Словосочетание «Бережливое производство» известно уже почти всем руководителям российских организаций и воспринимается как средство по построению рационального ведения бизнеса, способного помочь организациям выйти из убыточности или увеличить прибыль. Частный бизнес (в дополнение к методам снижения себестоимости за счет некоторой потери в качестве) активнее применяет рациональные подходы ведения бизнеса, даже иногда не осознавая, что это и есть бережливое производство. Госсектор в основном игнорирует бережливое производство из-за политики затратного ценообразования: чем выше затраты, тем больше прибыль при фиксированном проценте прибыли от затрат (20+1) – не ухудшать же своё положение.
И вот для всех организаций в помощь в работе: кто не начал – в качестве рекомендаций как правильно начать, кто начал – как правильно продолжить реализовывать подходы бережливого производства, введены в действие уже 11 ГОСТов по бережливому производству. Руководящий и инженерный состав предприятий с советских времён доверяют названию ГОСТ – отличный способ заказчиков и разработчиков данной темы обеспечить начальное безоговорочное доверие нормативным документам по бережливому производству.
И работа пошла. Госпредприятия получили указания принять к выполнению добровольные стандарты по бережливому производству и в ожидаемой перспективе получить результат = исключение потерь = экономию. Ведь теория и мировая практика показывают эффективность правильного применения подходов бережливого производства. А ГОСТы, как в них указано, «разработаны на основе накопленного опыта повышения эффективности деятельности с учетом лучшей мировой практики применения бережливого производства». Это же не пустые слова, их подтверждает то обстоятельство, что ГОСТы разрабатывал не один человек, а коллектив – рабочая группа из представителей разных организаций. А участники рабочей группы, ведь они умные люди, грамотные(!), других же не позовут. Это типичное незыблемое заключение руководителей, когда призываешь действовать рационально, а не как написано в ГОСТе.
Если следовать ГОСТам, то на выходе мы можем получить результат в виде соответствия ГОСТам. А эффект за счёт исключения потерь мы получим, если будем планировать, реализовывать (и т.д. по циклу PDCA) действия по исключению потерь.
А может быть ГОСТы указывают как получить эффект путём исключения потерь? – ведь это же ГОСТы по Бережливому производству! Сомнительно, первая группа принятых ГОСТов ставит основной задачей БП формирование, подтверждение наличия, развитие системы менеджмента БП, как её видят разработчики.
Определение системы менеджмента Вы найдёте, например, в ГОСТ Р ИСО 9000. В общем смысле система менеджмента – это среда (оболочка), включающая область применения, политику, цели (+ мониторинг целей + отчёты по целям + корректирующие действия и т.д), некоторое количество регламентирующих документов, проведение внутренних аудитов по выполнению установленных требований и другие элементы. И в этой среде (оболочке) для БП = системе менеджмента БП должны функционировать методы и инструменты БП под управлением и в рамках правил, установленных средой (системой менеджмента). Без системы менеджмента БП использование подходов БП в гос.предприятиях нежелательно, считай недопустимо, ведь есть решение верхов по применению ГОСТов, в том числе развитию системы менеджмента БП в соответствии ГОСТ Р 56404.
Официальное применение подходов БП в России реализовано с построения собственной системы менеджмента вероятно по той причине, что так видит разработчик, которому поручена задача стандартизации. Разработчик является специалистом в области системы менеджмента качества, поэтому всё новое должно быть реализовано аналогично хорошо знакомой системе менеджмента качества.
Требования к системе менеджмента БП в ГОСТ Р 56404 разработаны по стандартному шаблону ГОСТ Р 56245. В том числе и по этой причине непонятна навязанная необходимость «разработать, применять, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать» дополнительную систему менеджмента (по БП). Ведь если организация существует, то выполнение большей части требований пунктов общего для всех систем менеджмента ГОСТ Р 56245 уже осуществляется. Не всегда осознанно, не совсем эффективно, не оформляется документально, но требования, необходимые организации, выполняются: определяются внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение результата, определяются заинтересованные стороны, имеющие отношение к организации, требования этих заинтересованных сторон и т.д. по тексту ГОСТ Р 56245. Поэтому рациональнее было бы встраивать суть, подходы, методы бережливого производства в действующую систему менеджмента организации (или хотя бы в действующую систему менеджмента качества, имеющуюся практически во всех организациях), без создания выделенной избыточно регламентированной системы менеджмента по БП и дальнейшего решения «проблем интеграции». Данную деятельность можно было бы описать, к примеру, дополнив ГОСТ Р 56020. По аналогии, дружественное направление «шесть сигм» в своих ГОСТах не ставит цель создать и сертифицировать свою систему менеджмента: нужно не соответствовать каким-либо требованиям, а достигать результат.
