Посоветуйте игру на тему детального планирования


8 года 2 мес. назад - 8 года 2 мес. назад #38275 от Александр Запорожцев

Роман Пантелеев пишет: Вариабельность зависит от инерции системы - чем больше инерция, тем уже границы вариабельность.

Вариабельность связана с действием большого числа факторов, действие которых по отдельности мы учесть не можем, а значит мы не можем предсказать как будет будут действовать эти факторы.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 2 мес. назад #38276 от Дмитрий Стукалов

Роман Пантелеев пишет: А есть какие то правила разработки игр? Надо же создать ситуацию гарантированно описывающую достаточно широкую область. Предложенная модель должна быть интуитивно понятной. И играющий должен мочь перенести результат на реальность, а не просто заявить - ну это понятно это же кубики...

Или все чисто на интуиции построено?


Ром, если помнишь, на одной из конференций TOCPA выступали японские консультанты, которые описывали (правда, не в деталях) игру для иллюстрации преимуществ MTA. Я тогда еще задался идеей сделать что-то подобное. Это не совсем детальное планирование, но примерно так:

Есть два передела, первый обеспечивает полуфабрикатами склад ПФ, второй обеспечвает склад ГП из этих ПФ. Два у меня получилось оптимальным числом, т.к. зависимость усиливает общую вариабельность и делает результат более однозначным, а 3 уже долго и сложно. Есть 3 вида ГП с разной трудоемкостью в неких условных нормо-днях. Есть производительность передела (в нормо-днях). Для ПФ тоже самое. Есть 3 пары случайных величин, моделирующих спрос (в каждой паре одна - с двумя значениями - заказали сегодня или нет, вторая 1...6 - сколько заказали). Запуск на производство каждое утро. Запустить можно столько, сколько есть резерва до нормативного уровня). С ПФ задача та же - обеспечить наличие.
Игра запускается 3 раунда. В первом пытаемся рассчитать план производства по статистике потребления (случайные величины-то известны -> статистика продаж). Во втором раунде используем алгоритм точки перезаказа по статистике 1-го раунда. В 3-м раунде используем MTA. Для каждого раунда считаем средний уровень запасов по каждому переделу, оборачиваемость и количество стокаутов.

Когда моделировал игру с одним переделом результаты были не всегда показательны. А вот с двумя выигрыш есть всегда.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 2 мес. назад #38278 от Роман Пантелеев
О, Дима спасибо! Я признаться тоже нарисовал в экселе похожий прообраз игры. Только 3 передела сделал. Остановился из-за неуверенности насколько показательна и проста модель и создал эту тему. А по опыту сколько времени уходило на игру и сколько игроков? Использовал ли ты комп? И вариабельность как я понял была только у спроса?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 2 мес. назад #38279 от Вальчук Виктор Васильевич

Дмитрий Стукалов пишет:

Роман Пантелеев пишет: А есть какие то правила разработки игр? Надо же создать ситуацию гарантированно описывающую достаточно широкую область. Предложенная модель должна быть интуитивно понятной. И играющий должен мочь перенести результат на реальность, а не просто заявить - ну это понятно это же кубики...

Или все чисто на интуиции построено?



Есть два передела, первый обеспечивает полуфабрикатами склад ПФ, второй обеспечвает склад ГП из этих ПФ. Два у меня получилось оптимальным числом, т.к. зависимость усиливает общую вариабельность и делает результат более однозначным, а 3 уже долго и сложно. Есть 3 вида ГП с разной трудоемкостью в неких условных нормо-днях. Есть производительность передела (в нормо-днях). Для ПФ тоже самое. Есть 3 пары случайных величин, моделирующих спрос (в каждой паре одна - с двумя значениями - заказали сегодня или нет, вторая 1...6 - сколько заказали). Запуск на производство каждое утро. Запустить можно столько, сколько есть резерва до нормативного уровня). С ПФ задача та же - обеспечить наличие.
Игра запускается 3 раунда. В первом пытаемся рассчитать план производства по статистике потребления (случайные величины-то известны -> статистика продаж). Во втором раунде используем алгоритм точки перезаказа по статистике 1-го раунда. В 3-м раунде используем MTA. Для каждого раунда считаем средний уровень запасов по каждому переделу, оборачиваемость и количество стокаутов.


