У публикации, перевод которой предлагается вашему вниманию сразу два автора: Марк Донован и Джим Вумек, которые обсуждают разницу между двумя компаниями, наименования которых стали нарицательными.
Учитывая все более увеличивающиеся барьеры для входа на рынок, который Питер Друкер когда-то емко назвал "индустрией индустрий," вызывает удивление, что любой автомобильный стартап игнорирует длинную дугу консолидации и опоры на жизнеспособную конкуренцию. Это еще более заметно, когда такие новички выпускают модель, которая в миг может бросить вызов лучшим в своем деле до самых основ. Лин-мыслитель Марк Донован недавно задал вопрос основателю института LEI, Джиму Вумеку, является ли путь, которым идет создатель Теслы, Илон Маск, новой машиной, которая изменит мир.
Марк Донован: Есть ли в этом что-то сейсмическое?
Tesla, одна из трех крупнейших компаний Илона Маска, портфель которой менее чем за три недели взлетел к $ 14 млрд обеспеченных депозитами продаж через беспрецедентный запуск напрямую-к-потребителю 35,000-доларовой Модели-3.
Многие называют этот автомобиль Модель-T нашего времени, прорывной моделью автомобиля нового времени, который будет означать начало всемирного сдвига к чистой и безопасной транспортировке, основанной на электричестве. В то же самое время, другая его компания, SpaceX, приземлила одноступенчатую ракету Falcon 9 на беспилотное судно в Атлантическом океане в доказательство концепции, что она может сократить стоимость космического путешествия, по крайней мере на 30 процентов, используя многоразовые ракеты.
Есть еще гигафабрика (Gigafactory) в Неваде, энергетическое подразделение Теслы, которая с начала функционирования будет производить больше литий-ионных батарей, чем все литий-ионновые заводы в мире вместе взятые, при значительно меньшей стоимости и большей эффективности. Мало того, что эти батареи будут питать удивительные электрические транспортные средства (EVS), но они также революционизируют энергетику хранения, которая позволит вывести производство энергии, на уровень других вещей. Стоить отметить, что на не столь уж маленькой площади, Солнечный Город, (SolarCity) стал ведущим по программе установки солнечных панелей в США и революционизирует путь, которым мы генерируем энергию. Большинство из этого делается на домашней почве, в США, в то время как многие компании выбирают путь аутсорсинга и оффшорного производства. Можем ли мы согласиться, что что-то сейсмическое происходит здесь, и что заслуживает нашего пристального внимания?
На недавном саммите (Lean Transformation Summit) я спросил Джима Вумека, что он думает по этому поводу, и о моем герое, Илоне Маске. Джим ответил, что либо мы должны изучать его гораздо более тщательно, или он мог бы сам, чтобы немного отойти от пропасти. Это было до того, как произошли два крупных события, о которых я упоминал выше. Теперь я глубоко убежден, что это первое из перечисленных, и что происходит действительно что-то удивительное, что достойно нашего пристального внимания.
Ясно, что Маск является блестящим мыслителем и исключительно хорош в воплощении своих идей; но все еще я думаю, есть что-то гораздо более глубокое, чем просто великолепный лидер, который движет тремя мировыми компаниями, которые изменяют мир. Я думаю Маск демонстрирует нам новый путь, как быть успешным и устойчивым в 21-м веке.
Я вижу сильные параллели тому, что Вумек увидел в Тойоте в 80-е годы. Прорывные результаты появились прежде, чем кто-либо действительно понял, как они были достигнуты. Затем, при тщательном изучении, Вумек и его команда рассекли и выделили набор принципов, поведения в системе, которые движут этими достижениями и несут в мир новый план успеха в 20-м веке, машину, которая изменила мир”, вызов, который мы, в большей степени, не смогли осуществить. Сожалею, Джим, это не из-за отсутствия попыток, но в большинстве из них, похоже, мы что-то упустили или, что еще более вероятно, многое что.
Все компании Маска основаны исключительно на захватывающих дух целях...
- Tesla: Ускорить появление устойчивого транспорта, сдвигая рынок и массовый рынок неотразимых электрических автомобилей как можно скорее.
- SpaceX: революционизировать космическую технологию, целеустремленную на предоставлении возможности людям жить на других планетах.
- SolarCity: Ускорить массовую адаптацию чистой энергии.
Каждый создает ощущение немедленной срочности и "чрезвычайно" высоких ожиданий. Земля - горящая платформа, в буквальном смысле слова. Сохранение планеты и человечества - является довольно убедительным призывом к действию.