В результате на предприятиях гос.сектора имеет место смещение акцента с выстраивания потоков создания ценности для потребителя, исключения потерь в ПСЦ с использованием методов БП в сторону «разработки, применения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения» системы менеджмента БП по ГОСТ Р 56404. Если рассматривать словосочетание СМБП, то важнее становится развитие системы менеджмента, а не применение подходов БП. Путь это длинный (семь «уровней зрелости»), многолетний, а главное для гос.предприятий, хорошо сидящих на затратном методе ценообразования, от которых ждут результат применения БП: можно показывать деятельность в области БП в виде развития СМБП, подтверждать сертификатом с последующими инспекционными контролями и ресертификациями, ставить цели и отчитываться о достижении целей СМБП, а не БП. Действующие ГОСТы это позволяют.
Применительно к БП основой подтверждения наличия системы менеджмента по ГОСТ Р 56406 являются положительные ответы на 10 нокаут-вопросов. Семь из десяти вопросов (1-4, 7-9) касаются исключительно системы менеджмента, другие три поддаются выполнению без первоначальных знаний о БП и без применения подходов БП. Нокаут-вопрос №5 (Прошли ли работники организации подготовку в области БП?) понятен в выполнении: необходимо, чтобы работники организации прошли подготовку (или самоподготовку – это же вид подготовки) в области БП с получением (или оформлением) подтверждающих документов. Нокаут-вопрос №6 (Определен(ы) ли поток(и) создания ценности для потребителя?) можно перефразировать: есть ли в организации технолог, который проектирует тех.процесс (поток создания ценности) документально, лучше в виде схемы? Положительный ответ почти очевиден. Нокаут-вопрос №10 (Для постоянных улучшений используются ли коллективные формы организации работников?) можно «закрыть» изданием распоряжения об организации рабочей группы из любых работников организации для выполнения постоянных улучшений. Следуя формально тексту нокаут-вопросов, сами улучшения не обязательны.
В дополнение к нокаут вопросам, требования ГОСТ Р 56404 по наличию 16 видов актуальной документированной информации, выполнению 161 обязательных требований (посчитал в ГОСТ Р 56406) относятся преимущественно к поддержанию СМБП и ведению обычной текущей деятельности организацией с использованием в формулировках сочетание слов «поток создания ценности», только незначительная часть требований в общих формулировках относится к использованию при этом подходов и методов БП.
В результате таких рассуждений можно сделать заключение, что лучше с задачей разработки, развития, сертификации системы менеджмента БП справятся специалисты в этой области – подразделение по системе менеджмента качества, а специалисты по БП имеют второстепенное значение для системы менеджмента. Внутренние аудиты (нокаут-вопрос №7 = важный элемент), являющиеся официальными проверками, ориентированы на проверку системы менеджмента, а не применение подходов БП. Аудиторов (согласно ГОСТ Р 56406) при аудите должны интересовать выполнение требований организацией (и её подразделениями, в части их касающейся) 10 нокаут-вопросов + 161 обязательных требований (+ 91 рекомендуемых требований) в соответствии с ГОСТ Р 56406, а потоки создания ценности интересуют по минимуму – в части выполнения требований 10 + 161 (+91) системы менеджмента БП.
