Совсем недавно в разделе "Статьи" было опубликовано интервью с авторами книги, посвященной новому принципу иновационных преобразований - Джугад. Продолжая тему, предлагаю вниманию читателей портала перевод краткой выдержки из этой книги, опубликованной на сайте Stanford Social Innovation Review.
В Рамакришна Нагар - деревню, расположенную в пустынях штата Гуджарат (Западная Индия), мы прибыли, проделав 250 миль от столицы этого штата - Ахмедабада. Наша команда: консультант по управлению из Кремниевой Долины, профессор бизнес-школы Кембриджского университета и основатель магазина управленческих услуг и медиа-компании в Миннеаполисе – собралась несколько месяцев назад для реализации масштабного исследовательского проекта. Наша миссия – искать в развивающихся странах, таких, как Индия, новые подходы к ведению бизнеса, которые могли бы помочь западным фирмам справиться с комплексными проблемами в наши нелегкие турбулентные времена.
В Гуджарате нас ждал Анил Гупта из Индийского Института Менеджмента (India Institute of Management - IIM, Ахмедабад). Профессор Гупта организовал компанию Honeybee Network (Пчелиная сеть), некоммерческую организацию, которая ищет "стихийные" инновации по всей Индии и "опыляет" ими другие организации. За двадцать с лишним лет деятельности Honeybee накопила базу данных, в которой содержится более 10 тысяч предложений от предпринимателей, которые нашли нестандартные решения для преодоления социально-экономических проблем в их локальных сообществах. Профессор Гупта предложил нам встретиться с одним из таких сельских предпринимателей.
Когда мы покинули прямое, как стрела, шоссе и свернули на узкую и довольно ухабистую грунтовку, температура воздуха достигала почти 50 градусов. Покинув джип с кондиционером, мы сразу смогли почувствовать давящую жару индийской пустыни.
Мансукх Праджапати радушно приветствовал нас на пороге своей мастерской. Гончар по профессии, Праджапати уже много лет эксперементирует с глиной и создал множество полезных вещей, некоторые из которых были выставлены в офисе по соседству с «лабораторией». Когда он предложил нам воды, мы уже совершенно иссохли и очень обрадовались. Но оглядевшись вокруг, мы не обнаружили ни киоска, ни магазина, где можно было бы «подзаправиться». Праджапати подошел к какому-то крану неподалеку и с гордой улыбкой подал нам бокалы: «Пожалуйста, холодная вода – из моего холодильника».
Сбитые с толку, мы внимательнее присмотрелись к глиняному ящику прямо перед нами. Ящик был сделан целиком из глины, за исключением стеклянной крышки и пластикового крана на дне. Потягивая освежающую холодную воду, мы озирались вокруг и не находили не электропроводов, ни аккумулятора. Довольный выражениями наших лиц, Праджапати объяснил, как работает этот холодильник – Mitticool («mitti» на хинди означает «земля», «cool» по-английски – «прохлада»). Вода из верхней камеры просачивается через боковые стенки, охлаждая нижнюю камеру за счет испарения. Холодильник не потребляет электроэнергии, полностью экологичен и не производит во время работы никаких отходов. Гениальное изобретение!
На самом деле сам изобретатель и его история впечатляют еще сильнее. Праджапати не работает ни в NASA, ни в Whirlpool, не имеет докторской степени по квантовой физике или MBA от Стэнфорда. У него вообще нет высшего образования. Его исследовательская лаборатория – это площадка под навесом с разнообразными кусками глины на полу и стоящей в углу печью. Как сильно это отличается от кампусов General Electric и Whirlpool, кишащих сотнями ученых и инженеров.
В 2001 году на округу и деревню, где живет Праджапати, обрушилось землятресение. Читая в местной газете отчет о разрушениях, он обратил внимание на подпись под одной фотографией: «У бедняка сломался холодильник». На фотографии был изображен разбитый глиняный горшок, которые крестьяне используют, чтобы набирать воду и сохранять ее прохладной. И хотя газета назвала кувшин «холодильником» просто в шутку, картина эта вызвала в уме Праджапати первое озарение. Почему бы не использовать глину, чтобы сделать настоящий холодильник для крестьян? – подумал он. «Который выглядел бы, как холодильник, но был бы более доступным и не нуждался бы в электричестве?» Ведь более пятисот миллионов индийцев, в том числе - большинство жителей деревни Праджапати, не имеют доступа к надежным электросетям. Появление такого холодильника в пустынной деревне, где фрукты, овощи и молочные продукты появляются только время от времени, было бы просто чудом.
Гончарный опыт Праджапати вкупе с его интуицией подсказывали, что он на верном пути. После нескольких месяцев экспериментов он получил рабочие образцы Miticool, которые начал продавать своим односельчанам. При цене в 50 долларов этот холодильник стал хитом продаж. Праджапати продолжал работать над улучшениями конструкции, и вскоре Miticool стал продаваться по всей Индии, а затем – и за рубежом. Праджапати не мог справиться с растущим спросом, ему было необходимо увеличить масштаб производства, причем – срочно.
