Совсем недавно проводил обучение по теме "Основы управления производством" на одном из крупных предприятий Казани. Аудитория состояла из начальников цехов и их замов. Аудитория очень благодарная, отзывчивая и активная, с которой очень быстро удалось наладить контакт. В целом, двухдневный семинар прошел очень насыщенно и доставил удовлетворение как моей аудитории, так и мне самому. Однако, достаточно тривиальному мероприятию сопутствовала череда событий, которые имели не столь позитивную окраску. И вот именно об этих событиях мне хотелось бы поведать.
Мой рассказ будет о "Российских железных дорогах" или, сокращенно РЖД. О них сейчас только ленивый не пишет, скажете вы? Верно! И я добавлю капельку! Ведь нельзя исключать того, что вся эта писанина когда-нибудь превысит некую критическую массу и приведет к качественным изменениям столь нами любимого национального перевозчика. Да, и к тому же разве не у нас на форуме заведена тема "Давайте вместе улучшим деятельность РЖД!"? И я совершенно точно знаю, что на отдельных участках этой Дороги нас точно читают. А отдельные, кажется, даже кубки Гастева выигрывают.
Just-In-Time 1
От Рязани до Казани по железной дороге нельзя добраться напрямую. Можно либо с пересадкой через Нижний Новгород, либо через Москву. В первом случае дорога (время в пути) получается короче, но рейсов меньше и ожидания дольше. Во втором случае вариантов море, и вот именно этот факт меня подвел!
Изучив как следует расписание я выбрал два подходящих поезда Рязань-Москва и Москва-Казань. Разница между прибытием 1-го и отправлением 2-го - 1 час 15 минут. Вокзал менять не надо. Рязанские поезда прибывают на Казанский вокзал в Москве.
Накануне я неторопливо собрался (вообще, поскольку в командировки приходится достаточно часто ездить, то все самое необходимое у меня всегда под рукой) и в урочный час отец отвез меня на вокзал. До прибытия поезда на Москву оставалось 30 минут. Отпустив его домой я расположился в здании вокзала. Время было позднее, вокзал был почти пустой и полчаса за чтением книги должны были пролететь незаметно. Однако, не прошло и 10 минут, как громкий и четкий (научились как-то озвчивать вокзалы) голос произнес, что поезд Адлер-Москва, на котором я должен был уехать, опаздывает на полтора часа!
1 Just-In-Time - Точно-Во-Время - один из основных принципов организации потока в рамках методики Бережливое производство (Lean Manufacturing). Согласно этому принципу изделия, материалы, комплектующие или полуфабрикаты должны подаваться на следующую операцию только тогда, когда в них возникает необходимость.
Какой удар! Я много езжу на поездах, в основном, по центральной части России, но за последние 2 года такого со мной не приключалось. Что-то убаюкало меня. Заставило поверить, что сейчас поезда ходят без опоздания. Приуныв, но все же не оставляя надежду выпутаться из ситуации, я побрел в справочную - рассказывать о своих бедах.
"А что же это Вы билеты так близко по времени взяли" - ответ барышни из справочного окошка заставил меня почувствовать себя наивным и неопытным! Конечно же матерый вагонный волк сказал бы мне, что на поезда, идущие с юга, полагаться нельзя. За сутки с лишним в дороге происходит много чего неожиданного, в том числе, и для работников РЖД, что приводит к естественным и вполне закономерным задержкам поездов. Я то как наивный использовал обычную арифметику! А здесь, оказывается, теория вероятностей! И еще оказывается, что обычная тетенька из справочного окошка может "умыть" меня дисциплиной, по которой я имею ученую степень!
"Нет, вряд ли нагонит" - ответила она на мой полный отчаяния вопрос. Шансы добраться до Москвы так, чтобы успеть на казанский поезд испарились полностью. Ничего не оставалось сделать, как попросить принять билеты обратно и подобрать другую пару поездов, чтобы я все же успел на семинар в Казань. Другая пара нашлась. Правда, вместо 13:30 дня накануне семинара, новый поезд прибывал в Казань около 01:30 уже дня семинара, что все же давало мне шансы немного отдохнуть с дороги.
Шестая "S" 2
Альтернативный путь до Москвы мог бы оказаться незамеченным. Планшет с интересными книгами и фильмами существенно сокращает расстояние. Но и тут РЖД оказалось на высоте! Экспресс Рязань-Москва, на котором я ехал достсточно комфортен. В первом классе есть столики, телевизоры. Носят закуски и т.п. После уличных -24 градусов войти в теплый вагон было очень приятно. Все раздевались,стараясь как можно комфортнее устроится для 3-часового путешествия. Поезд тронулся. Проводница завела фильм "С легким паром...". Я просто вставил наушники в уши, чтобы фильм не мешал, и собрался вздремнуть (поезд отходит около 7 утра), чтобы наверстать упущенный утренний сон.