Рассмотрим близкую бережливому производству деятельность подразделений организации – по качеству. Вопрос: кто создаёт, обеспечивает качество продукта для потребителя? Первый наиболее популярный ответ – рабочие, изготавливающие продукт, их правильные действия (соответствующие технологическому процессу) должны обеспечить качество продукта, в части соответствия характеристик продукта конструкторской документации. ОТК участвует в деятельности по качеству выполнением независимого контроля, подтверждения качества продукта. Чтобы рабочие результатом своей работы обеспечили качество продукта для потребителя, технологи должны спроектировать процессы, выполнение которых стабильно обеспечивает соответствие продукта конструкторской документации. В свою очередь конструкторы должны спроектировать документацию на продукт, обеспечивающую соответствие заданным характеристикам. Маркетологи (или аналогичная служба) должны определить требования потребителя, чтобы не получилось, например, что продукт развивает мощность 50 единиц, а потребитель хочет 60 единиц, и это несоответствие ожиданиям потребитель расценивает как несоответствие качества продукта, несмотря на соответствие продукта конструкторской документации. Это укрупнённое рассмотрение. А что в этой цепочке по созданию, обеспечению качества продукта для потребителя делает подразделение по СМК? Ведь в его названии (в отличие от выше перечисленных подразделений) присутствует важное слово «качество». Подразделение по СМК в рамках своих полномочий обеспечивает построение, развитие, подтверждение наличия системы менеджмента. Результатом деятельности подразделения по СМК можно назвать получение (подтверждение) сертификата соответствия системы менеджмента качества организации каким-либо требованиям. Подразумевается, но не обязательно (нет прямой связи), что наличие в организации системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, «может помочь улучшить результаты ее деятельности» (п.0.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Сертификат соответствия можно получить (подтвердить), даже если качество продукции ухудшается. Оценка результативности системы менеджмента – дело (высшего) руководства организации, аудитор проверяет соответствие системы менеджмента установленным требованиям. Теперь проведите аналогию СМК – СМБП. Вы хотите результативность деятельности в области БП или соответствие системы менеджмента некоторым требованиям, установленным для добровольного применения?, на что Вы хотите регулярно тратить ресурсы?
Наличие сертифицированной системы менеджмента БП не означает успешное применение подходов БП, а лишь подтверждает, что система менеджмента соответствует требованиям, зафиксированным в стандарте. Это как подготовка к применению подходов БП, основательная масштабная стратегическая и т.д., но подготовка, а может надо работать? В итоге частному бизнесу такая СМБП не нужна. А гос.предприятиям, хорошо сидящим на затратном методе ценообразования, от которых ждут результат применения БП, можно показывать деятельность в области БП путём демонстрации деятельности по СМБП. Для экономики России это очередная муда.
Непонятны мотивы решения, но стандартизацией бережливого производства в России занимаются СМК-эксперты. Каждый должен заниматься своим делом, или это не для России? Или в России нет Лин-экспертов?
В 2000-х годах на российских предприятиях начали применять подходы бережливого производства, это называли внедрением (в дальнейшем развитием) производственной системы. Например, на УАЗе (где я работал) в 2003 году начата работа на сборочных конвейерах по изменению производственных потоков, исключению потерь в производственных потоках, повышению культуры производства, вовлечению персонала завода в деятельность по улучшениям (исключению потерь). Изучаемый в то время опыт других предприятий (ГАЗ и его ярославские заводы) аналогичен: деятельность направлена на постоянное развитие ПС (улучшение потоков создания ценности). О выделении и глобальном развитии системы менеджмента, чтобы потом развивать ПС, никто не задумывался. Система менеджмента просто была, как частично документированная система взаимоотношений по развитию ПС.
Я не пытаюсь принизить значение системы менеджмента, и не призываю отказаться от её построения. Систему менеджмента необходимо формировать и развивать в процессе развития ПС и по необходимости для организации (а не по требованиям ГОСТ), система менеджмента должна побуждать и поддерживать деятельность в области развития ПС на всех уровнях организации. ГОСТовская система менеджмента БП направлена на выполнение некоторого набора требований, способствующих развитию БП – по мнению разработчиков, и развитие самой себя, в том числе безусловное наличие, учёт, поддержание в актуальном состоянии не менее 16 видов документированной информации, которые определили разработчики ГОСТ Р 56404. И не задумывайтесь нужно ли это вашей организации для успешного применения подходов БП, просто выполняйте и расходуйте ресурсы на «разработку, применение, поддержание в рабочем состоянии и постоянное улучшение», а также подтверждение наличия (сертификация, инспекционный контроль, ресертификация) системы менеджмента БП по ГОСТ Р 56404.