Следующее, они продвигают вперед инновации, основываясь на "первых принципах": изначально – идея (first principles thinking). Маск заявляет: "Я думаю, что важно отталкиваться от идеи, вместо того, чтобы мыслить по аналогии. Обычный способ, которым мы действуем в своей жизни - мы мыслим по аналогии. [По аналогии] мы делаем это или то, потому что кто-то другой это тоже делал, или другие люди это тоже делают. [С принципом начал] вы опускаетесь до самой глубины фундаментальных истин ... а потом рассуждаете оттуда вверх ". Тесла демонстрирует, что такой подход касается не только их "инновационных” продуктов, но и также и других функций, в частности, "инновационных" подходов к продажам и маркетингу.
И, наконец, они вовлекли всю планету, вносить свои вклады в их миссию, открывая всем свои патенты для свободного пользования, (какой подарок обществу), и предоставляя клиентам площадку продвигать свои бренды.
Эти вещи позволяют им привлекать и вдохновлять самых талантливых людей во всем мире и создавать виртуозные циклы успеха. Может ли быть это просто так? Скорее всего нет, но я думаю, что мы должны попытаться лучше понять, что они делают и что мы можем извлечь из этого и как. Могу поспорить, Маск был бы очень рад поделиться путем Тесла с миром. Доктор Вумек?
Джим Вумек: Есть ли полная бизнес-система, которая наполняет путь Тесла?
Позвольте мне подойти к этому с другой стороны и задать вопрос: как Тойота поступала бы, исходя из "первых принципов" Маска, (принимая во внимание заголовок темы "Путь Тесла vs Тойота".) Они тоже были стартапом, (в конце 1930-х годов, но не в объемах массового производства до конца 1940-х годов, из-за войны), сталкиваясь с выбором в реализации своего первого принципа - обеспечить наилучшую возможную транспортировку для потребителей со скромными достатками в разрушенной войной стране, где вряд ли кто-либо вообще имел машину.
Тойота могла бы сделать это путем копирования зарубежного опыта в области разработки продукции, производства и пр. (как Nissan), или даже изготавливая иностранные модели по лицензии. Это было бы так, чтобы быстро продвинуться, и Nissan вскочил на этот путь, и используя именно такую стратегию имел громадное преимущество на рынке в Японии. Вместо этого Тойота решила двигаться медленно и быть инновационным предприятием в начале, прежде чем быть инновационным в продукции. (Произошло это в 1950 году, когда они, веря своим прогнозам продаж, произвели машин больше, чем требовал рынок, выскочили за пределы своих денег и попали в руки японских банкиров, которые разделили компанию на две части, создав Toyota Motor Sales (продажи), и Toyota Motors (моторы).
К 1965 году Тойота полностью создала свое собственное новое производство, разработку продукции, партнерство с поставщиками, продажи и поддержку клиентов и генеральную систему управления, которая фокусировалась на развитии потенциала в каждом сотруднике. Они также создали предприятие, которое было стабильным и могло решать новые задачи, на солидной базе. Производственная система Тайити Оно является широко известной в этом отношении, но Кения Накамура (разработка продукции), Шотаро Камия (система продаж), и, прежде всего, Эйдзи Тойода (система управления) внесли свой вклад гораздо больше.
Кроме того, к 1965 году Тойота научились сжимать время выполнения заказа в разработке продукта и производстве, так что она могла расти почти полностью за счет внутренне генерируемой наличной денежной массы. Это означало, что никогда больше не полагаться на банки и удерживать более 50 процентов акций в рамках Toyota Group, так чтобы не беспокоиться об Уолл-стрит рейдерах.
К 1966 году Тойота готова была выступать игроком по объемам, конкурируя на гораздо большем, чем низкие зарплаты. Вскоре была запущена Corolla в качестве первого международного продукта. Затем последовал быстрый рост по всему миру и в постоянно растущий ассортимент продукции, (которому способствовали блестящие методы проектирования и производственной системы).
К середине 1990-х годов, (после того, как был успешно запущен Lexus), Тойота окончательно подготовилась к инновациям с продуктами (Только после 40 лет!). Первым был Prius, (когда никто еще не верил, что эта технология имеет будущее). Самым интересным было то, что он был запущен вовремя и на самом деле работал именно так, как обещали, без проблем в качестве и надежности. Только гораздо позже выяснилось, что Тойота может увеличить свою долю рынка и зарабатывать деньги на технологии Prius. (Эти цели не были частью первоначального плана, целью которого было создать массовый рынок автомобилей, которые могут значительно снизить потребление углеродного топлива и улучшить имидж компании Тойота как технологичной компании, не теряя на этом много денег).
Очередным нововведением было то, что мир вряд ли бы назвал инновационным - предложение зарекомендовавшей себя гибридной технологии Prius на всей линейке ассортимента продукции Тойота при одновременном снижении стоимости технологии на 30 процентов и хорошей марже. Кроме довольно внушительных результатов (восемь миллионов гибридных Тойота на дорогах мира на сегодняшний день), Тойота добилась рекордной прибыли.
