца не знаешь, в какой. Лично для себя я давно сделал вывод: прежде чем по-тяжкому впрягаться в улучшения на новом месте работы, нужно выяснить, что именно на этом предприятии не так, где подвох. А он есть везде.
Не потому ли мы на Линзоне за пять лет так и не дождались притока первых лиц – они играют совсем в другие, серьезные игры. А мы…
Мы мусолим темы, которым просто позволяют существовать, чтобы у среднего звена тоже была своя тусовка.
Не похожи ли мы на детей, спорящих в песочнице о том, какие формочки лучше всего использовать для лепки куличиков – в то время как взрослые дядьки уже давно порешали, что завтра снесут к едрене фене и песочницу, и вообще всю детскую площадку, и прилегающий парк заодно – чтобы построить очередной бизнес-центр, где будут нам же впаривать мороженное из пальмового масла...
3. Разбазаривание ресурсов как вдохновитель прогресса
Вся эта картина – предпоследний акт конкурентной драмы. Глобальный кризис, в который продолжает сползать человечество как неудачливый вор-домушник по скользкой крыше – это кризис именно конкурентной парадигмы, капиталистической системы. Но увы: нет никаких сомнений, что под флагом «ничего личного – только бизнес» мы, стиснув зубы, пойдем до самого конца. И чем ближе будет край пропасти, тем уверенней человечество будет идти по трупам, пока не останется золотой миллиард «крысиных королей».
В эпоху «социальной халявы» конкуренция, под каким бы соусом ее не подавали – от вызывающего изжогу «приятельского капитализма» до пресно-кислого «баланса интересов» – является единственным надежно работающим механизмом прогресса, который, в свою очередь, находится в тесной диалектической взаимосвязи со своей оборотной стороной – социальным неравенством. В конечном счете, в основе прогресса лежит желание одних быть лучше других (остальных), и конкуренция, со всеми ее вывихами и побочными явлениями, имеет такое же право на существование, как и само это желание.
Для обеспечения приемлемой стабильности конкурентной системы на макроуровне нужны механизмы сдерживания социальных рисков: и вот, более умное, активное, жаждущее развития и личных перспектив (и – да, более беспринципное) меньшинство вынуждено «тащить на себе» инертное, бесталанное, тупое, не желающее ничего менять и меняться большинство… С одной стороны, не давая ему совсем сдохнуть с голоду, а с другой – стараясь не превратить его в армию оборзевших патологических иждивенцев.
Да, оказавшись эффективной избыточно, вроде ультрасовременного боевого биологического вируса, конкуренция рвет мир на куски. Да, прогресс привел человечество к пропасти глобального кризиса. Да, социальное неравенство – это с точки зрения нации все та же «локальная оптимизация». Да, конкуренция приводит к разбазариванию ресурсов. Но к великому сожалению, все прочие инструменты взаимодействия в современном мире вряд ли могут сравниться с конкуренцией по надежности и безотказности.
Не перестав быть животным, человек пошел дальше: животное, насытившись, перестает проливать кровь. Но по тем правилам, по которым животное выживает, человек стал просто жить. Идея соперничества ради развития выродилась и породила системную ловушку: Сожри ближнего своего – не ради того, чтобы утолить голод… Просто затем, чтобы тебя не сожрали первым.
(Продолжение следует)
Комментарии
Прям из тайников души вынули.
Ждём продолжения.
Особенно мощно про крысиного короля...
Текст Мастерский. Ждем продолжения.
RSS лента комментариев этой записи