Если всё же принять систему менеджмента БП по ГОСТ Р 56404 как неизбежную данность, может всё остальное в ГОСТах по БП не так и плохо?
ГОСТ Р 56020, на мой взгляд лучший по содержанию из 11 выпущенных ГОСТов, неплохо объясняет суть бережливого производства, но имеет существенный (критический) недочёт в объяснении одного из четырёх выделенных ГОСТом «базисных понятий БП». Если «потери в потоке создания ценности» это «базисное понятие», я и ГОСТ считаем это базисным понятием, то не нужно выводить виды потерь в приложение, как второстепенную информацию. Критический недочёт содержат формулировки потерь, они должны отражать смысл деятельности в БП (исключение потерь), а не просто повторять перевод формулировок классической для БП литературы (частичное исключение потерь). Поэтому формулировка потерь «2) избыток запасов – хранение любых запасов в количестве, существенно превышающем минимально необходимое» приводит к вопросу без официального ГОСТовского ответа: на сколько существенным должно быть превышение? Ответ можно сделать удобным для себя: у нас уже несущественное превышение запасов. Лин-ответ: избыток запасов – запасы, превышающие минимально необходимые (равняйтесь на значение Lean – тощий). Буферные и страховые запасы неизбежны во многих производствах, но от этого данные запасы не перестают быть потерями. Для удобства объяснения потерь нужно различать потери первого и второго рода, вводить данную терминологию в оборот и в ГОСТ Р 56020. Данное деление потерь рассмотрено в п.5.3.1 ГОСТ Р 56407 при использовании метода стандартизации работы, но не распространено на общее понимание потерь в бережливом производстве, возможно поэтому возникла критическая ошибка в новом ГОСТ Р 57524.
Другой вид потерь «3) транспортировка – лишнее движение материалов» вряд ли относится только к материалам. Транспортировка на стадии производства, которую обычно относят к потерям первого рода не является «лишней» – без транспортировки не обойтись, транспортировка необходима, поэтому следуя ГОСТ Р 56020 можно сделать неверное заключение что это не потери! А раз не потери, значит это создание ценности – другого не дано. Данную критическую ошибку узаконили в ГОСТ Р 57524 (область применения ограничена стадией производства), вот текст из п.5.2.2: «Ценность для потребителя продукции создается в производственных процессах и процессах логистики. … Примечание - В данных терминологии и понятиях логистические процессы рассматриваются как процессы создания ценности, поскольку перемещают ценность от выхода процесса-поставщика на вход процесса-потребителя…». Теперь во всех организациях России должны понимать, что в России на стадии производства транспортировка создаёт ценность. Мы отличаемся от остального мира, где на стадии производства транспортировку считают потерями, при необходимости делят на потери первого и второго рода.
Следующий вид потерь «4) задержки – большие простои между этапами производства…», а маленькие простои разве не являются потерями?, а простои и холостой ход внутри (не между) этапов производства – это не потери? Следующие виды потерь имеют аналогичные недочёты формулировок, не буду рассматривать.
Формулировки «базисного понятия» «потерь в потоке создания ценности» в ГОСТ Р 56020 не дают однозначного и верного понимания смысла: понимайте как сможете из того, что написано. А что Вы хотите от СМК-экспертов?, они так видят! От того, как Вы поняли смысл потерь благодаря ГОСТам, будут зависеть Ваши действия по исключению потерь.
У статьи нет цели указать ошибки и неточности всех ГОСТов по бережливому производству, слишком много нерациональных подходов, ошибок и неточностей для документов со статусом ГОСТ. Считаю одной из главных задач Бережливого производства построение эффективного потока создания ценности для потребителя, исключение потерь в потоке создания ценности. Поэтому кроме потерь рассмотрим странности ГОСТов в отношении потока создания ценности, названного ГОСТ Р 56020 «базисным понятием».