Через 15 минут пути состояние теплого комфорта стало уходить. Сверху дул прохладный воздух. Еще через 10 минут в вагоне стало просто зябко и народ стал одеваться. Послышались жалобы проводнице, которая ответила, что сейчас включит печку. Она ее что, выключила что ли? Это при -24 то градусах! Что-то в недрах вагона загудело, однако тепло появляться не спешило. Наоборот, холод начал пробираться и под пуховик. "Ничего-ничего, она сейчас нагреется" - пообещала проводница! Это "сейчас" нам пришлось ждать около получаса. Наконец, в вагоне потеплело! Проводница вновь бодрым шагом пробежала по вагону и чем-то щелкнула. Гул прекратился. Вагон дружно насторожился - что-то будет? Вполне ожидаемо через 15 минут вагон был холодный и девушка вновь включила печку. Это повторялось каждый час, из которого 45 минут людям было просто холодно.
Вот такой климат-контроль придумали в фирменном экспрессе... Уверен, здоровыми доехали не все, однако, оказалось, что это еще не все.
2 Шестая "S" - расширение известного инструмента бережливого производства - 5S, предназначенного для рациональной организации рабочего пространства. Пять компонентов этого инструмента (сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование), дополняются шестым - safety: безопасность.
До поезда на Казань у меня оставалось около 3-х часов (с запасом теперь билеты взял). Это время надо было где-то скоротать. Планшет должен был сделать это время незаметным. Оставалось лишь найти удобное местечко. Казанский вокзал очень большой, но оказалось что эти огромные кубометры пространства не приспособлены для ожидания транзитных пасажиров.
Главный зал - огромнейшее помещение (думаю более 2000 кв. метров), совершенно холодное (двери постоянно открыты пассажиропотоком, а что такое калорифер на РЖД, вероятно не знают) и без единого сиденья! Войдя в помещение люди с удивлением оглядываются по сторонам и идут в боковой зал. Этот зал гораздо меньше и оборудован-таки сидячими местами, однако их количество позволяет разместить разве что 2-3 пионерских отряда, при условии, что девочки сядут на колени к мальчикам.
Море народа. Счастливчики сидят, не смея отбежать в туалет. Сумками забронированы места для отошедших. Большинство находит себе местечко, прислонившись к стене. Самые опытные сидят и лежат на баулах. Хуже всего родителям с детьми. Дети плачут и хотят присесть. Родители нервнинчают и пытаются успокоить уставших малышей. И все это в атмосфере того же холода и сквозняка.
Их 3-х часов ожидания час я провел в кафе, на 2-м этаже, где хоть немного отогрелся. Но вечно же там сидеть не будешь - есть и другие желающие. Еще полтора часа пришлось провести стоя, прислонившись к спинке одного из кресел, рассавленных по периметру сидячей зоны в качестве ограждения. С великим облегчением я отправился на посадку, полагая что на этом все беды закончились.
Поезд на котором я должен был проследовать в Казань, шел по маршруту Москва-Нерюнгри. Это примерно неделя пути. Мне нужно было выходить через 12-13 часов. Пока дошел до головы состава (а мой вагон был сразу за локомотивом), замерзли нос и щеки. Это из-за ветра. На железной дороге это обычное дело, которое превращает 20 градусов мороза в 30. И вот наконец-то долгожданное купе, а с ним тепло, комфорт и отдых...
Нет. Не было там ни первого, ни второго, ни третьего! А были только матерящиеся проводницы, одетые в халаты поверх ватных тулупов. Матерились они сильно! Из литературной части текста я понял лишь то, что поезд прибыл из Анапы и предшествующая поездная бригада не удосужилась подготовить его к передаче. Кругом была грязь и холод. Градусник у проводников показывал температуру в вагоне 10 градусов! Туалеты замерзли и проводницы кипятили воду, чтобы их оттаять. Вообще в таких старых вагонах я не ездил давно. Казалось, что все буквально пропитано пылью. Стекла не мыли не меньше полугода. И в этих условиях кому то надо ехать неделю!
Вагон, конечно прогрелся. Через 4 часа. Все это время пассажиры сидели в куртках. А ближе к ночи наступила духота...
С облегчением я вышел в Казани и 3 часа проспал беспробудным сном в гостиннице.
Управление по ограничению 3
Обратно я возвращался по плану. На двух фирменных поездах. Сначала Казань-Москва, потом до Рязани на поезде Москва-Адлер. Первый поезд фирменный, современный, чистый, с биотуалетами. Билет у меня был с питанием. Ехал я ночью. В основном, спал. В купе было тепло но без духоты. Так ездить можно!
Проснувшись утром я обнаружил, что прибываем точно по расписанию. До отправления второго поезда было около часа, а значит можно было обойтись без холодного вокзала. Выйдя на перрон я тут же увидел надпись на информационном табло, которая говорила, что мой поезд отправляется с 1-го пути. Туда я и направился.
