Любой грех всего лишь начинается от мыслей, а может даже от одной мысли, далее идет обработка данной мысли до ее выхода в действие, а потом... Потом появляется «плохой продукт». Что за грустное начало спросите вы? Я бы сказал не совсем грустное, так как бывает и грустнее!
Почему я назвал эту статью «Производственный грех»? Потому что, основная часть моей работы связана с производством и естественно с производственниками, и как или иначе сейчас они почти все связны или знают о Лин. Но как, кто и каким образом преподнес им информацию о Лин, это вопрос достойный отдельного обсуждения.
Не думайте, что я достиг уровеня "совершенного Лин", нет, я всегда говорю, что, я вечный студент, и продолжаю учиться. В этой статье буду с вами делиться опытом, как некоторые консультанты, или даже консалтинговые компании преподносят Лин людям. Одним словом, можно сказать, что это печально (производственный грех). Хочу побудить всех и себя не исключаю, к обсуждению этой проблемы. Ведь если каждый из нас будет молчать, и скажет, что, это не мое дело, тогда места для правильного направления не остается. Лично я не вину этих консультантов, кто знает, может они попали под мясорубку какой-то системы. Всякое бывает... В течение 6 мес в 2019 и также в 2020 я посетил более 5 заводов. Думаю не столь важно указать их название или их отрасль. У всех сотрудников этих заводов были какие-то знания по Лин или о Лин. Основная масса этих людей отзывались о Лин негативно . Коллеги, это не всегда нормально! И речь не идет о таком явлении как "сопротивления изменениям". Нет, речь пойдет о другом.
Не знаю, насколько вы согласны с тем, что, не все, и не всегда топ-менеджеры знают о своих потребностях. Это не связано с тем, что эти топы не грамотны или не компетентны. Пример, топы NOKIA, Motorola были даже очень компетентны, но мы все знаем, чем все закончилось у этих двух гигантов. Но у всех топов без исключения есть постоянное желание поднять свою производительность труда до золотой горы. Как эту цель достичь, это опять другой вопрос. Не сердитесь на меня за то, что у меня много других вопросов!
Так что я увидел и услышал от топов производственного и административного персонала? Вот такой сценарий:
- Приходят консультанты, более одного, в основном, чтобы общаться с ЛПР (лицо принимающее решение).
- Дают ему такую дозу: мы такая компания, мы на рынке более 1000 лет.
- Далее показывают какие-то цифры (статистику). Я не говорю, что, эти цифры ложные или не достоверные. Ну можно сказать, что, данная статистика похожа на статистику по коронавирусу (про него в другой статье напишу, под названием «Ложная статистика, но убеждающая»)
Далее предлагают или делают производственный аудит аля, аудит по всем узким местам, и в течение двух - трех дней все узкие места уже выявлены! Я даже не знаю какими навыками нужно владеть чтобы в течение двух-трех дней выявить все это узкие места! Но и чудеса бывают!
Конечно, по моему скромному опыту, если проводить, реальный производственный аудит, то на многих заводах (РФ), обнаружим что, все узкие места они те же! Может я не прав, это всего лишь мое мнение. Но, хочу сделать акцент на том, что, практика показывает, что из фундаментальных узких мест, которое в основном мы не трогаем – это управленческая грамотность. Не ругайтесь на меня, это не ругательное слово. Это как говорят по-научному.
Да кто ты такой, господин Хамди, чтобы утверждать такое!
Я лекцию или тренинги по современному управлению читать не буду, здесь все грамотные. А приведу я один пример.
ЕСЛИ водитель не знает куда едет (это было у Motorola), не знает насколько хватит топлива, не знает кто с ним едет, не знает кто может сесть за руль, в случае чего, не знает что делать, если окружающая среда (рынок) заставила машину остановиться, не знает как лучше ехать, на одной машине или на двух, на легковой или на грузовой, не знает когда подключить дополнительную машину если это нужно, если водитель не умеет плавно и во время нажать на тормоз, если не знает с какой скоростью нужно ехать, если водитель не знает компетенцию своих пассажиров с которыми едет, если водитель не знает когда нужно полностью остановиться и менять вектор своего направления, ТО тогда можно сказать что над этим водителем нужно поработать. Не обязательно его менять!
Ладно, оставляем мои бла-бла в сторону, и вернемся к нашим коллегам.
- Далее, консультанты дают ему (ЛПР) обещание того, что, Лин исправит все и быстро, ссылаясь на новые модные термины, такие как «повышение производительность труда», «Big data» (про эту БИГ ДАТУ расскажу тоже в другой статье).
- Консультанты убеждают ЛПР в необходимости обучения, потому что все с этого начинается. Я, с этим согласен.
- При обучении, основная масса этих коллег делают акцент на то, что Япония - чудо, Европа - цивильная промышленность и сильнейшая экономика, США - тут комментариев нет, а вот Россия - тут все плохо, и начинают, простите за мой китайский язык, лить грязью на все. Лично я сторонник справедливости и сравнительного анализа.
