Посоветуйте игру на тему детального планирования
- Александр Запорожцев
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 5576
- Спасибо получено: 594
Вариабельность связана с действием большого числа факторов, действие которых по отдельности мы учесть не можем, а значит мы не можем предсказать как будет будут действовать эти факторы.Роман Пантелеев пишет: Вариабельность зависит от инерции системы - чем больше инерция, тем уже границы вариабельность.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
Роман Пантелеев пишет: А есть какие то правила разработки игр? Надо же создать ситуацию гарантированно описывающую достаточно широкую область. Предложенная модель должна быть интуитивно понятной. И играющий должен мочь перенести результат на реальность, а не просто заявить - ну это понятно это же кубики...
Или все чисто на интуиции построено?
Ром, если помнишь, на одной из конференций TOCPA выступали японские консультанты, которые описывали (правда, не в деталях) игру для иллюстрации преимуществ MTA. Я тогда еще задался идеей сделать что-то подобное. Это не совсем детальное планирование, но примерно так:
Есть два передела, первый обеспечивает полуфабрикатами склад ПФ, второй обеспечвает склад ГП из этих ПФ. Два у меня получилось оптимальным числом, т.к. зависимость усиливает общую вариабельность и делает результат более однозначным, а 3 уже долго и сложно. Есть 3 вида ГП с разной трудоемкостью в неких условных нормо-днях. Есть производительность передела (в нормо-днях). Для ПФ тоже самое. Есть 3 пары случайных величин, моделирующих спрос (в каждой паре одна - с двумя значениями - заказали сегодня или нет, вторая 1...6 - сколько заказали). Запуск на производство каждое утро. Запустить можно столько, сколько есть резерва до нормативного уровня). С ПФ задача та же - обеспечить наличие.
Игра запускается 3 раунда. В первом пытаемся рассчитать план производства по статистике потребления (случайные величины-то известны -> статистика продаж). Во втором раунде используем алгоритм точки перезаказа по статистике 1-го раунда. В 3-м раунде используем MTA. Для каждого раунда считаем средний уровень запасов по каждому переделу, оборачиваемость и количество стокаутов.
Когда моделировал игру с одним переделом результаты были не всегда показательны. А вот с двумя выигрыш есть всегда.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Роман Пантелеев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2397
- Спасибо получено: 238
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Дмитрий Стукалов пишет:
Роман Пантелеев пишет: А есть какие то правила разработки игр? Надо же создать ситуацию гарантированно описывающую достаточно широкую область. Предложенная модель должна быть интуитивно понятной. И играющий должен мочь перенести результат на реальность, а не просто заявить - ну это понятно это же кубики...
Или все чисто на интуиции построено?
Есть два передела, первый обеспечивает полуфабрикатами склад ПФ, второй обеспечвает склад ГП из этих ПФ. Два у меня получилось оптимальным числом, т.к. зависимость усиливает общую вариабельность и делает результат более однозначным, а 3 уже долго и сложно. Есть 3 вида ГП с разной трудоемкостью в неких условных нормо-днях. Есть производительность передела (в нормо-днях). Для ПФ тоже самое. Есть 3 пары случайных величин, моделирующих спрос (в каждой паре одна - с двумя значениями - заказали сегодня или нет, вторая 1...6 - сколько заказали). Запуск на производство каждое утро. Запустить можно столько, сколько есть резерва до нормативного уровня). С ПФ задача та же - обеспечить наличие.
Игра запускается 3 раунда. В первом пытаемся рассчитать план производства по статистике потребления (случайные величины-то известны -> статистика продаж). Во втором раунде используем алгоритм точки перезаказа по статистике 1-го раунда. В 3-м раунде используем MTA. Для каждого раунда считаем средний уровень запасов по каждому переделу, оборачиваемость и количество стокаутов.
Мне кажется, этот сценарий может не привести к осознанию ошибочности детального планирования.
Вывод у играющих может быть такой: слишком большая вариация в потреблении. В этих условиях нужно либо увеличивать запасы готовой продукции, либо работать на заказ. То есть признают условия надуманными.
Детальное планирование ведь на самом деле делают прежде всего для сокращения затрат и эффективного использования ресурсов. Игра должна быть направлена именно на то, что ресурсы при "недетальном" планировании используются эффективнее.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Дмитрий Стукалов
- Не в сети
- Администратор
Вальчук Виктор Васильевич пишет: Мне кажется, этот сценарий может не привести к осознанию ошибочности детального планирования.
Виктор, с этим согласен, и упомянул, что цель этой игры не показать проблемы детального планирования. Это скорее способ донести идею встраивания управления вытягиванием в процесс и соответствующего улучшения экономики. Для иллюстрации детального планирования нужна линейка рабочих центров и соответствующие алгоритмы. Как и дополнительные источники вариабельности.
Роман Пантелеев пишет: А по опыту сколько времени уходило на игру и сколько игроков? Использовал ли ты комп? И вариабельность как я понял была только у спроса?
На игру уходит около 2,5..3-х часов с предварительным объяснением механизма. Игроков минимум 5: клиент, два кладовщика (ГП, ПФ), два нач переделов. Комп не используется. Хватает несколько листочков бумаги. На 2-х из них регистрируются параметры складов, а на 2-х выстраивается очередь производства. Доп. вариабельность обычно не ввожу, хотя это можно сделать корректируя дневной запуск. Тогда вообще все будет супер!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Филонов
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 6616
- Спасибо получено: 714
Юрий Рыбалка пишет: Целесообразность детального планирования тем выше, чем меньше горизонт планирования. (И наоборот). Ни у кого же нет затруднений спланировать детально свой предстоящий час или даже сутки? И оно понятно - на малом временнОм промежутке очень мала вероятность для проявления последствий вариабельности.
Ничего не мешает разбить горизонт планирования на дни и детально планировать (жестко фиксировать) выполнение операций в течение каждого дня.
Борьба с (внешней) межоперационной вариабельностью зависит от наших успехов с борьбой внутренней (дня).
Планировать горизонт без учета того, как ведет себя наш корабль при волне - пальцем в небо.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Филонов
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 6616
- Спасибо получено: 714
Александр Запорожцев пишет:
Вариабельность связана с действием большого числа факторов, действие которых по отдельности мы учесть не можем, а значит мы не можем предсказать как будет будут действовать эти факторы.Роман Пантелеев пишет: Вариабельность зависит от инерции системы - чем больше инерция, тем уже границы вариабельность.
Для идеальных условий - предсказать мы можем. И теоретическая модель будет самая лучшая, нежели практическая.
Мы можем ввести корректировки в идеальную модель на действие критически важных факторов. Их обычно немного. И смотреть в модели - что получается.
Главное, чтобы модель была правильная. И разбита на маленькие одинаковые повторяющиеся сегменты. Тогда и момент инерции, и минимальная вариабельность, и устойчивость к внешним воздействиям...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Питеркин
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 570
- Спасибо получено: 218
ИМХО, топам, которые не понимают, что чем дальше горизонт- тем меньше деталей д.б. в планировании не игру надо, а базовой образование - MRP-II c иерархией планов, начиная с SOP заканчивая пооперационным. Туда и Lean и ТОС и всё остальное отлично ложиться.
У меня была презенташка с этой частью на пару часов, с примитивными примерами, как простейшей (недетальной) модели можно и нужно выбрать стратегии удовлетворения спроса. Мозги обычно нормально прочищает.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Роман Пантелеев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2397
- Спасибо получено: 238
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Питеркин
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 570
- Спасибо получено: 218
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.