Текст ГОСТов ориентирует на улучшение, повышение эффективности потока создания ценности – это очевидная направленность подходов БП. Но есть странное указание ГОСТ Р 56404 (п. 8.6.3, 8.6.4): на уровнях межорганизационном и организации «потоки создания ценности следует формировать на основе определения финансового(ых) потока(ов) по всей цепочке поставок». Таким образом, кроме материальных и информационных потоков (как это рассматривается в классической для БП литературе), в России следует определять третий поток – финансовый. Деятельность по улучшению согласно ГОСТ Р 56404 (п. 10.2.3) «следует направить на улучшение характеристик финансового, информационного и материального потоков». Поэтому организациям, внедряющим систему менеджмента БП по ГОСТ Р 56404 (остальным организациям нет необходимости), при применении метода картирования потока создания ценности следует задуматься ещё и об определении финансового потока, его характеристик и способах улучшения характеристик финансового потока. В результате деятельность по картированию может затянуться из-за непонимания действий по финансовому потоку, в литературе по картированию это не рассматривается. Ротер и Шук в своей книге указывают: «на фирме Toyota метод, называемый в нашей книге построением карт потоков создания ценности, известен под названием «построение карт материальных и информационных потоков». Финансовый поток – это «фишка» российского картирования.
Долгожданный ГОСТ Р 57524-2017, вступивший в действие с 01.01.2018, вероятно, призван разъяснить понятия и деятельность в отношении потока создания ценности. Но представленный текст не добавит большой пользы последователям БП (и СМБП). ГОСТ Р 57524 даже не имеет взаимосвязи по содержанию с ранее выпущенными ГОСТами: не раскрывает вышеуказанных вопросов по финансовому потоку; коэффициент эффективности потока создания ценности, рассмотренный в п.8.3.3 ГОСТ Р 56404, новый ГОСТ не считает характеристикой потока создания ценности!
Для определения действий касательно улучшения характеристик финансового потока можно изучить книги по экономике и финансам, найти в них выделяемые характеристики финансового потока: объём (размер в денежных единицах), стоимость (затраты на организацию финансового потока), время (срок от зарождения финансового потока до его окончания) и направление (входящий или исходящий). Это ли имели в виду разработчики ГОСТа? ГОСТ Р 57524 после рассмотрения характеристик потока создания ценности (п.5.3) объясняет понятие «результирующего финансового потока», который «представляет собой прибыль, которую бизнес приносит в единицу времени». Поэтому можно предположить, что финансовый поток (в понимании разработчиков ГОСТ) не аналогичен материальному и информационному потоку, это просто цифра(!), названная потоком. Точнее, финансовый поток – это финансовая характеристика материального потока. И возможна только одна «характеристика» финансового потока – это значение. Но опять же неоднозначно понимание формулировки действий по «улучшению характеристики финансового потока»: вероятно, улучшить = увеличить значение. Для большинства руководителей наиболее очевидны действия при увеличении значения «финансового потока» – это возврат к методам «типичного массового» производства: работа (изготовление деталей) на склад, эффект масштаба (работа большими партиями с минимумом переналадок), использование скоростного оборудования вместо так называемого «правильного» оборудования. И показатель имеется в помощь, ГОСТ Р 57524 (в п.5.3) указывает первым (значит главным) среди «основных характеристик ПСЦ» «производительность процессов V, руб./ч» – вероятно использование (повышение значения) данного показателя (в том числе методами типичного массового производства – это же проще, меньше усилий) приведёт организацию к бережливому производству. А ведь материальный поток в БП должен быть подчинён спросу рынка, а не желанию увеличить значение «финансового потока».
Я поддерживаю идею стандартизации в области БП. Но имеющиеся в настоящее время результаты данной работы разочаровывают, некоторые вредны в использовании. Учитывая, что по решению руководителей веду развёртывание БП в организации с максимальным соответствием ГОСТам, умолчать о неэффективном пути развития будет «небережливым» решением. В этом я далеко не первый: хочу рекомендовать желающим эффективно применять подходы БП не пользоваться ГОСТами серии «Бережливое производство», ведите свою деятельность рационально.
Жду обоснованную критику и отзывы на данную статью коллег, применяющих (вынужденно или по внутреннему решению) подходы БП с максимальным соответствием ГОСТам серии «Бережливое производство», кому-нибудь ГОСТы помогли?
