Ежегодный круглый стол с участием членов сообщества LeanZone.ru состоялся 6-7 октября 2012 года. Год от года на встречи приезжает все большее количество участников. На этот раз, база отдыха «Волна» собрала 17 единомышленников. А как еще можно назвать тех, кто готов посвятить выходные обсуждению вопросов, связанных с работой :) ? Ну разве только фанатами Lean! В прошлый раз таких фанатов было 15, так что тенденция роста продолжается, а авторов проекта регулярно начинают посещать мысли об изменении формата действа.

Предварительная подготовка и обсуждение встречи проводились на форуме портала, в теме «Lean без галстуков – 2012: подготовка к встрече». Основная тема для обсуждения была сформулирована как «Идеальное предприятие: утопия или цель». По замыслу организаторов встречи такая формулировка лейтмотива должна была настроить участников не только на обсуждение наболевших проблем, но и побудить их к полету фантазии, к генерации новых идей. Кроме того, столь обширная тема должна была стать благодатной почвой для ростков более приземленных обсуждений. На практике примерно так все и получилось. Обсуждение, активно начавшееся сразу после вступительного сообщения, не прекращалось до самого вечера.

Для тех, кто недавно присоединился к нашему сообществу хочу напомнить, что начиная со второй встречи «Lean без галстуков, лето - 2010», мероприятия носят двухдневный формат. В первый день встреча проходила в малом конференц-зале базы отдыха, в демократичном полуофициальном, формате. Небольшие сообщения участников (15…20 минут) чередовались с длительными сессиями обсуждения, во время которых всем удавалось высказать свою точку зрения. Второй день традиционно проводился на свежем воздухе. Совсем неформальное общение на фоне шашлыков должно было оставить хоть небольшую возможность использования выходных по их прямому назначению, то есть для отдыха.

Среди участников нынешней встречи можно было увидеть как представителей различных областей производственной сферы, так и представителей консалтингового бизнеса. Кто-то из участников уже наверняка знаком постоянным читателям портала своими заметками и многочисленными сообщениями в форуме, кто-то лишь начал свое знакомство с сообществом. Все эти факты, на мой взгляд, лишь усилили остроту общения и поспособствовали созданию среды «питательного бульона», в котором происходила кристаллизация идей и мыслей до уровня их практической применимости. По ходу своего изложения я буду публиковать фотографии листов флипчарта, которые если уж и не позволят понять ход обсуждения, то, возможно, позволят участникам встречи восстановить в памяти основные этапы диалога.

Коротким сообщением, под заглавием «Идеальное предприятие: утопия или цель», открыл встречу автор этих строк. Не буду здесь еще раз пересказывать суть. Ее можно понять из заметки. Скажу только, что тема «сдетонировала», вызвав многочисленные отклики собравшихся. Было бы немыслимо описать здесь весь ход обсуждения, тем более что, во-первых, отвечая на вопросы мне не удавалось делать достаточное количество записей, а во-вторых, как я надеюсь, обсуждение еще продолжится и в комментариях к заметке и на форуме.

Две самых ярких мысли запомнились мне более всего. Первая мысль Алексея Васильева, который, развивая идею социальной основы производственной системы, говорил о том, что главное для такой системы – обеспечить возможность диалога между ее элементами. Это означает необходимость слушать и слышать людей, а также обеспечивать согласованность управленческих воздействий с желаниями и потребностями. Вроде бы всем хорошо известная мысль. Однако будучи подкрепленной подходом к организации как к социальной системе, она заставляет по-новому взглянуть на отношения в производственном коллективе. Алексей упомянул так же, что максимальное количество работников, с которыми можно вести диалог, не упуская при этом чего-то важного – 20…25 человек. Это, в свою очередь накладывает определенные ограничения на организационную структуру предприятия.

Вторая яркая мысль принадлежит Сергею Смирнову. Высказал ее он в тот момент, когда обсуждалась вечная тема – как платить зарплату. Так вот, Сергей сказал буквально следующее: «Сделка – это перекладывание ответственности с работодателя на работника». В самом деле, сдельная оплата труда, это выход для предприятия, производственные процессы которого нестабильны, а основная задача – рост производительности. Работник, получающий лишь за объем выполненной работы просто вынужден «плясать как паяц» только лишь бы загрузить себя работой. Именно поэтому предприятия так неохотно отказываются от сделки. Общеизвестно к чему это приводит: нарушение технологий, брак, аварийные ситуации, стагнация роста.

