В рамках бережливого производства выделяют восемь видов потерь. Семь из них непосредственно влияют на процесс создания ценности, а вот восьмая стоит особняком. Конечно же, речь идет о потери, связанной с нерациональным использованием интеллектуального и творческого потенциала работников. Особое отношение восьмая потеря заслужила благодаря своим характеристикам, а точнее благодаря неопределенности этих характеристик. Потери этой группы практически не поддаются измерению. И как же велик соблазн закрыть на них глаза и навсегда забыть об их существовании! А между тем, именно недостаточное высвобождение творческой энергии работников служит причиной большинства провалов попыток внедрения прогрессивных методов управления производством.
Россия богата своими природными ресурсами. Богата настолько, что расточительное отношение к этим богатствам стало нормой нашей жизни. Мы тратим их направо и налево, стыдливо отворачиваясь от проблем, которые грозят будущим поколениям. И это притом, что количество оставшихся запасов можно более или менее точно измерить и примерно высчитать, когда эти проблемы начнутся. И такое отношение к ресурсам, которые считаются невосполнимыми! Что же тогда говорить о ресурсах, в которых не возникает недостатка?
Персонал, работники - это один из ресурсов, необходимых для того, чтобы предприятие выпускало продукцию, то есть функционировало, приносило прибыль. Есть нормы, согласно которым для выполнения тех или иных работ требуется определенное количество человечек. Согласно таким нормам и определяется численность персонала предприятия, необходимая для его нормального функционирования. Как определяются сами нормы сейчас не важно, для этого существует множество документов, начиная от инструкций по эксплуатации оборудования и заканчивая законами о труде. Важно то, что требуемое количество персонала рекрутировано и завод начал свою деятельность. После этого про персонал чаще всего просто забывают. Ну, если не совсем забывают (зарплату-то надо им платить), то вспоминают о нем эпизодически, да и то скорее по процедурным вопросам (подписание ведомостей, заявлений о приеме-увольнении и т.п.)! А что? Завод то работает!
Тут, как гром с небес, вдруг выясняется, что вот в такой, вроде бы нормальной ситуации, предприятие несет какие-то потери творческого потенциала! Какие такие потери? Откуда они? Сколько? В чем измеряются? Что, какой-то слесарь дядя Вася оборудованием не доволен? Это не его дело. Его дело - норму выполнить, за это ему и платят. Пусть работает. Что, какой-то менеджер Саша говорит, что клиент недоволен качеством? Это его дело - сделать так, чтоб доволен остался, мы за это ему и платим. Что, уборщицы жалуются, что в цеху постоянно грязно? Так пусть убирают чаще, мы за это им и платим. Пусть все занимаются своими делами, и ни какой самодеятельности!
А ведь именно из-за такого отношения в станок не будет установлена копеечная деталь, вдвое повышающая его производительность. Именно из-за этого проблемы с качеством будут замаскированы «гибкой ценовой политикой». И именно из-за этого произойдет авария цеховой канализационной системы, которая выведет из строя половину оборудования.
А ведь оказывается, что люди дело говорили! И кроме как услышать их большего и не требовалось! Да, рабочие - это производственный ресурс, но ресурс, ценность которого гораздо выше той, которая определяется способностью работников соответствовать специальности. Находясь на острие производственных отношений они ежедневно могут находить решения таких проблем, которые, как считается, требуют материальных затрат и привлечения сторонних специалистов. Дайте работникам возможность сказать и прислушайтесь к их словам. Этого хватит для того, чтобы почувствовать то, что нельзя измерить - безграничность творческого потенциала окружающих вас людей. Хотя... Вот послушали бы уборщицу - сэкономили бы тридцать миллионов! Вполне себе измеримо!
Комментарии
9. Невежество и снобизм руководителей - прежде всего высшего звена;
10. Совершенно невнятные и запутанные системы оплаты труда на предприятиях;
11. Отсутствие культуры обучения вновь прибывших в производство работников;
12. Крайне низкий уровень документированн ости процессов, повсеместное неуважение к документам, тотальная безграмотность с точки зрения элементарного русского языка;
13. Средневековый подход к техническому обслуживанию оборудования
и прочая, и прочая.
"Виды потерь на промышленном предприятии" - отличная тема для обсуждения на форуме! Уверен, коллеги поднакидают пунктов!
RSS лента комментариев этой записи