Поезда еще не было. В начале платформы уже собралась толпа людей, преимущественно студенческого возраста, которые ожидали того же самого поезда. Ждем... Немного странным показался тот факт, что пут на платформу перегорожен металлическим ограждением, которое охраняли 2 охранника. Но, раз поезд иден на Кавказ, то повышенные меры предосторожности как-то можно объяснить. Вдали засветился огонь теплушки, которая волокла состав. Народ начал придвигаться к ограждению, полагая, что его сейчас начнут запускать. Ага, как же!
Один из охранников крикнул, что посадки здесь не будет. Надо пройти через вокзал и выйти через боковые двери. Ну ладно, через боковые, так через боковые. Спасибо хоть, что сказали. Но теперь, представьте себе - вся эта толпа молодых людей, которых к тому времени стало еще больше рванулась в вокзал. Тут надо упомянуть, что с перронов на Казанский вокзал есть один вход. Дверей много. Вход один. На входе стоят две рамки металлодетекторов и один рентгеновский аппарат, через который надо пропускать всю ручную кладь. А мы, как назло, все с ручной кладью! И не только те, кто на этот поезд хотел попасть, но и все остальные. В этих единственных воротах образовалась жутчайшая пробка. Нет, даже хуже - столпотворение! Кого-то толкнули. У кого-то порвалась сумка, кто-то проявляет чрезмерную активность. Короче, страшная и очень вариабельная толпа, скорость которой ограничивал рентгеновский аппарат. А время шло...
3 Управление по ограничению - методика Теории ограничений, позволяющая организовать движение материальных потоков таким образом, чтобы гарантировать максимальную отдачу ресурса, ограничивающего производительность всей производственной цепочки. Наиболее известная разновидность метода - DBR: drum-buffer-rope (барабан-буфер-канат).
Будучи по натуре человеком почти интеллигентным, я поддался силе, увлекавшей меня в жерло вокзального входа, и буквально через 15 минут уже миновал ограничение. До отправления оставалось 20 минут. С бокового входа я ни разу не садился и куда идти представлял лишь интуитивно. Благо нас таких было много. Оставалось лишь держаться течения. Пройдя через боковой зал и предвкушая близость выхода я был несколько обескуражен вновь образовавшейся пробкой. Наверное, опять одни двери. Все оказалось еще хуже.
Если бы это были еще одни двери, то скорее всего, их пропускная способность превысила бы пропускную способность рентгена, даже с учетом пассажиров, присоединившихся с улицы, и пробки бы не образовалось. Однако, впереди нас ждал еще один рентген. Уже на выходе. Толпа росла. Я вышел на перрон еще через 15 минут. До отправления осталось 5 минут, а толпа за мной явно не собиралась уменьшаться! Как же они из этого выпутаются - мелькнула в голове мысль. Наверное задержат поезд...
Оказавшись на перроне я понял и причину усиленной безопасности и большого количества молодых людей студенческого возраста. Оказывается это был фирменный поезд "Сочи", который вез волонтеров на предстоящую Олимпиаду. Таких поездов у нас в России всего 4 состава (это мне потом проводница сказала). Вагоны двухэтажные, с великолепными, тихими купе, WiFi (хоть и медленным), шикарными туалетами, раздельными контейнерами для разных видов мусора. Сам поезд производил величественное впечатление.
Вот его фотография, которую я сделал на мобильник перед посадкой, при свете перонных ламп Казанского вокзала.
А вот так он выглядел при дневном освещении, когда я его покидал в Рязани.
Поезд задержали лишь на две минуты. Я не знаю как решили вопрос с пропускной способностью рентгена. За 5 минут (ах да, за 7) пропустить всех было немыслимо! Интересно, что за все время соего ожидания на перроне никто не сообщил, что посадка на поезд будет производиться особым способом и с другого выхода. Во время своего 3-часового путешествия до Рязани, сидя в уютном купе, рядом с 2-мя симпатичными студентками, которые общались друг с другом через Фейсбук (со стороны было именно такое ощущение), я подумал о тех, кому еще 3 суток предстояло добираться до Нерюнгри, в поезде совсем другого рода, каких сейчас большинство. В поезде, в котором борьба с пассажиров с потерями (тепла, кислорода, и т.п.) имеет прямое отношение к теме бережливого производства в великой и могучей компании РЖД.
Дмитрий Стукалов
23-26 января 2014 г.
Комментарии
А после этого голос диктора долго убеждал, что надо есть только качественные продукты, не купаться в грязных водоемах и мыть руки после туалета! И это на вокзале, где в -20 было почти столько же и негде присесть! Вот уж правда, в чужом глазу...
А первый раз было до Олимпиады или после?
Сейчас уже в Казани. Сижу в гостинице. Впечатлений о РЖД опять на заметку набралось! И это еще без учета обратной дороги!
Хотя, в этот раз, все же, все было гораздо приятнее! :)
RSS лента комментариев этой записи