- Потом приезжают иностранцы из разных стран, особенно из Японии, и начинают раздавать сертификаты типа завод (Альфа бета) получил статус святого завода и т.д. Погодите, не спешите пожалуйста! Я чувствую, что, кто-то скажет: охх вы на него посмотрите, как будто Хамди не иностранец. Нет коллеги, я давно уже не чувствую себя иностранцем. Правда, могу таким быть при необходимости.
- Далее начинается процесс внедрения Лин (я сторонник слова применение, а не внедрение). Дальше приезжают наши коллеги раз в мес, и тут начинают тонуть, хотя, естественно это никому не показывают. Кстати, тут говорю о конкретном примере, и, наверное кто-нибудь из моих коллег, кто будет читать мою бестолковую статью узнает свою ситуацию.
Время проходит, как мы знаем, очень быстро, и мы все не молодеем, и бах - владелец бизнеса получает непонятную статистику. Цветные отчеты красивее отчетов Мекензи, на которых все почти заканчивается. Производительности труда выпросла на 4%. Урааа!
Это на самом деле реальная история, подобные производственные спектакли продолжаются. Все это похоже на пациента, который заплатил свои деньги врачу с целью лечения, но в итоге получил врачебную ошибку, а врач пациенту говорит - ой простите…
Теперь давайте подробнее и открыто раскроем багаж вот этого (научного преступления). Зададим такой вопрос: что от этого всего получит Лин философия? Думаете после таких случае сможем убедить персонал в пользу Лин? Мой ответ на этот вопрос такой: нет + нет.
Я делал некий опрос на разных заводах (общался лично со очень многими от а до я) опрос касается отношения персонала к лин. Также пообщался со многими консультантами, которым тоже задал вопрос о неудаче применения Лин. От второго опроса получил такой ответ, который всем известен: «руководство не вовлечено, нет финансовых ресурсов, персонал не хочет внедрять Лин и т.д.». Иными словами мы нашли проблему в персонале! Да я могу кричать и убеждать всех - дааа коллеги, есть такое, НО это не вся истина! Это только истина с нашей точки зрения, это наша карта ментальности, которая гласит: «завышение известного, и занижение неизвестного». Но есть и другая сторона с другим правилом: «если ученик не научился, значит учитель не научил».
Я думаю, что часть причин провала Лин в некоторых объектах является безграмотность консультантов. Я себя не исключаю, у меня на голову нет короны (только без вируса)!
И что Хамди, ты нам Америку открыл? Мы об этом знаем, ну и что делать?! Коллеги, как говорится, если знаешь, то действуй. Делом, словом, хоть чем-то.
И какое решение Хамди предлагает?
Процесс принятия решения, это самый сложный процесс даже в жизни. Кто-то на эмоциях может принять решение и разрушить все. А кто-то принимает решение ушами: услышал - принял. Эти два типа - очень опасные люди. У них никогда не будет покоя! Так вот я из космоса не смогу предложить решение, но даю себе и всем, кто меня читает такой совет - попробуй искренне оценить самого себя, оценить свои навыки в области Лин и даже в жизни. Самый любимый вопрос, который мне его задавали у меня дома на востоке (Россия тоже мой дом) - Хамди, если ты знаешь что ты хочешь от этой жизни, ты сможешь двигаться правильно, но сложно, а если не знаешь что хочешь от этой жизни, то ты будешь неправильно двигаться, но легко! Поэтому я тоже себя оцениваю. Для эффективной оценки необходимо отставить синдром «Я» в сторону, потому что он будет тормозить процесс оценки и тащить вас назад к точке «я хороший, я прав»! Безусловно, лучше этим заняться сейчас, пока история не оставила свой штамп в нашем жизненном и профессиональном журнале. Этот штамп вечный!
Второй совет. Нужно установить контакт с людьми, а не с инструментами Лин. Например, может какой-то консультант хорошо знает или владеет каким-то инструментом, НО его коммуникационные навыки очень слабые. В таком случае не надо его пускать к людям чтобы он их обучал! Вы наверное знаете, что есть такие конторы, которые нанимает консультантов, которые никогда людей не обучали. Их обучают несколько дней тому, как проводить тренинги, а потом раз - мы получили великого тренера! Так тоже нельзя, шаблонные методы никогда не работали и никогда не заработают!
Третий совет. Каждому консультанту необходимо разработать свой план развития, можно этот план обсудить с самыми близкими людьми.
Четвертый совет. Отказаться от недостоверной статистики и от ложной информации. Помню, когда мне приходилось искать статистику по компании Motorola, ну я поспешил и попросил одного человека мне предоставить эту статистику, в итоге она была недостоверной. Тогда я чувствовал себя верблюдом без хвоста.
