Чем отличается социальная система от механистической?


12 года 5 мес. назад - 12 года 5 мес. назад #9926 от Александр Филонов

Ксенчук Евгений пишет: Я и (надеюсь) С. Жаринов придерживаемся подхода к сложным объектам , которые называем системами, которые определяем так: система - группа активных (1) взаимодействующих (2) элементов.
(1) и (2) - две принципиально важные вещи. Собственная активность элементов, истоки и природа которой неизвестны супервайзерам (то есть мне, Жаринову и примкнувшим)в ходе их взаимодействия создает часто непредсказуемую системную динамику.


Интересно. Зачем Вам (и примкнувшим) такая система (теория), если она НЕ позволяет ПРЕДСКАЗЫВАТЬ?:)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 5 мес. назад #9927 от Ксенчук Евгений
И вопросу взаимодействия ЧЕЛОВЕК-МАШИНА-СРЕДА уделяется достаточно много внимания, в управленческих практиках особого акцента на этот вопрос я не увидел (может конечно мало смотрел).
Ну почему же. Очень много, навскидку: TQM, Lean, 5P, 5S, канбан, шесть сигм, нуль дефектов
Или другая возможность: допускаете ли Вы, что часть того вороха можно "разрулить" техническими методами?
Может, и можно. Но разбираться изначально и ставить диагноз надо СИСТЕМЕ.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 5 мес. назад - 12 года 5 мес. назад #9928 от Евгений Колесников

Александр Филонов пишет: Вообще-то принято считать, что обезьяна только тогда стала человеком, когда взяла в руку палку (технический инструмент).

Ну это не аксиома :) В последнее время и это утверждение сомнению подвергают :)

Или Адам "прозрел", когда откусил яблоко (сделал техническое движение) и прикрепил одежду (первый портной) к причинному месту.

Это тоже вопрос веры. Но что есть "техническое движение"? Я могу представить как систему обезьяну с палкой, но что технического в процессе откусывания?

Или есть какой-то определенный термин, что есть техника? Техника откусывания? Техника владения палкой?:)

Вот что Вики на эту тему говорит:

Те́хника (др.-греч. τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Другими словами, момент, когда палка стала использоваться как орудие (рабочий орган) можно считать моментом возникновения первой технической системы.

Всё,что должно сломаться-сломается...
Что не должно - сломается тоже.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 5 мес. назад #9929 от Ксенчук Евгений

Интересно. Зачем Вам (и примкнувшим) такая система (теория), если она НЕ позволяет ПРЕДСКАЗЫВАТЬ?

Александр, любопытная интерпретация словосочетания "часто непредсказуемую" :laugh:
Как раз позволяет.
А вот подход к компании как к организации (в третьем значении приведенного определения) не позволяет.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 5 мес. назад - 12 года 5 мес. назад #9930 от Александр Филонов

Ксенчук Евгений пишет: Александр, любопытная интерпретация словосочетания "часто непредсказуемую" :laugh:
Как раз позволяет.
А вот подход к компании как к организации (в третьем значении приведенного определения) не позволяет.


Конечно любопытно что значит ЧАСТО и что значит РЕДКО? В 96% не позволяет?:)
Если по Демингу в 96% виновата СИСТЕМА, а не активные элементы (люди), то это ЧАСТО или РЕДКО виновата?:)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 5 мес. назад - 12 года 5 мес. назад #9931 от Евгений Колесников

Ксенчук Евгений пишет: Ну почему же. Очень много, навскидку: TQM, Lean, 5P, 5S, канбан, шесть сигм, нуль дефектов

Вот цитаты из ВИКИ (некогда искать более серьёзные источники):

Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
качества продукции
качества организации процессов
уровня квалификации персонала

— позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса.

Качество определяется следующими категориями:
степень реализации требований клиентов
рост финансовых показателей компании
повышение удовлетворенности служащих компании своей работой

...

Бережли́вое произво́дство (lean production, lean manufacturing — англ. lean — «тощий, стройный, без жира»; в России используется перевод «бережливое», также встречаются варианты «стройное», «щадящее», «рачительное», помимо этого встречается вариант с транслитерацией — «лин») — концепция менеджмента, созданная на Toyota и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

...

Теория (концепция) 4P (англ. Marketing mix) — маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования:
product (товар или услуга: ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика)
price (цена: наценки, скидки)
promotion (продвижение: реклама, пиар, стимулирования сбыта и т. д.)
place (месторасположение: каналы распределения, персонал продавца, месторасположения торговой точки и т. д.)
Модель 5P: добавлены People (люди, потребители, целевая аудитория, и т. д.),

...