После обеда на «сцену» вышел Валерий Казарин, который предварительно «застолбил» для своего выступления один час. Валера выступил с анонсом своей новой инициативы. Правда, прежде чем рассказать о ней Казарин долго нас мучил вопросами – чему, мол, мы хотели бы обучить своих работников. Меня-то он мучил еще задолго до встречи и даже «приставал» с интервью на конференции по бережливому производству. В том интервью я ему ответил, что я не знаю чему надо учить его, Васильева, кого-то еще, или рабочих моего завода. Я хочу, чтобы они сами ко мне пришли и сказали, что они хотят чему-то научиться. А моя задача как руководителя – создать им среду, благоприятную для «вытягивания» знаний с их стороны. Валера посчитал, что я увиливаю от ответа, или скрываю «великую тайну», поэтому круг опрашиваемых пополнился участниками круглого стола.

В конечном итоге выяснилось, что Валерий создает онлайн-курс с обучающими материалами для работников. С его точки зрения обучение работников – это способ дать им инструмент для проявления инициативы, решения проблем и побуждения к изменениям снизу-вверх. Среди того, чему надо обучать работников участники круглого стола назвали: цели, потери, поток, решение проблем, 5S, стандартизация и много еще чего... С моей стороны было предложение обучать работников правилам общественной жизни, а говоря попростому – хорошим манерам (опять продвигаю свою мысль, что основа хороших процессов заключена в благополучии социальной среды)!

В итоге Валера поклялся, что через месяц онлайн-курс выйдет в свет, о чем он торжественно объявит со своего сайта WKazarin и на форуме LeanZone. На момент публикации заметки курс уже подготовлен, о чем недавно Валерий сделал сообщение в форуме.

Кроме того Валера анонсировал свою книгу под названием «Развитие персонала своими силами». Книга доступна для скачивания с сайта автора, а в ближайшее время я все же опубликую свою рецензию на это издание.

Следом за Валерой слово взяла Наталья Казарина. Начала она с того, что буквально завалила слушателей вопросами (пожалуй, не слишком отклонюсь от истины, если скажу, что время, которое Наталья задавала вопросы, было едва ли не больше времени, которое она отвела для ответов :) ). Суть ее вопросов была следующая. Едва ли не 80% продуктивного времени человек проводит на работе. Потом он просто устает. Не мудрено, что эта самая усталость мешает человеку по-настоящему получать удовольствие от работы (чувствуете, опять все к удовольствию сводится)! Что делать, чтобы перестать уставать и начать получать удовольствие? Кто должен в этом помочь? Что мешает нам заняться тем, чем мы хотим и в удобном для нас режиме?

Каждый человек замкнут восприятием условий своего существования. Мало кто может разобраться в себе. Иногда могут помочь друзья или близкие, но чаще всего человек просто не может сформировать – чего он хочет. Как помочь разобраться человеку в собственных возможностях и потребностях?

После града вопросов Наталья рассказала о системе В.И.Герчикова, на основе которой разработаны тесты, помогающие ответить, по крайней мере на часть поставленных вопросов. К сожалению, подробности системы остались для нас за кадром (наверняка их можно найти в интернете или литературе). Однако Наталья раздала всем желающим тесты. Я лично видел, как в перерыве люди упорно их заполняли, а Наталья пообещала обработать и выслать результаты. Было бы неплохо, если бы кто-то из заполнивших поделился своим впечатлением. Удалось ли ему разобраться в себе?

Если еще на прошлой встрече Константин Тютюнов получил награду «Мистер открытость», то на нынешней он подтвердил, что по праву достоин столь высокого звания! В своем выступлении Константин рассказал о том, какие неожиданные формы могут принимать результаты улучшений.

Константин работает в компании, специализирующийся на предоставлении образовательных услуг. Естественно, что в учреждениях такого рода одно из важных мест занимает полиграфическая деятельность: распечатка материалов курсов, презентаций, методических пособий и т.п. В их организации за этот процесс отвечала одна женщина (выделенный работник), которая управляла всей печатной деятельностью, являясь владельцем небольшого помещения и одного принтера. Проблема, на решение которой были направлены усилия Константина, состояла в том, что печатные работы регулярно отставали по срокам. Разбираясь с ситуацией, Константин выяснил, что распечатка материалов выполняется в авральном режиме, то есть материалы передаются в печать с опозданием, а скорость печати не позволяет выполнить их тиражирование во время. Фактически, принтер был перегружен несколько дней в месяц, тогда как в другое время он простаивал. Разобравшись в ситуации, Константин пошел с докладом к начальству. Тут то и начинается самое интересное! Высокое начальство, дабы разом разрубить гордиев узел проблемы, приказало… (барабанная дробь) работницу печатного дела уволить. Вместо нее были выделены четыре преподавателя, которые должны были совмещать основную деятельность с распечаткой материалов и докуплен еще один принтер (конец барабанной дроби)! Тем самым ожидаемый итог был полностью достигнут! Задержки в печати устранены не были. Одной комнатки нашим четырем работникам стало не хватать, и они стали занимать аудиторию. Константин получил благодарность от руководства за обнаружение причин потери и, безусловно, бесценный опыт преобразований!

