Системное мышление – это способ решения задач на основе того, что реальность рассматривается как система. Если мы решаем практическую задачу, то этому в реальности соответствует некоторая предметная область. В этой предметной области есть реальные объекты и с ними происходят преобразования. Эти преобразования осуществляют люди, которые взаимодействуют друг с другом на основе некоторой информации. В мышлении этих людей есть совокупность понятий, что и обеспечивает возможность взаимодействовать участникам коллективной деятельности.
Системное мышление выявляет в предметной области материальные объекты и общие концепты (понятия), на основе которых взаимодействуют участники групповой деятельности. Принципиально важным элементом системного мышления является то, что все эти элементы предметной области рассматриваются во взаимосвязи друг с другом, причем эти взаимосвязи структурированы – разделены на уровни и элементы предметной области и связи между ними одного уровня. Понимание взаимосвязей позволяет проследить воздействие одного элемента на другие. Принципиально важно понять взаимосвязь не только тех элементов, которые связаны непосредственно друг с другом, но
и взаимосвязь между элементами расположенными в разных частях одной сферы деятельности. Особенно трудно выявлять такие «дальние» взаимосвязи в тех случаях, когда взаимодействие осуществляется через цепочку взаимодействующих «близких» элементов. Особый класс взаимодействий представляют обратные связи, когда воздействие одного элемента на соседний элемент через цепочку взаимодействий возвращается к этому элементу со стороны другого элемента. Создается парадоксальная ситуация – мы оказываем воздействие в надежде на определенный результат, а через цепочку обратных связей на нас оказывается воздействие, которое, в большинстве случаев, нивелирует наше воздействие, а, в ряде случаев, дает прямо противоположный эффект.
Руководители линейного уровня хорошо знают о «ближних» взаимосвязях, руководители среднего звена управления хорошо знают о взаимосвязях между подразделениями, которыми они управляют, но хуже знают о связях внутри подразделений. Руководители верхнего звена управления хорошо знают о связях между отдельными сферами деятельности и ориентируются на ограниченную совокупность показателе, которые поступают из этих сфер деятельности. На основе этих знаний и строиться ментальная модель организации, на основе которой руководитель принимает решения. Ограниченность ментальных моделей руководителей всех уровней и является главным препятствием в принятии эффективных управленческих решений. Такие решения могут разрабатываться только на более полной ментальной модели организации.
Построение полной модели организации возможно только на основе объединения локальных моделей руководителей разного уровня.
Вопрос – а как это сделать?
Комментарии
В связи с этим хочется задать встречный вопрос, вернее, несколько вопросов:
1. Что понимается под полной моделью организации?
2. Что имеется в виду под "объединить" локальные модели руководителей?
3. Для кого это нужно, кто пользователь полной (?) модели?
Судя по сделанному утверждению, автор знает ответ на эти три вопроса.
Ну, и пока последний:
4. Зачем руководителю группы подразделений знать подробности связей внутри подразделений? Мне кажется, мы уже неоднократно рассматривали иерархичность сложных системных моделей и её роль в управлении.
Прежде, чем отвечать на вопрос автора "а как это сделать?", нужно понимать, что это и зачем сделать.
Если мы признаем субъективность восприятия реальности, то тогда должны признать, что коллективная деятельность требует объединения разных точек зрения. Отсюда следует необходимость полной модели, объединяющей несколько точек зрения. На остальные вопросы постараюсь ответить в следующих материалах на эту тему
"В серии статей на LZ я доказал..." что "Принципиально важным элементом системного мышления является то, что все эти элементы предметной области"
Знаете, порой мне кажется, что это на нас тестируют программу «Юджин Густман» в варианте 2.0
RSS лента комментариев этой записи