Много сказано о полезности систем менеджмента качества (СМК), построенных в соответствии со стандартом ISO 9001. Приблизительно столько же высказано и негатива в адрес систем качества. Многие специалисты заявляют, что СМК – это ерунда, другие видят в них чуть ли не спасение бизнеса. Консультанты поют оды (в прямом и переносном смысле) качеству, практики хают СМК на чем свет стоит. В последнее время, популярность СМК падает, но появляются новые модные методики спасения утопающих. Здесь и Lean, и 6 сигм с их поясами, MRP, ERP-системы и т.п.

Вернемся к стандарту, а еще, точнее, к стандартизации. Вот какое определение стандартизации дает Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO):

«Стандартизация — установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности».

Выходит, применяй стандарты (в нашем случае  ISO серии 9000) и получишь пользу и экономию, но на практике получается... Как получается.

Предлагаю взглянуть на стандарт ISO 9001 не с точки зрения сертификации, а с точки зрения его требований и возможного варианта их реализации, но далеко не единственного. Сначала хотелось бы расставить все точки над «i», задать так называемые граничные условия.

Аксиома 1. Система качества существует на любом предприятии даже на том, руководство которого не когда не слышало про ISO 9001. Можно сказать, что даже у «гаражных» фирм существуют прообразы систем качества.

Аксиома 2. Игра слов, терминология. Как правило, при внедрении систем качества на производстве появляются новые слова и фразы, как то: корректирующее действие, внутренний аудит, протоколы качества и т.п. Такие слова «напрягают» и вводят в заблуждение основной персонал предприятий, так как и до этого они составляли планы по устранению недостатков и их причин, проводили технический контроль, вели журналы, листы согласований, протоколы совещаний и т.п. А ведь это по сути одно и тоже.

Аксиома 3. Стандарт ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает только требования, а как это реализуется в настоящий момент, или может быть реализовано в будущем – это как раз задача службы качества, или менеджера по качеству. А если быть еще точнее, то директора или ответственного лица за производство обладающего соответствующим ресурсом.

Исходя из выше перечисленных аксиом, возникает вопрос о целесообразности внедрения. Как можно внедрить то, что уже существует?

Словосочетание «внедрение СМК» является исторически сложившимся. Оно обозначает скорее оценку существующей системы качества на предприятии и ее корректировку в соответствии с требованиями стандарта. Ведь на практике мы можем чему-то не уделять должного внимания при работе существующей системы качества (из-за загруженности, занятости, человеческого фактора и т.д.).

Реально внедряемая СМК должна приносить прибыль пусть даже косвенную. Как этого добиться? Предлагаю рассматривать стандарт как некую шпаргалку управленца, которую составила организация ИСО, с целью системного управления. Другими словами определила, какие виды деятельности должны вестись на предприятии, что бы деятельность предприятия в целом была результативна. Это разделы стандарта с 4 по 8. А вот методы реализации предлагаю использовать ЛИН. В частности:

- управление документацией реализовать через метод А3 и СОПы,

- планирование СМК – с помощью ССП (только в упрощенном виде),

- управление рабочей средой – 5C,

- управление инфраструктурой – ТРМ,

- что касается непосредственно производства, устранение потерь – это основное, то, в чем и заключается экономический эффект внедрения СМК.

Ну и конечно начинать внедрение СМК стоит на каком-то пилотном участке, коллектив которого поддерживает основные идеи.

Почему все же СМК, а не просто Lean? Мой производственный стаж относительно небольшой – с 1999 года. В 2002 году я познакомился с СМК будучи начальником ОТК производственного предприятия, и до сих считаю что модель предложенная в стандарте ИСО 9001 является одной из самых удачных, в плане системного управления организацией.

Комментарии   

#1 Александр Филонов 26.07.2011 16:03
Для внедрения Lean в СМК необходимо добавить определение "Value-adding activities", которое приводится на картинке в п.2.5 ISO 9000; обратить внимание "внедрителей", на п. 2.7.1 -> "Generation of documentation should not be an end in itself ("вещью в себе" :-) ) but should be a value-adding activity; не забывать, что стандарт - это лучшая практика (Best Practice).