5S — система рационализации рабочего места. Была разработана в послевоенной Японии в компании Toyota
Цели 5S
Снижение числа несчастных случаев
Повышение уровня качества продукции, снижение количества дефектов
Создание комфортного психологического климата, стимулирование желания работать
Повышение производительности труда (что в свою очередь ведёт к повышению прибыли предприятия и соответственно повышению уровня дохода рабочих).


В основном, только социальные аспекты. Ни какого упоминания о технике (как части производственной системы) и её взаимодействии с людьми (надеюсь Вы не будете утверждать, что техника действовать не способна? А шум? А вибрация? А запыленность? etc) я не заметил, равно как и стремления эти факторы рассматривать.

Может, и можно. Но разбираться изначально и ставить диагноз надо СИСТЕМЕ.

Так а я о чём? Вся разница между нами заключается в том, что Вы рассматриваете лишь социальные аспекты, адепты MES-систем (Сергей Жаринов в словесных баталиях с некоторыми из них немало копий сломал) только технические и не хотят замечать социальных аспектов. А я пытаюсь доказать, что оба этих подхода по своему справедливы и являются двумя сторонами одной медали под названием "Производство", и что рассматривать эту медальку надо с двух сторон! Только при таком ракурсе можно говорить о СИСТЕМНОМ (то есть КОМПЛЕКСНОМ) подходе.

Всё,что должно сломаться-сломается...
Что не должно - сломается тоже.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 5 мес. назад - 12 года 5 мес. назад #9933 от Сергей Жаринов

Ксенчук Евгений пишет: ... Мы рассматриваем социальные системы, то есть группы с участием более чем одного человека. ...

Коллеги, вынужден уже в сотый раз категорически заявить, что лично я НЕ рассматриваю "группы с участием более чем одного человека". Я НЕ рассматриваю семью, племя, конкретную организацию как объекты реальности. Я вообще не знаю, как на самом деле устроена реальность. Я рассматриваю только определённую ментальную модель этой реальности, а именно некоторую формализованную конструкцию под названием "социальная система", и пытаюсь с помощью такой модели описать поведение реальных "групп с участием более чем одного человека". И до тех пор, пока данная модель позволяет предсказывать поведение реальных "групп", она меня вполне устраивает.

В рамках рассматриваемой формализованной конструкции считается (не мной, а разработчиками данной модели), что "социальная система" это добровольный союз целеустремлённых членов, самостоятельно определяющих, к чему следует стремиться и какие средства предпочесть для достижения намеченного, и, кроме того, целью (предназначением) социальной системы является обслуживание интересов её участников путём удовлетворения потребностей окружающей среды.

Ещё раз повторяю, - это не определение реальной "группы с участием более чем одного человека", а модельное предположение. Поэтому рассуждения типа того, что "на нашем заводе станок оказывает сильное влияние на поведение системы" - это не ко мне. В модели "социальной системы" считается, что на поведение системы решающее влияние оказывают правила взаимодействия элементов этой системы, то есть людей, у каждого из которых могут быть свои интересы. А всё остальное считается несущественным. Может ли шум или вибрация станка влиять на поведение работников? Может! Может ли данное обстоятельство найти отражение в "социальной модели"? Может! Но только не напрямую, а через согласование интересов работников. Любая модель это всегда некоторое упрощение; что-то считается существенным, а что-то нет. Хотите каким-то образом формализовать "взаимодействие станков и людей" - нет проблем! Предлагайте свои модели! Покажите, что с их помощью можно лучше предсказывать поведение системы! И назовите их как хотите, но только не "социальной системой"! Это словосочетание в дисциплине под названием "системное мышление" уже занято!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 5 мес. назад #9934 от Ксенчук Евгений
+1
За исключением выражения "цель социальной системы" :P

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 5 мес. назад - 12 года 5 мес. назад #9935 от Александр Филонов

Сергей Жаринов пишет: целью (предназначением) социальной системы является обслуживание интересов её участников путём удовлетворения потребностей окружающей среды.


Такое ощущение, что участники не входят в "окружающую среду". Это природа или что за фрукт такой?
Почему не удовлетворение потребностей участников?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


12 года 5 мес. назад #9936 от Сергей Жаринов

Александр Филонов пишет: ... Такое ощущение, что участники не входят в "окружающую среду". ...

Действительно, не входят. Всё зависит от определения границ системы. Например, при моделировании конкретной организации вы можете включить в состав элементов "социальной системы" только работников этой организации, а можете добавить к ним владельцев и даже клиентов. В первом случае в "окружающую среду" входят владельцы и клиенты, во втором - клиенты, а в третьем - все они внутри системы.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум