Управление персоналом

  • Бережливое производство: время оставаться человеком

    Иной посетитель портала LeanZone.ru, начитавшись наших исполненных критики опусов, уже готов воскликнуть: «Ребята, хватит мне рассказывать, какая везде ж...! Довольно вещать по наш менталитет, горе-руководителей, борьбу добра со злом. Если вы такие умные, посоветуйте: что можно предпринять по теме бережливого производства даже в нашей тяжелейшей ситуации?»

  • Система 5S, необходимость, потребность и дисциплина

    В файловом архиве портала недавно появилась презентация по системе рациональной организации рабочего окружения - 5S. Скачать ее можно по следующей ссылке: «Презентация по 5S». Как и все гениальное, сама по себе система 5S достаточно проста. Сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, систематизируй, совершенствуй. Чего уж проще! Однако практические попытки следовать этим принципам в условиях реального производства, успешны далеко не всегда.

  • Яркие личности здесь не задерживаются

    Эту фразу мне недавно сказал один мой коллега (на предприятии, производство которого я в настоящее время готовлю к аудиту по СМК). Многие ушли еще до кризиса - по причинам, уже неоднократно обсуждавшимся на страницах портала: ощущение невостребованности, разрыв между сложностью, напряженностью труда и получаемой отдачей, тяжелый моральный климат... Очередной раз приходится констатировать факт, что все эти явления обусловлены тем, что смысл слов «управлять компанией» и в докризисное-то время оставался загадкой для современных российских топ-менеджеров, а уж сейчас...

  • TPM с петлей на шее

    В эпоху общенациональной «оптимизации численности», пожалуй, самое большое непонимание (лично у меня) вызывает маниакальное стремление вырезать под корень технический персонал - слесарей, электриков, КИПовцев, АСУшников (они же ничего не производят!). Все это подается под тем соусом, что, мол, обслуживать технику не так уж и сложно, поэтому в трудные времена эту задачу вполне может взять на себя производственный персонал. Казалось бы, частичная загрузка производства, обусловленная снижением объема заказов,- прекрасный шанс обслужить и подлатать оборудование, которое до сих пор годами просто «убивали», выжимая максимум и экономя на запчастях.

  • Умные и сильные

    ...Вот в это самое время мне с моими коллегами довелось проводить на предприятии семинар по бережливому производству. В целом семинар удался, хотя высшее руководство предпочитало наблюдать за ходом действа «со стороны». В заключение семинара, когда основные методики поиска потерь и улучшения процессов были продемонстрированы, я предложил руководителям помощь со стороны нашей группы в поиске необходимой методологической базы для решения повседневных задач. На это директор предприятия иронично ответил, внимание: «Ну теперь-то я знаю к кому мне обращаться с моими проблемами!»...

  • Русский бизнес: ничего личного?

    Это уже стало общим правилом: первое, что предлагают пришедшему на собеседование соискателю работники отдела кадров - заполнить анкету стандартного образца, своего рода мини-резюме. (К сожалению, эта процедура отнюдь не избавляет его от необходимости в последствии неоднократно отвечать на одни и те же «дежурные» вопросы собеседников «где работали?», «в чем состояли ваши обязанности?», «почему уволились?». Но сейчас не об этом.) В подобного рода анкетах, где-то ближе к концу, всегда можно встретить разделы вроде «Ваши профессиональные качества» и «Ваши личные качества». С первого взгляда, вполне разумно выяснить, как человек себя видит со стороны. Самооценка кандидата является весьма важным фактором. Только вот путаются сильно люди, заполняя эти разделы. Какие качества (раз уж они разделены на две группы) работодатель считает более важными? Вроде, профессиональные «ближе к теме», но...

  • Уж мы котов душили-душили... Еще раз о сокращениях персонала.

    «Антикризисные» сокращения персонала уже неоднократно обсуждались на нашем портале (см. заметки в блоге «Яркие личности здесь не задерживаются», «Кризис и кадры»). Однако, вчера в форуме эта тема получила неожиданное развитие: оказывается, имеют место попытки увязать ее с бережливым производством! Сокращения под эгидой ЛИН - свежая, неординарная идея ;-)

    Почему антикризисное управление (равно как и задача повышения эффективностив «мирное» время) в головах владельцев бизнеса и наемных топ-менеджеров сразу и прочно ассоциируется с сокращением численности персонала? На мой взгляд, причин несколько.