Заметьте, речь не идет о получении новых сертификатов, хотя это очень хорошо, но, всегда, я повторяю как попугай, что эти сертификаты не показатель высокой компетенции, потому что есть носитель сертификатов, а есть носитель науки! Как у нас на востоке говорят - снаружи пушистая кошка, а внутри змея.
Бывает, что консультанты (наши коллеги) доходят до точки скучности. Им нужно освоить новые навыки, но опять нет плана. Выше я об этом упоминал.
Ну допустим вы получили новое знание, что делать с ним? А вот что:
- Фиксировать своими руками как вы это все поняли. Своими руками, а не на телефон. Именно писать руками. Данная фиксация дает вам понять предметную область данного знания, только в своем уникальном, неповторимом стиле.
- Нужно попробовать практиковать PDCA в реальности (можно ошибки делать). А то мы всегда всех учим, а себя иногда забываем.
- Спросить у знающих людей как быть с какой-то проблемой? Хоть бы проблема была связана даже с личным развитием.
- Практиковать новое знание как минимум три раза и фиксировать для себя, что не так пошло.
- Найти близкого человека, с которым делиться знанием. Конечно вы скажите - охх Хамди, это сложно! Да коллеги иногда находим близкого человека, не оцениваем его знание, и поэтому его теряем, а иногда набираем знание, и делимся не по адресу к сожалению.
После этого можно провести тренинги. При этом вы будете спокойны в душе, даже если что-то не, то пошло не так. В конце концов, вы старались честно, и не играли людьми!
Дорогие коллеги, я с вами делюсь всем этим потому, что нам всем нужно вложить усилия для того чтобы вытащить себя и своих коллег из котла неграмотности, и для того, чтобы мы признались в своих недостатках. Необязательно всем показать свои недостатки, но если совесть жива, она вам покоя не даст пока вы их не исправите. А еще для того, чтобы избавиться от всемогущей уверенности. Она ни к чему. Ведь мы все иногда бываем в таких ситуациях, в которых наша уверенность, могущество, деньги или даже знание нас не спасают. Ммаленький пример, это коронавирус, который, с моей точки зрения, является сигналом для всех задуматься. Ладно если бы это было цунами, землетрясение или наводнение. Это всего лишь вирус который, выполняя свою миссию втихую, доказал всем, что мы все иногда нуждаемся друг в друге. Даже это маленький хулиганский вирус заставил США обратиться к источнику вируса за масками и за другими медоборудованием.
Про коронавирус и его связь с Лин будет другая статья. Надеюсь, что, я никого не обидел. Также надеюсь, что мы все начнем оценивать свои навыки набрать новые и делиться ими с ценными людьми.
И надеюсь, что никто не спросит Хамди - эти намеки о ком-то или о каких консультантах ты говоришь? Или аххх, Хамди мы уже поняли ты о ком! Нет коллеги, прошу не делать выводы, а просто читайте мои статьи, если сочтете полезными, а если нет, то просто забудьте!
Всем процветания! Ваш Хамди.
Комментарии
Охи, ахи...
Производственны й грех, производственны й аудит...
ЛПР, И какое решение Хамди предлагает?
Америка, Колумб...
Моторола дала миру 6 сигм ("биг дату" ).
Ждем продолжения...
Спасибо Вам большое!
я уже пишу про БИГ ДАТУ:)
В качестве предложения, добавлю следующее:
- если консультант, специалист и т.п. вещает о любых концепциях, методиках и т.п., то он должен на что-то (госты, литература, научные статьи) ссылаться или хотя бы знать, где это уточнить.
Пока что, на ресурсах, например, о lean, нет ссылок на термины и т.п., просто интерпретации авторов, что сказывается на "производственн ом греху"...
Уважаемый Тимур, спасибо Вам за оценку. наши ГОСТЫ пока в (работе) и конечно спасибо тем кто их разрабатывает, единственно, не хочется чтобы наши ГОСТЫ превратились в шаблоны. на самом деле литература и статьи есть, но лично я заметил что, мы мало читаем:) а если читаем, то читаем кусками :). я лично в этой изоляции читал две книги "танец перемен и эффект домино", вот и сегодня начал третью читать. закончу ее и скажу как называется :)) еще раз спасибо Вам большое!
Не скажешь - не поймешь.
Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны.
Умный каждый день пополняет свои знания. Мудрый каждый день стирает лишнее.
Лао-Цзы
Не скажешь - не поймешь.
Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны.
Умный каждый день пополняет свои знания. Мудрый каждый день стирает лишнее. это в точку!
иногда бывает и приятные слова и истинные, это если не в политической сфере:) , а так мы же говорим истинные слова своим родным и приятны в тоже время:) а то что, мудрый стирает лишнее, это очень великолепно сказано. сужу по себе:)
а знание тоже нужно набрать. говорят на востоке:„Кто не любит знания, в том нет блага и между тобой и ним не может быть ни знакомства, ни дружбы!“
так что, будем набрать знание у знающих и стирать лишнее у мудрецов:)
RSS лента комментариев этой записи