Вот к примеру (Best Practice) из стандарта ISO 9004, как вовлекать людей в процессы улучшения:

"6.2.1 Вовлечение работников

Руководству следует улучшать результативност ь и эффективность организации, в том числе систему менеджмента качества, через вовлечение работников и их поддержку.

В качестве помощи в достижении целей улучшения своей деятельности организации необходимо поощрять вовлечение и развитие своих работников посредством:

- демонстрации на собственном примере стиля управления, обеспечивающего доверие персонала;
- доведение до сведения персонала направления деятельности организации и ценностей,
- вовлечение работников при постановке целей и принятии решений;
- содействия открытому, двустороннему обмену информацией;
- информирования о предложениях и мнениях;
- обеспечения эффективной групповой работы;
- разработки индивидуальных и групповых целей,
- создание среды, способствующей вовлечению и развитию работников;
- планирование обеспечения постоянной подготовки работников и их карьеры;
- использования измерений степени удовлетвореннос ти работников;
- выяснения причин прихода работников в организацию и их увольнения.
- постоянного анализа потребностей своих работников;
- создания условий, поощряющих нововведения;
- участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, решений и разработка новой продукции;
- получение обратной связи непосредственно по результативност и и эффективности системы
- признания и вознаграждения;"

Что тут можно убавить, что прибавить? В чем различие с Best Practice LEAN? :-)

По ISO 9001.

По опыту внедрения - многие игнорируют раздел стандарта ISO 9001 - 7.3 (Проектирование ). И опускают его. А зря!!! (Даже если Стандарт допускает некоторые исключения).

На требования 7.3 Очень хорошо ложится методология проектирования 6 сигм и я обычно пишу прямо с нее (пункт за пунктом).

TPM не возможно обойти в п 7.6 (Control of monitoring and measuring equipment).

Hoshin Kanri - одно из требований раздела 5.4 и т.д....

Не знаю, в чем загвоздка при внедрении или понимании стандарта. Стандарт - базовый для многих других систем (экологии, безопасности, управления, отраслевых и пр). Добровольный. Хочешь применяй, хочешь нет. Что еще душа желает? :-)

Остальное все за людьми. Если дуроломы какие-то, то тут никакой стандарт не поможет. :) Что ISO 9001, что Lean. ИМХО.
#2 Андрей Фефелов 01.08.2011 10:24
Проблема стандарта ИСО 9001 не в том, что он "плохой".
Как стандарт он действительно пытается системно осмыслить всю деятельность предприятия по определенному разрезу.
"Зло" в том, что есть процедура сертификации на этот стандарт.

Есть и другой момент, как и сказали в статье. Для соответствия ИСО 9001 понадобится еще тонна литературы для всех смежных областей, в том числе в области Lean, в области ССП, мотивации, управленческого контроллинга и т.п.
#3 Александр Филонов 01.08.2011 10:56
:-) Насчет тонны - не знаю, не взвешивал. Все давно уже в электронном формате. Сколько весит интернет? :-)

По моему лучше использовать интранет сайт предприятия. Там в базе данных лежит вся документация. Кроме этого есть функции поиска (также как и в интернет), функции предупреждения и отслеживания сроков, подсказок и т.д. Думаю это гораздо веселее и быстрее, чем вспоминать где что и пользоваться просроченными и непригодными (устаревшими) документами. Так работает весь современный мир.

ISO 9001 и Lean основаны на философии Деминга, цикле P-D-C-A, к подготовке к статистическому управлению процессами.

Первый шаг к этому (и с чего начинается ISO 9001) - "Operational Definitions".
И Шухарт и Деминг считали Operational Definitions (Operational Meaning) чуть ли не открытием в зарождающейся науке Управления процессами.

Иначе Waste. :-) Каждый спорит чем Lean отличается от TPS. :lol:
+2 #4 Сергей 29.08.2011 16:25
Однажды сказали, то что вы в него не верите, не значит что его нет.

Как процедуру не назови ISO, Lean, 6 S, итд, она остается предназначенной для определенных действий
.

От перестановки слагаемых сумма не меняется (просто лирики многовато, мы ее и трактуем как нам нравится).
Все гениальное просто!!!