  • Кому нужен плохой диагноз?

    Так назывался один из разделов статьи «Консалтинг. Руководство пользователя», опубликованной в конце октября. Как вы помните, речь в статье шла, в числе прочего, и о том, что на сегодняшний день высшее руководство российских компаний не готово слышать в свой адрес слово «диагноз» - даже из уст компетентного эксперта.

    Не имею опыта работы консультантом и, тем более, не являюсь компетентным экспертом, но волей обстоятельств полгода назад мне довелось выступать в роли специалиста, которого пригласили поработать некоторое время на одном из промышленных предприятий, чтобы, в числе прочего, высказать свое мнение о состоянии дел. Предприятие занималось производством утеплителя - каменной ваты. Работодателю был нужен взгляд «изнутри», и он его получил.

    Данная статья тематически продолжает серию публикаций, начатую Александром Пятковым (см. заметки блога «Это письмо объясняет, почему мой выбор Lean был не случаен», «Предварительное мнение», «Диагностика состояния компании»).

  • Улыбаемся и машем. Анестезия «позитивным мышлением».

    Довелось поработать с разными собственниками. Что ни фигура, то чистый типаж. У одного мания величия, другой просто хам, третий изъясняется так, что два слова подряд не вспомнишь… Один прикрывает скупердяйство нравоучениями о том, что приличную зарплату честным трудом вообще заработать трудно. Другой, наоборот, деньги считать не умеет, и устраивает вакханалию с зарплатами. Еще один концы с концами еле сводит, зато помешался на отчетах…

  • О здравом смысле и системном мышлении

    В начале лета этого года мой знакомый Евгений Ксенчук прислал рукопись своей новой книги и попросил написать к ней вступительную статью. Мне понравилось рабочее название книги - «Мышление и системы», я просмотрел её содержание и согласился.

    Сроки сдачи статьи неумолимо приближались, а хорошие идеи в голову никак не приходили. А тут ещё – кто помнит – выдалась жуткая жара и страшные лесные пожары, охватившие всю центральную часть России. В Москве дым был такой, что из окна моей квартиры с трудом просматривались контуры дома в ста метрах напротив. При этом температура воздуха доходила до сорока градусов в тени. Не то, что думать, - было тяжело просто дышать.

  • Бригадная доска

    Сегодня хочу поделиться с читателями портала практикой использования такого инструмента бережливого производства, как бригадная доска.

    Бригадная доска – визитная карточка бригады. На бригадной доске формируется фактическая информация по персоналу, качеству, оборудованию, безопасности, на основании которой со стороны руководства производится анализ и принимаются корректирующие действия по улучшению процесса.

  • Бригадная доска, часть 2: ошибки при оформлении

    В ходе обсуждения заметки "Бригадная доска",  были высказаны пожелания более наглядно продемонстрировать изложенный материал. Порывшись в своем файловом хранилище я отыскал подборку фотографий бригадных досок, сфотографированых при посещении различных заводов. Ниже я привожу данные снимки, сопровождая их своими комментариями, на мой взгляд, характеризующими их сильные и слабые стороны.

  • О мотивации и демотивации работников

    Сегодня вряд ли кто-то станет спорить с тем, что мотивация работников является важнейшим фактором успешного совершенствования организаций. Поэтому, казалось бы, вполне логично заниматься развитием и применением подходов и методик, направленных на повышение этой самой мотивации. Что обычно и происходит сплошь и рядом с использованием различных приёмов материального и морального стимулирования. Одним из самых популярных способов целенаправленного «мотивирования» считается формирование и внедрение индивидуальных показателей эффективности (KPI).

  • Мотивация без синергии

    Данный материал является продолжением размышлений на тему «Бонусы для руководителей производства», открытую в форуме Михаилом (первая часть изложена в заметке "А давайте привяжем зарплату к...").

