Давайте уделим внимание таким занимательным документам, как «Политика в области качества» и «Цели в области качества». Из них, читая между строк, можно многое понять о реальных перспективах предприятия в области менеджмента качества. И читая, иной раз так и хочется воскликнуть: ребята, мы же все проходили обучение по TQM - и там, как из кислородной маски, мы дышали всеми этими "обращениями фокуса менеджмента на людей" и "вовлечениями"!
Помните, как происходило это чудо? Мы, уже почти потерявшие зрение в глухой обороне приспособленчества, хотя бы на несколько дней снова становились зрячими... Мы возвращались в свои кабинеты, падали в кресла, и подолгу, не мигая, смотрели в одну точку, свыкаясь с непривычной мыслью, что работать-то, оказывается, можно без нервотрепки и заполошности; продумывая шаги, не кружа меж двух сосен; внимательно и бережно относясь к клиенту и друг к другу... Становилось страшно от сравнения того, чем человек должен быть «по проекту», с тем, во что превратило его общежитие с себе подобными.
От «Политики», которая рябит лозунгами в стиле «мы все как один и недалек тот час», становится тошно на втором абзаце. «Мы понимаем..», «Мы готовы...», «Мы стремимся», «Мы сделаем все возможное...». В самом деле?!
Трогательно написано про осознание персонала компании как ее высшей ценности. И интересы каждого в отдельности обещали учесть. Заявлен грандиозный план по повышению квалификации сотрудников, декларируется готовность понести соответствующие расходы.
В «Целях» же опять получается одно из четырех:
1. Имперские амбиции («...занять лидирующие позиции в отрасли...», «...стать крупнейшим производителем...», «...не только на отечественном, но и на зарубежном рынке...»);
2. Несбыточный бухгалтерский примитивизм («...увеличить объем продаж вдвое...», «...снизить себестоимость на 30%...»);
3. Возвышенный бред ни о чем («...повысить степень удовлетворенности клиентов...», «...повысить квалификацию и лояльность персонала...»);
4. Формулировки, вообще далекие от качества («...до мая любыми средствами устранить скопление неликвидной продукции...». Скопление неликвидной продукции - это, как правило, «поляна» размером с футбольное поле, заваленная мокнущим под открытым небом пусковым браком. Переработать бы его - да нет возможности: брака с линии продолжает переть больше 30%...).
Так и хочется спросить: откуда такие претензии? Какими силами и средствами вы собираетесь достигать намеченное? Располагаете ли вы достаточными ресурсами - прежде всего, людскими? Способна ли на это ваша команда, или у вас просто штат? (Последняя мысль прекрасно разработана в первой статье Александра Пяткова «Почему люди не понимают друг друга (на пути к коллективному разуму)»).
За всем этим торчат ослиные уши дремучей «стратегии»: затратить поменьше, сделать г...на побольше и впарить клиенту.
Ради чего все эти утопии? У нас был такой прекрасный шанс поднять голову над безысходностью текучки, а мы позволили ему захлебнуться в лицемерном словоблудии. Менеджмент качества - это не повод налепить на продукцию этикетку с цифрами «9001:2000» (не переставшую от этого быть... ну, этим, чего надо сделать побольше), и не шанс «подтянуть» документооборот. Это стратегия выживания. К сожалению, выживать в современной России принято совершенно по-другому. Удивительно, что менеджментом качества сейчас хоть кто-то интересуется искренне.
Неужели годы хождения по кругу, мужественной борьбы с одними и теми же проблемами не научили начинать «от печки»? Может, в целях-то надо было написать об изменении отношения к персоналу компании, про доверие и делегирование полномочий, про поддержку инициатив, про внятную систему заработной платы, действительно позволяющую заработать? Ведь все это снизит «текучку» - и вот тогда можно будет серьезно вложиться в профессиональное обучение (иначе - деньги на ветер), повысить уровень квалификации, что вкупе с надежной технической поддержкой даст мультипликативный эффект: снизим процент брака, тогда и до неликвидов руки дойдут. Без всякой административной дубины и, сколь скурпулезной, столь же и бесполезной попытки «по максимуму расписать все» в должностных инструкциях, а затем «наладить жесткий контроль».
Может быть, также стоит подумать о прекращении бесконечных экспериментов в производстве, превращающих его в огромный экспериментальный цех с КПД старого паровоза? Может, стоит обсудить прекращение политики упорной борьбы за качество на фоне постоянной смены методик и рецептур? Может, стоит, наконец, разработать серьезную документацию хотя бы по технологии, и перестать обучать вновь прибывших жестами и пантомимой, передавая обрывки знаний, как народное предание, из уст в уста?
Нисколько не хочу обидеть ребят, которые непосредственно разрабатывали и «Политику», и «Цели». Их вдохновенные формулировки зачастую говорят о том, что они-то действительно верят.
Я понимаю также то, что когда соразмерно, посильно и выполнимо - это руководству не понравится. Не броско как-то, не впечатляет. Не похоже на то, когда с голой грудью на амбразуру - на стенку в рамке вешать как-то неудобно будет... Так разработчика и вовсе в диссиденты могут записать.
Вот так внедрение доктрины, основанной на достоверной информации и здравом смысле, начинают с самообмана.
P.S.: Дмитрий Николаевич снова ругаться будут, дескать, опять своей критикой тоску наводишь! А я думаю, нам еще долго придется посыпать свои раны солью, чтобы... нет, не задёргались - хотя бы начали просыпаться.
Комментарии
Вообще, документация СМК это единственное место, где деятельность предприятия осуществляется "как надо", в соответствии с правилами. Есть процессы, их владельцы, есть показатели результативност и, корректирующие и предупреждающие действия, есть цели и политика наконец. Так вот, в этом документальном мирке все как полагается! Руководитель - лидер, персонал вовлечен, а качество - главный критерий! Другое дело, что выйдя из этого мира мы попадаем в "зазеркалье реальности", где все наоборот!
Ну что ж, документацию изменить нельзя (стандарт не позволяет) Остается только изменять предприятие!
RSS лента комментариев этой записи