В заметке рассматриваются некоторые распространенные заблуждения, связанные с необъективным суждением о предмете бережливого производства. В основе заметки лежит перевод статьи Парти Дамодарашвами (Parthi Damodaraswamy) «The five biggest myths about lean process improvements».
Несмотря на то, что производственные системы на основе бережливого производства развиваются более четверти века, в среде производственников все еще сохраняется ряд заблуждений, порожденных неполным пониманием этой философии.
Ниже рассматриваются пять наиболее распространенных вымыслов.
Вымысел № 1. Бережливое производство приводит к увольнениям.
Основная посылка бережливого производства заключается в том, что персонал является главным активом производства.
Бережливое производство фокусируется на повышении квалификации персонала, в направлении совершенствования способностей к решению проблем, что в свою очередь приводит к эффекту непрерывного совершенствования процессов производства.
Всестороннее внедрение бережливого производства позволяет избежать бесконечного цикла найма-увольнения, связанного с рыночными колебаниями спроса.
Развитие надежного и стабильного рабочего ресурса позволяет бережливой организации достичь более высокого уровня производства.
Каждый член команды становится более ценным и гибким работником, увеличивающим восприимчивость и мощь всего предприятия.
Вымысел № 2. Бережливое производство подходит лишь для производственных предприятий.
Несмотря на то, что бережливое производство возникло как способ улучшения процессов на производственных предприятиях, его принципы могут быть с не меньшим успехом использованы в самых разнообразных отраслях человеческой деятельности. В том числе: в офисах, медицинских учреждениях, дистрибьюторских сетях, в кадровых агентствах, на предприятиях сферы обслуживания и т.д.
Точно также как продукция производственного предприятия проходит через последовательность шагов по изготовлению и сборке, продукция (услуги) сервисных предприятий проходят через последовательность операций, прежде чем доходят до клиента.
И в том и в другом случае возможность создания и совершенствования потока, приведет к тому, что предприятие обретет возможность лучше соответствовать ожиданиям потребителей.
Вымысел № 3. Бережливое производство требует значительных затрат на освоение и поддержание.
В отличие от многих других методов совершенствования производственных процессов бережливое производство не требует сколь-нибудь значительных инвестиций в обучение и оборудование.
Например, только сокращение материальных запасов и перестройка потоков продукции позволило компании «Rev-a-Shelf», производителю шкафов и приспособлений для хранения, увеличить вместительность складских помещений на 23 процента.
Это увеличение и ряд других улучшений, позволили компании удвоить объем продаж без дополнительного расширения штата или производственных мощностей.
Вымысел № 4. Бережливое производство увеличивает нагрузку на работников.
Следует признать, что любые изменения сопряжены с определенным стрессом для персонала. Когда руководство вводит новый порядок осуществления деятельности, не важно, связано это с бережливым производством или чем-то еще, почти всегда работники относятся к этому с беспокойством и скептицизмом.
Как-никак, это именно их работа находится под ударом.
Однако, один из основных постулатов бережливого производства заключается в том, что работники знают свою работу лучше. Таким образом, работникам отдается активная роль в процессе принятия решений.
Работники должны быть вовлечены не только в процесс обсуждения предложений, исходящих от руководства, но и в процесс выбора целей и оценки результатов деятельности по их достижению.
Будучи реализованным должным образом, бережливое производство позволяет улучшить производственный поток, выровнять рабочую нагрузку и обеспечить возможность для продвижения по службе и карьерного роста.
Вымысел № 5. Бережливое производство – это всего лишь очередная новомодная штучка.
Бережливое производство отнюдь не мимолетное увлечение! Когда бережливое производство стало широко известно в Соединенных Штатах, президентом был Рональд Рейган, индекс Доу-Джонса был равен 1500, а двумя самыми продаваемыми автомобильными брендами были Oldsmobile Cutlass и Pontiac Grand Prix.
Oldsmobile и Pontiac ушли, а бережливое производство становится популярнее с каждым днем.
9 июля 2010 г.
Комментарии
К мифу под №4 я бы отнёсся с вниманием! Одной из идиом (ИДИОМА — лингвистический термин, обозначающий выражение (оборот речи), употребляющееся как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей) lean считается: способный к трудной и эффективной работе. Но основные, а особенно вспомогательные , производственны е рабочие на традиционных постсоветских предприятиях приспособились удобно "отбывать свой номер", номинально присутствуя на рабочем месте, выполнять "номинальное рабочее задание". Поэтому, рабочим может показаться, что ЛИН "увеличивает нагрузку на работника". Более того, при ЛИН возрастёт и напряженность труда рабочих! И это нормально. Главное, что труд сотрудника должен стать заметно эффективнее, производительне е, рациональнее, логичнее (с точки зрения здравого смысла). Армейская составляющая понятия "дурдом" должна уменьшаться с каждым кайдзеном))). Облегчить свой труд может и должен каждый вовлечённый рабочий.
Но никто не говорит, что будет легко работать (исполнять свои обязанности). Особенно в начале трансформаций! От болезней застоя и неэффективности предприятий нет, наверное, сладких "пилюль". Лекарства достаточно "горькие". Но только такие и помогают.
Константин, Вы тут сами себе противоречите! Муда с одной стороны и "с пониманием" с другой!
От лица авторов проекта скажу, что для нас самая важная задача - наполнить портал полезной информацией. Полезной для наших читателей. Это можно было бы назвать ценностью для потребителя, только мы за эту ценност денег не получаем! Поэтому и о муде говорить не стоит. Мы такие же члены сообщества как и остальные. Если кому-то эта заметка хоть чуть-чуть помогла что-то понять - это окупает любые усилия потраченные на ее перевод! Но даже если нет, то мне эта заметка оказалась полезной самому!
При продаже и запуске ЛИНовского проекта консультант довольно часто работает со страхами и возражениями. Это замечательные контраргументы от опытного практика.
Беру на заметку!
HIROSHI TERAMACHI, основатель машиностроитель ной корпорации TNK (оборот 2,5 млрд USD в 2011г), во время визита в Москву в ответ на речь русских коллег с восхвалением американской бухгалтерской методологии" конец цитаты.
Так, что миф №5 - это действительно миф. Может быть кому то из коллег пригодится данная вырезка из интервью...
Тогда надо вспомнить Контаровича, КСУКП, БРИЗ, НОТ (например, стандарт работ БСМ), госты по эргономике, ...
RSS лента комментариев этой записи