Комментарии
А почему Вы обращаете внимание только на затраты? Как быть, например, с временем выполнения заказа (а это возможность производить больше за то же время+экономия оборотных средств)? Или, например, известно ли Вам, что далеко не все расходы, в том числе и напрямую зависящие от производственно го процесса, принимаются в тариф? Как быть с повышением качества продукции и процессов (той же тарифной заявки).
Вы так много и патетично преподносите, но при этом игнорируете альтернативные точки зрения
Применительно к качеству затратное ценообразование не сдерживает деятельность, брак не входит в компенсируемые заказчиком затраты, оплачивается за счёт прибыли организации. Поэтому деятельность по качеству не может быть ответом на вопрос Дмитрия Рыжова «А чем это мешает?» (применительно к качеству ничем не мешает). По времени выполнения заказа не всё однозначно: гос.заказ определён на длительный период, плановые нормочасы надо отработать.
В остальном всё так, как рассмотрено в статье:
В 2000-х годах на российских предприятиях начали применять подходы бережливого производства. Для организации (координации, содействия) данной деятельности, в организациях создавали подразделения по БП, развитию (внедрению) ПС или поручали данную работу «в нагрузку».
С выходом ГОСТов по бережливому производству ситуация несколько изменилась. БП начали применять в гос.предприятия х, но не так, как это было у российских первопроходцев. В гос.предприятия х пошли по указанному государством пути – в соответствии с государственным и стандартами (ГОСТами). Там, где посчитали нужным, создали подразделения, но не по БП, а по СМБП, в некоторых организациях эту работу поручили подразделению по СМК. Взамен деятельности по БП первоочередной стала деятельность по СМБП в соответствии с ГОСТ Р 56404.
В результате я – представитель подразделения по СМБП, работаю как определено (принято) в системах менеджмента. Руководством поставлена задача в перспективе сертифицировать СМБП. Одним из условий соответствия системы менеджмента организации необходимым требованиям является выполнение этих требований в подразделениях организации в части их касающейся. Содействую выполнению требований ГОСТ Р 56404 в подразделениях организации. Кому интересно кратко поясню: для подразделений организации это те же требования 10 + 161 (+ 91), а в тексте вместо слов «высшее руководство» необходимо понимать «руководство подразделения» (ведь они на уровне подразделения являются представителями высшего руководства), вместо «организация» понимать «подразделение» . Остальная деятельность по БП имеет место, если выполнена основная деятельность по СМБП и осталось «свободное» время. А разве не лучше было бы для гос.предприятий основным направлением определить выстраивание потоков создания ценности для потребителя, исключение потерь в ПСЦ? (в том числе по отношению к качеству, времени выполнения заказа).
Цитирую Рогожин Александр:
Преподнесите свою альтернативную точку зрения, я Вам не запрещаю.
Данная тема регулируется в том числе Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственном у оборонному заказу….», схема 20% + 1% от видов затрат.
Возражений нет, похожее определение логистики имеется в ГОСТ Р 57118-2016.
Легче не стало, вышел ГОСТ Р 57524 «Бережливое производство. Поток создания ценности», а вопросы всё те же: какие рассматривать характеристики финансового потока, что значит улучшить характеристики, какие использовать приёмы (способы, методы) улучшения характеристик финансового потока. Понятен только требуемый результат, у нас должна сформироваться картина: до определения и улучшения характеристик финансового потока имеем определённый ПСЦ, после определения и улучшения характеристик финансового потока имеем улучшенный ПСЦ. Без какой-либо выгоды нет смысла определять и улучшать характеристики финансового потока, если не считать выгодой обеспечение соблюдения требования ГОСТа.
Моё мнение: достаточно рассматривать материальный и информационный потоки. А все финансовые требования (ограничения, условия и т.д.) учитывать как и всё остальное – при определении внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение результата, определении заинтересованны х сторон, имеющих отношение к данной деятельности, требований этих заинтересованны х сторон (из текста ГОСТ Р 56245).
1. Дмитрий, так вопрос не в затратном методе определения себестоимости! А в том, что задается размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены.