Следующим инновационным продуктом Тойота был топливный элемент автомобиля Mirai, запущенный только после десятилетий развития. Есть ли в этом смысл? Нет, согласно Илону Маску, который ввел термин «дурацкие элементы». Никто не думал, что у гибридной технологии есть потенциал. И гораздо больше, чем они представляли себе какими могут быть высокопроизводительные, покрывающие большие расстояния электрические автомобили, которые бы имели смысл. Все думали, что мы только в начале гонки, только чтобы увидеть, кто прав.
У меня нет никаких вариантов, предложить что-то другое. Инновации всегда являются делом исключительно рискованным. И трудно прогнозировать кто победит.
Итак, каково мое мнение о пути Тесла, как адвоката пути Тойота? Как и Марк, я люблю первые принципы Маска. Но я беспокоюсь о бизнес-системе, которая должна их поддерживать. Тесла находится на 14-м году как автомобильная компания, что очень долго в исчислении Маска. И трудно понять, как система разработки продукта (всегда отстающая на годы, с переделками после запуска), система производства (со спотовым качеством и неизвестным количеством переделок и гарантийных претензий), система управления поставщиками (с невозможностью прогнозировать спрос поставщикам), система поддержки клиентов (которая еще должна быть создана для массового рынка), и общая система менеджмента (которая кажется изнашивает людей с заметной скоростью, вместо того, чтобы развивать потенциал каждого работника), созреет до того, чтобы решить задачу по продаже 500 000 автомобилей в 2018 году и одного миллиона в 2020 году. Не представляется ли разумным ожидать некую стабильность к этому времени?
Путь Тесла - двигаться быстро ("Давайте попробуем невозможный режим!" ("Let’s try ludicrous mode!") и надеяться, что гений и адреналин сможет компенсировать отсутствие планирования и стабильности. Но я бы посоветовал идти медленнее и делать правильно с первого раза, в соответствии с путем Тойоты. Посмотрим.
Марк: Как насчет спаривания исполнения Тойоты с первыми принципами Теслы?
Джим, кажется, мы хотим путь Тойота / Тесла... уровень мирового класса Тойоты вместе с первыми принципами инноваций Маска в "невозможном" темпе. Я поеду мозгами, если попытаюсь представить партнерство Тесла и Тойота в этом крутом вираже. Им нет необходимости делить одну кровать на двоих навсегда, однако, они делают каждый свое дело, нужное другим прямо сейчас, чтобы достичь своей заявленной миссии.
Тесла построил EV (электрический автомобиль) в своем классе, который отвечает глобальному видению Тойоты и к которому рынок готов уже СЕГОДНЯ. Тойота имеет производственную систему (TPS), которая, по моему мнению, является единственной производственной платформой в мире, способной наращивать производство вверх в темпе Маска. Это не был бы бизнес как обычно для Тойоты и для Теслы. Каждый из них должен был бы проглотить немного гордости и признать, что другие предлагают то, на что каждому из них придется потратить годы, если не десятилетия, чтобы сделать самостоятельно.
Вместе, сегодня они сильнее, быстрее и лучше. Я не думаю, что для них это будет так трудно принять. "Горящая платформа" требует не меньшего, чем скорость, которую требует Маск. Разве это не оправдывает немного дополнительной срочности даже ценой некоторых сгоревших от работы людей или недовольных поставщиков? Лучше, если этого можно избежать, но действительно ли мы можешь расчитывать на такую роскошь сегодня? Мы находимся в состоянии войны с изменением климата, независимо от того, признаем мы это или нет. Если на самом деле можно получить 500 000 Моделей 3s на рынке к концу 2018 года можно ли утверждать, что есть некоторые этические вопросы, не делать этого.
Если есть две компании в мире, которые могли бы ответить на этот вызов и на которые я мог бы сделать ставку, то это, безусловно, Тесла и Тойота. По какой случайности все это происходит в NUMMI? Давайте мечтать так же сильно, как Илон Маск и делать все вовремя, как Тойота!
Джим: Давайте продолжим проявлять уважение к друг другу и учиться друг у друга
Путь Тойота / Тесла звучит как отличная идея. Но... не в одной компании. Тойота и Тесла уже узнали друг о друге из краткой инвестиции Тойоты в Тесла и их проекта по производству полностью электрической Тойоты RAV4. И они решили любоваться друг на друга на расстоянии. Самый практичный путь вперед для Тойоты - быть смелее в реализации первых принципов. А для Теслы - быть менее нелепыми, проявляя уважение друг к другу, так как обе компании делят одну дорогу.