    Работая в производстве, постоянно сталкиваюсь с существенным различием во взглядах разных людей на жизнедеятельность Производственных Систем и, в частности, на проблему оплаты труда. На сегодняшний день я пришел к выводу, что в конечном итоге все многообразие этих взглядов сводится к двум основным подходам, которые условно называю для себя «бухгалтерским» и «управленческим».

  • Итальянская забастовка: «Полюбуйтесь, чего стоит ваш фарш без нашего яичка!»

    Наблюдая за развитием событий в ветке форума «Как быть с «итальянской забастовкой»?», пришел к выводу, что ситуация, описанная Юрием Рыбалкой, специфичнее той, которую мы привыкли ассоциировать с термином «итальянская забастовка» (в каком-то смысле, сам термин использован не совсем удачно). Тем не менее, хочется обсудить не только специфическую ситуацию Юрия, но и явление «итальянской забастовки» в целом.

    Еще раз подчеркну, что рассматривается не конкретная ситуация, а «классический» вариант: рабочие взялись четко следовать инструкциям.

  • Макаренко и Lean

    Уважаемые единомышленники!

    Почерпнув много полезной информации на этом и других Lean-сайтах, не могу не поделиться следующим: часто упоминая зарубежных авторов, а также отечественных (советских) первопроходцев в деле повышения эффективности производственной деятельности, мы как-то совершенно упустили из виду работы такого талантливейшего человека как Антон Семёнович Макаренко. Будучи педагогом «от Бога» и современником Гастева, он буквально с нуля создал коллектив (из беспризорников, надо заметить) спаянный общими целями и добивающийся совершенно невероятных (по любым меркам) успехов.

  • Тренеры тренируют тренеров

    В своем недавнем электронном обращении к читателям рассылки Lean Enterprise Institute Джон Шук затронул тему, касающуюся роли наставников (тренеров) в подготовке lean-лидеров. Его заметка озаглавлена как "Coaches coaching coaches". Вниманию читателей сообщества LeanZone.ru предлагается перевод этой заметки. Следует отметить, что термин Coach (коуч) не имеет столь же многообразного эквивалента в русском языке как его оригинал. Коуч - это тренер, наставник, союзник, человек, который не выполяя функции принятия решений, тем не менее помогает отточить мастерство их принятия. В переводе использован наиболее близкий термин "тренер". Тем не менее, хотелось бы чтобы многозначность исходного понятия не ускользнула от внимания читателей.

  • Рассказы о Макаренко: Родом из Страны ФЭД

    В семейном альбоме Игоря Ивановича Панова — несколько фотографий удивительно знакомого человека в полувоенной гимнастерке, с добрыми близорукими глазами за стеклами старомодных очков. Да, мы его узнали. Это замечательный советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко. Его книгами «Педагогическая поэма», «Марш 30 года», «ФД-1», «Флаги на башнях» зачитывалось не одно поколение. Какое же отношение имеют эти фотографии к семейному альбому сегодняшнего гостя Актового зала?

    Самое прямое: Игорь Иванович Панов — реальный персонаж книг Макаренко, его воспитанник, коммунар.

  • О «послушных лидерах» и «разрушителях правил»

    Об административно-командной системе управления (АКСУ) сказано и написано столько, что в очередной раз поднимать эту тему – почти моветон. Ее критика уже давно стала общим местом среди тех, «кому неймется». Однако, в свете системного подхода стал ясно виден еще один немаловажный ее аспект.

  • Лин начинается с потребности в достижении

    Материал представляет собой перевод заметки Кевина Кобетта (Kevin Kobett), опубликованной на сайте Lean Enteprise Institute, под названием  "Lean Starts With the Need to Achieve"

    Теория потребностей Д. Макклелланда (McClelland’s Theory of Needs) гласит, что каждый индивидуум мотивируется комбинацией из трех потребностей:  потребности в достижении, потребности во власти, потребности в принадлежности.

    Потребность в достижении.Люди с высокой потребностью в достижении имеют сильное желание добиться успеха в достижении сложных целей. Они хотят сделать работу быстро и хорошо. Эти люди могут себя чувствовать не в своей тарелке, когда нет задач, бросающих вызов.