Я, в основном, работал на частных предприятиях. Там такой же метод расчета себестоимости - затратный и котловой. Только там нет ограничения по рентабельности. Она, кстати, по некоторым изделиям была отрицательная. А, например,по АвтоВазу, вообще интересно - при поставке на завод: около 0 - минус, на вторичный
рынок - большой плюс. Хотя, при котловом методе учета затрат эта себестоимость особого смысла не играет.
2. При снижении затрат и плановой рентабельности снижается цена. А это может быть интересно рынку.
Цитирую Рыжов Дмитрий: Возражений нет. Снижение затрат, которое приводит к снижению цены, «интересно рынку» (потребителю), но не выгодно гос.предприятия м - снижает прибыль, тем более при единственном потребителе в лице гос.структур.
Дмитрий, поправлюсь, я имел ввиду "цену".
Все же, главный вопрос не в том, каким методом определяется цена, а в фиксации рентабельности 20%.
При этом ключевой момент для организаций – «от затрат»: если процент устанавливает (и вправе менять) государство, то затраты (учитываемые при ценообразовании ) зависят в первую очередь от организаций. Третье предложение моей статьи передаёт этот смысл: «… из-за политики затратного ценообразования : чем выше затраты, тем больше прибыль при фиксированном проценте прибыли от затрат…».
Затраты являются переменной величиной, формируются организацией, поэтому размер затрат определяет размер рентабельности (прибыли).
Никакой нормальный менеджер не согласится на снижение тарифа, т.к. это подорвёт маржинальную прибыль, а следовательно - и возможности дополнительно тратить на оплату труда, ремонты и улучшение условий труда и другие статьи постоянных расходов.
В этом плане, конечно, есть очень большой соблазн не снижать расходы - как переменные, так и постоянные. Но!
Давайте всё же постараемся вникнуть в то, как формируется этот самый тариф, т.к. это явно не "пришёл к регулятору, показал чек из мишленовского ресторана - и в следующем году за мои ужины в подобных местах платят уже потребители".
Тариф за единицу продукции устанавливается как сумма переменных расходов (сырье, материалы, энергозатраты, напрямую относимые к производству данной продукции - тут всё достаточно просто), постоянных (которые - внимание! - считаются как отношение всех постоянных расходов к ПРОГНОЗНОМУ количеству реализованной продукции) и инвестиций, направленных на повышение эффективности (опять-таки определяемых как удельные на единицу продукции).
Соответственно, тарифному органу предоставляются подтверждения а) плана реализации продукции; б) переменных расходов, в) постоянных расходов и г) инвестиций. Причем далеко не факт, что регулятор может эти все подтверждения принять и зачесть в тариф.
Соответственно, в полный рост встаёт вопрос о качестве тарифной заявки.
Далее, в рамках текущего года, необходимо обеспечить чёткое выполнение плана - как постоянных расходов, так и переменных. И это тоже далеко не просто.
И еще, встаёт главный вопрос - можно строго контролировать списание каждой кувалды (и лично проверять, что спишут только ручку, т.к. в негодность пришла только она) и удельные расходы сырья, но если не выполнен план отгрузки - вся прибыль летит в тартарары. Т.е. вопрос а) выполнения календарного графика, б) оптимизации сроков выполнения заказа с целью высвобождения оборотных средств и выполнения дополнительных заказов будет самым актуальным!
Четвертая группа проблем, которые можно и нужно решать с помощью инструментов повышения операционной эффективности - это реализация инвестиционных проектов. Опять же - вы защитили в тарифе освоение X млрд. руб. в этом году под обязательство снизить издержки на производство в следующем - т.е. в следующем году вам эту экономию вырежут в любом случае, а если проект не реализован - то пропали ваши денежки).
В общем, если вкратце - в регулируемом бизнесе проблемы снижения удельных расходов, конечно, не имеют первостепенной важности. Но вопросы оптимизации сроков выполнения заказа и повышения качества работ могут и должны решаться с применением подобных инструментов.
«Погоны» маловаты для принятия решений, поэтому продолжу добросовестно внедрять, поддерживать и улучшать СМБП по ГОСТу, т.к. основная цель подразделения по СМБП (где я работаю) – сертификация.
RSS лента комментариев этой записи