Заключительное обсуждение инициировал Дмитрий Ким, который в должности генерального директора в настоящее время осуществляет преобразование облика компании «Апатит-ЭлектроМашсервис». На состоявшейся в сентябре второй практической конференции по бережливому производству Дмитрий рассказывал о своей деятельности подробно. Во время же встречи Дмитрий затронул специфическую для всех практиков бережливого производства проблему – как оценивать деятельность по подаче предложений по улучшению, и оценивать ли ее вообще.

Дмитрий сообщил, что за 4 месяца его работы на предприятии было уже многое сделано. Теперь вплотную подошли к разработке системы подачи предложений по улучшению. Основной вопрос – платить за предложения или нет?

Тема оказалась благодатной на комментарии, и даже целые выступления. Илья Соколов развернул целую концепцию управления предложениями по улучшению, рассчитанную ну уж не менее чем на предприятие с 5000 работников. В его докладе выделялись различные уровни и зоны ответственности при реализации предложений. Прозвучали термины: команды, лидеры команд, командиры и т.п. Вертикальные иерархические связи на его рисунке  перемежались с боковыми ответвлениями. У всех были четко очерченные роли… Однако вопрос – платить или нет, так и остался за кадром!

Наталья Казарина предложила свою классификацию предложений: идеи без экономического эффекта, идеи без явного экономического эффекта и идеи с явным экономическим эффектом. Управление этими группами предложений необходимо производить различными способами. К сожалению, Наталья не стала вдаваться в подробности…

Подытожил выступления Дмитрий Ким, который сказал, что после жарких споров они все же отказались от выплат вознаграждений, сделав ставку на заинтересованность работников в увеличении ключевых показателей (выработка на человека, производительность труда и т.п.).

На этом первый день мероприятия закончился. К нашему великому сожалению, мы с Алексеем Васильевым должны были покинуть участников, которые продолжили обсуждение в менее формальной обстановке, после ужина, за рюмкой коньяка.


 

На фото слева направо, верхний ряд: Дмитрий Стукалов, Виктор Вальчук, Игорь Морозов, Дмитрий Семенов, Олег Борисов, Сергей Царяпкин, Сергей Смирнов, Константин Тютюнов, Вячеслав Вайсблех, Илья Соколов, Алексей Васильев; нижний ряд: Наталья Казарина, Валерий Казарин, Дмитрий Ким, Ольга Сивкова, Сергей Пахомов, Радик Гарифьянов.

На другой день была хорошая погода, которую нам обеспечил позитивный настрой Ольги Сивковой. Прогноз обещал дождь, но Ольге удалось, уж не знаю с помощью какого шаманства, дождь отменить. Она просто сказала: «Дождя не будет»! Дождя не было!

Было довольно тепло, шашлык удался, а Блеки загнал кошку на дерево. Обо всем этом лучше расскажут  фотографии.

 

 

 

 

 

Ссылки на отчеты о предыдущих мероприятиях.

- 2009 год: ЛИН без галстуков: «круглый стол» по вопросам бережливого производства.

- 2010 год: Лин без галстуков - лето 2010: круглый стол по вопросам бережливого производства.

- 2011 год: Лин без галстуков – 2011: круглый стол по проблемам бережливого производства.

Комментарии   

#1 Алексей Васильев 06.12.2012 16:41
"Обсуждение, активно начавшееся сразу после вступительного сообщения, не прекращалось до самого вечера."

Живое общение - мощное средство развития Линзоны. Думаю, мы должны управлять этим развитием на плановой основе. Лично мне формат заранее согласованных докладов (20-30 мин) ближе, чем свободное обсуждение весь день. Темы мы должны утверждать в форуме заранее, и они должны лежать в русле того направления, куда мы хотим двигать Линзону. В частности, в связи с разговорами о "воде", нередкими в последнее время, предлагаю посвятить следующий "Лин без галстуков" не обсуждению многочисленных проблем, а докладам о своих успешных практических проектах, пусть небольших. Давайте устроим "выставку работающих технологий". Ближе к земле.

Второе соображение: что-то надо делать с временным протоколом: поток информации огромный, в три часа дня экран уже конкретно гаснет :zzz ... Лично моя эффективность, увы, -> 0 :sigh:

Пора арендовать Рэдиссон и проводить "Лин без галстуков" в три дня! 8)