И тогда к нему пришло второе озарение. Почему бы не превратить гончарню из кустарной мастерской в промышленное предприятие? Тогда он смог бы применить свои знания традиционного ремесла для производства современных товаров массового потребления. Итак, Праджапати в первую очередь разработал совершенно новый высокоэффективный метод работы с глиной, а затем стал обучать ему деревенских женщин. И, в конце концов, нанял их на свою фабрику. Вскоре в этой далекой деревне совершилась настоящая промышленная мини-революция гончарного дела.
Miticool был первым товаром, который выпустил на своей фабрике Праджапати. Вскоре он разработал и другие массовые товары из глины, например, антипригарную сковороду, которая сохраняет тепло гораздо дольше аналогов, и стоит при этом около 2 долларов. Так от одного человека и одной идеи выросла экономичная, но очень производительная индустрия, которая обеспечивает работой большинство окрестного населения и обслуживает потребителей как в Индии, так и за ее пределами. Нестандартные изобретения Праджапати, обеспечивающие рост ценности при снижении затрат, принесли ему признание многих людей во всем мире, включая президента Индии, а журнал Forbes недавно назвал его одним из наиболее влиятельных сельских предпринимателей, одним из тех немногих, кто изменил жизнь очень многих людей (Forbes Lists Top Seven "Rural Indians", 15 ноября2010 г.).
Джугад: от импровизации к гениальному решению
Miticool – идея, рожденная под воздействием неблагоприятных условий, - показывает, как неунывающий ум может из нехватки создать возможность. Сочетая ограниченные ресурсы и установку «никогда не сдаваться», Праджапати был верен любви к своим односельчанам и отыскал нестандартное решение, тем самым, в корне изменив жизнь в Гуджарате и вокруг. Ведь он не только производит дешевые и эффективные устройства для охлаждения, но и дает работу десяткам малограмотных женщин. Тем самым он обеспечивает экологическую и социально-экономическую устойчивость в своем поселении, и финансовую устойчивость своего бизнеса. Праджапати воплощает в себе истинный дух Джугад.
Джугад - слово из разговорного хинди, которое можно перевести как «инновационная находка, импровизированное решение, полученное с помощью изобретательности и смекалки». Говоря проще, Джугад - это уникальный способ мышления и действия в ответ на вызовы; смелое искусство поиска возможностей при самых неблагоприятных условиях, а также импровизированных решений с участием самых простых средств. Джугад учит тому, как получать большее из меньшего. (Мы выкладываем статьи и видео по теме «Джугад» на сайте нашей компании JugaadInnovation.com).
В повседневной жизни почти все индийцы применяют Джугад, чтобы добиться чего бы то ни было. Решения в духе Джугад часто содержат поиск нового применения для известных предметов: индийские кухни полны банками из-под колы, которые используются как своеобразные контейнеры для приправ или круп. Также это может быть изготовление новых полезных устройств из повседневных предметов, например, импровизированный грузовик, состоящий из корзины с прицепленным к ней дизельным двигателем (интересно, что само слово «Джугад» изначально на языке панджаби обозначало именно такое импровизированное транспортное средство).
Слово «Джугад» также может применяться к различным способам «обыграть систему». К примеру, миллионы владельцев сотовых телефонов в Индии используют пропущенные звонки, чтобы обмениваться сообщениями по заранее оговоренному протоколу, это можно представить, как бесплатное «без-текстовое текстовое сообщение». Допустим, ваш коллега, с которым вы вместе ездите на работу, может отправить вам утром «пропущенный вызов», что будет означать, что он уже выехал из дома и скоро заедет за вами. Поэтому иногда слово «Джугад» имеет и слегка негативный оттенок. Но чаще всего предпринимательский дух Джугад практикуется миллионами индийцев именно для поиска неожиданных (и при этом вполне законных) решений повседневных проблем.
В этой книге мы исследуем экономичный и гибкий метод мышления, свойственный тысячам предпринимателей-изобретателей, а также предприятиям, применяющим Джугад для творческого поиска решений окружающих социально-экономических проблем. Джугад-инноваторы, такие, как Мансукх Праджапати, видят в существенных ограничениях (например, таких, как отсутствие электричества), не окончательный приговор, а возможность для инноваций и преодоления этих ограничений.
На фотографии слева направо.
Нави Раджу (Пало-Альто, Калифорния, США) – специалист по вопросам стратегии лидерства и инноваций в Кремниевой Долине, сотрудник Judge Business School, Кембриджский университет, Великобритания;
Дайдип Прабху (Кембридж, Великобритания) – профессор маркетинга и руководитель кафедры индийского бизнеса и предпринимательства им. Джавахарлала Неру в Judge Business School, Кембриджский университет, Великобритания;
Симонэ Ахуджа (Миннеаполис, США) – основатель Blood Orange, консалтинговой фирмы, занимающейся вопросами стратегии, маркетинга и производства контента, с офисами в Миннеаполисе и в Мумбаи.