Мне кажется, этот сценарий может не привести к осознанию ошибочности детального планирования.

Вывод у играющих может быть такой: слишком большая вариация в потреблении. В этих условиях нужно либо увеличивать запасы готовой продукции, либо работать на заказ. То есть признают условия надуманными.

Детальное планирование ведь на самом деле делают прежде всего для сокращения затрат и эффективного использования ресурсов. Игра должна быть направлена именно на то, что ресурсы при "недетальном" планировании используются эффективнее.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 2 мес. назад #38280 от Дмитрий Стукалов

Вальчук Виктор Васильевич пишет: Мне кажется, этот сценарий может не привести к осознанию ошибочности детального планирования.


Виктор, с этим согласен, и упомянул, что цель этой игры не показать проблемы детального планирования. Это скорее способ донести идею встраивания управления вытягиванием в процесс и соответствующего улучшения экономики. Для иллюстрации детального планирования нужна линейка рабочих центров и соответствующие алгоритмы. Как и дополнительные источники вариабельности.

Роман Пантелеев пишет: А по опыту сколько времени уходило на игру и сколько игроков? Использовал ли ты комп? И вариабельность как я понял была только у спроса?


На игру уходит около 2,5..3-х часов с предварительным объяснением механизма. Игроков минимум 5: клиент, два кладовщика (ГП, ПФ), два нач переделов. Комп не используется. Хватает несколько листочков бумаги. На 2-х из них регистрируются параметры складов, а на 2-х выстраивается очередь производства. Доп. вариабельность обычно не ввожу, хотя это можно сделать корректируя дневной запуск. Тогда вообще все будет супер!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 2 мес. назад - 8 года 2 мес. назад #38282 от Александр Филонов

Юрий Рыбалка пишет: Целесообразность детального планирования тем выше, чем меньше горизонт планирования. (И наоборот). Ни у кого же нет затруднений спланировать детально свой предстоящий час или даже сутки? И оно понятно - на малом временнОм промежутке очень мала вероятность для проявления последствий вариабельности.


Ничего не мешает разбить горизонт планирования на дни и детально планировать (жестко фиксировать) выполнение операций в течение каждого дня.

Борьба с (внешней) межоперационной вариабельностью зависит от наших успехов с борьбой внутренней (дня).

Планировать горизонт без учета того, как ведет себя наш корабль при волне - пальцем в небо. :)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 2 мес. назад - 8 года 2 мес. назад #38283 от Александр Филонов

Александр Запорожцев пишет:

Роман Пантелеев пишет: Вариабельность зависит от инерции системы - чем больше инерция, тем уже границы вариабельность.

Вариабельность связана с действием большого числа факторов, действие которых по отдельности мы учесть не можем, а значит мы не можем предсказать как будет будут действовать эти факторы.


Для идеальных условий - предсказать мы можем. И теоретическая модель будет самая лучшая, нежели практическая.

Мы можем ввести корректировки в идеальную модель на действие критически важных факторов. Их обычно немного. И смотреть в модели - что получается.

Главное, чтобы модель была правильная. :) И разбита на маленькие одинаковые повторяющиеся сегменты. Тогда и момент инерции, и минимальная вариабельность, и устойчивость к внешним воздействиям...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 1 мес. назад #38310 от Сергей Питеркин
Роман,
ИМХО, топам, которые не понимают, что чем дальше горизонт- тем меньше деталей д.б. в планировании не игру надо, а базовой образование - MRP-II c иерархией планов, начиная с SOP заканчивая пооперационным. Туда и Lean и ТОС и всё остальное отлично ложиться.
У меня была презенташка с этой частью на пару часов, с примитивными примерами, как простейшей (недетальной) модели можно и нужно выбрать стратегии удовлетворения спроса. Мозги обычно нормально прочищает.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 1 мес. назад #38313 от Роман Пантелеев
Презенташка в открытом доступе или не очень?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 1 мес. назад #38330 от Сергей Питеркин
отредактирую - выложу на всеобщее благо.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум