Пять почему? (5 Why?)

×

Опрос: Владете ли вы инструментом "5 почему?" (5 Why?) и считаете ли его результативным?

Владею, помогает всегда!
14 46.7%
Владею, помогает иногда!
9 30%
Владею, помогает редко!
1 3.3%
Владею, не помогает!
1 3.3%
Не владею!
5 16.7%
Общее количество голосов: 30
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в этом опросе

11 года 4 мес. назад - 11 года 4 мес. назад #15581 от Вальчук Виктор Васильевич

Ксенчук Евгений пишет: ДТР - это не то, что Вы показали.
Дерево текущей реальности - это один из "мыслительных процессов" Теории ограничений Голдратта
Прикладываю простенький пример. Вопросы "почему" надо задавать сверху вниз.


Извините, Евгений, но то, что вы прикладываете, это точно не ДТР. Это может быть его фрагментом, не более. Причем содержащем ошибки (не удовлетворяет требованиям к построению ДТР). ДТР отражает ситуацию на предприятии (является ее моделью) и направлено на демонстрацию того, что корневая проблема объясняет большинство наблюдаемых в организации нежелательных явлений. Не нужно вводить участников дискуссии в заблуждение. ДТР не построить, просто задавая вопросы "Почему".

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


11 года 4 мес. назад - 11 года 4 мес. назад #15582 от Вальчук Виктор Васильевич

Андрей Николаевич пишет: Дано: "Имеется кофейный сервиз из 6 чашек. Точнее говоря был из 6-ти.
Первую чашку разбил дед. Он "немного" выпил и "слегка" задел стол и чашка разбилась.
Вторую задела рукой мама, т.к. чашка стояла на краю.
Третью разбила бабушка, зацепив рукавом за ложку, которая находилась в чашке.
Четвёртую разбила сестрёнка играя с котом, который спасаясь от неё зацепился за скатерть и, соответственно, чашка оказалась на полу.
Необходимо: Разработать мероприятия для предотвращения боя чашек любимого бабушкиного сервиза, при условии, что любые мероприятия будут реализованы беспрекословно и в полном объёме. Цель "ноль" разбитых чашек.


Проведем анализ сложившейся ситуации, используя мыслительные процессы Голдратта. Такой анализ не может быть проведен вообще, он требует рассмотрения конкретной ситуации, сложившейся в конкретной семье. Бессмысленно рассматривать отдельно ситуации «дед разбил чашку», «мама разбила чашку» … и т.д. Но ситуация : «чашки из сервиза бабушки постоянно бьются» - это явление, наблюдаемое уже длительное время. Здесь очевидно есть какая-то причина…
Итак, НЖЯ (нежелательное явление): «чашки из сервиза бабушки постоянно бьются». Мы считаем, что основная цель нашей семьи- «сохранять хорошие отношения друг с другом». Это НЖЯ ставит под угрозу «Сохранение бабушкиной реликвии». Чтобы сохранять бабушкины реликвии (чашки сервиза), мы стараемся ими вообще не пользоваться без надобности.
Какое другое необходимое условие хороших отношений в семье не дает нам «не использовать бабушкины чашки без необходимости?» Бабушкина любовь пользоваться именно своими чашками! Она не признает никаких других, пьет свой любимый чай с травами и вареньем только из них. Она постоянно их достает, и мы ничего не можем с этим сделать. Если ей захотелось чаю, она достает новую чашку. Но она старенькая, и не может следить за тем, чтобы ставить их на место. К тому же у нее склероз. И чашки постоянно находятся в самых неподходящих местах.

Итак, у нас конфликт между действиями: никогда не доставать чашки ради их сохранения и доставать, ради бабушкиного же удовольствия. Если она их достает, это ставит под угрозу их сохранность. Если их не доставать, это ставит под угрозу ее душевное равновесие. Мы не можем ей запретить пользоваться ими. Очевидно, что этот конфликт и ведет ко всем случаям, при которых пострадали уже 4 чашки. Ведь ни у кого из нашей семьи не было умысла в их порче. Просто они попадаются везде (ДТР – это причинно – следственная связь означенного конфликта и НЖЯ. Кто хочет может проверить - именно это противоречие и приводило ко всем случаям, когда чашки бились).
В чем же решение? Нужно найти неверную исходную посылку, которая ведет к утрате сервиза окончательно. Перечислим исходные посылки, которые стоят за причинно – следственной связью «Бабушка получает удовольствие от пользования своими старыми вещами» и «бабушка всегда достает свои чашки и не убирает их». На семейном совете мы обсудили все наши убеждения по этому поводу. Среди них было такое: «Бабушка могла бы убирать за собой чашки, раз она так их любит». Что ей собственно делать целый день? Мы все так думали, все до одного. Кроме деда. Он напомнил нам, что бабушка хорошо помнит всю их жизнь, она помнит ее в мельчайших подробностях, но постоянно теряет вещи, которыми только что пользовалась. Что, если она просто не помнит, что взяла очередную чашку?
И мы приняли решение. Каждый, кто видит чашку из сервиза не на ее месте на кухне, должен ее взять, помыть и поставить на место. Мы любим свою бабушку, и не можем позволить, чтобы она страдала без своих любимых чашек. А нам не так уж тяжело. Решение далось не легко, пришлось основательно поспорить. Но в конце концов все согласились, что основная проблема именно в нас, а не в бабушке. От болезни никто не застрахован.

Просто задавая вопросы "почему", мы не можем найти неверную посылку, убеждение. "проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том уровне сознания, на котором они создавались". Нужен специальный инструмент. Другого такого инструмента, кроме "грозовой тучи" я не знаю. Разве что интуиция. Но интуиция - штука ненаучная.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


11 года 4 мес. назад #15584 от Андрей Николаевич

Вальчук Виктор Васильевич пишет: ...Просто задавая вопросы "почему", мы не можем найти неверную посылку, убеждение. "проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том уровне сознания, на котором они создавались". Нужен специальный инструмент. Другого такого инструмента, кроме "грозовой тучи" я не знаю. Разве что интуиция. Но интуиция - штука ненаучная.

Виктор Васильевич, написано много! Но так ничего и не понял: Как вы применили 5П? и что вы предлагаете сделать?

...Каждый, кто видит чашку из сервиза не на ее месте на кухне, должен ее взять, помыть и поставить на место...

Это единственный конкретный пункт.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


  • DMAgIC
  • DMAgIC аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Больше
11 года 4 мес. назад #15586 от DMAgIC
Ответил, что метод помогает всегда. Хотя, признаю, при выборе ответа не задавался стратегическими задачами – 5Почему? у меня ассоциируется исключительно с мостиком от проблемы к первопричине. Проходя по этому мостику я рекомендую:
1. формулировать ответы максимально коротко
2. двигаться черепашьими шагами
3. не строить догадок, а оперировать фактами

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


11 года 4 мес. назад #15587 от Игорь Рыжкин
Я не знаю, что задумал Андрей Николаевич, но чувствую, что он что-то задумал. ;)
Давайте посмотрим на проблему нестандартно.
4 чашки разбились. Это факт. Но ведь 2 чашки целые. Давайте применим "5 почему?" к этим двум чашкам.
- Почему 2 чашки не разбились?
- Потому что одной чашкой пользуется отец, а другой я.
Дальше надо делать разветвление: одна ветка про отца, другая про меня.
- Почему отец не разбивает чашку?
- Потому что он не алкоголик, не ставит чашку на край стола, у него нет халата, и он терпеть не может кошку (это один вариант)
- Потому что он не разрешает трогать чашку никому другому. Он сам ее достает и сам наливает в нее чай. Сам моет и сам убирает (второй вариант).
- Потому что он не разрешает трогать чашку никому и сам не трогает, только по праздникам (третий вариант)
- Потому что он бережет ее, как память о своей матери (бабушке) и вообще ее не трогает и не дает другим. (четвертый вариант)

Как мероприятие. Отцу собрать все реликвии и семейные ценности в одно место и всех предупредить, что трогать их может только он. Остальные могут только смотреть. Пользоваться ими можно только по праздникам, но доставать и ставить на стол будет он сам. Сам будет разливать чай, и сам будет убирать.
Его мотивация - сохранение памяти о своих близких людях.

Боишься - не делай, делаешь - не бойся!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


11 года 4 мес. назад #15591 от Вальчук Виктор Васильевич

Виктор Васильевич, написано много! Но так ничего и не понял: Как вы применили 5П? и что вы предлагаете сделать?


Я и не применял 5П, вы правы. Я же говорил ранее, что я не использую 5П в чистом виде. Я применил диаграмму "грозовая туча" и на мой взгляд, вполне продемонстрировал:

1. Дело не всегда в том, какова причина нежелательных явлений
2. Чаще всего дело в том, что наши убеждения не дают нам достичь результат
3. Мы не сможем подвергнуть сомнению наши убеждения простым вопросом "почему"
4. Нужен инструмент, позволяющий визуализировать, осознать наше заблуждение и от него отказаться.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


11 года 4 мес. назад #15592 от Игорь Рыжкин

Вальчук Виктор Васильевич пишет: Я применил диаграмму "грозовая туча"


:laugh: Скоро, как в восточных единоборствах, у нас появятся свои стили боев с потерями. Есть бойцы-профессионалы владеющие стилем "5С", "5П", "водомерка", "дерево", "спагетти" и т.д., кто-то участвует в смешанных единоборствах. Вот новый стиль узнал "грозовая туча" :) Не удивлюсь, если скоро появятся стили "пьяный Лин" или "ленивый Лин", "свирепый мальчик" и т.д.

Боишься - не делай, делаешь - не бойся!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


11 года 4 мес. назад - 11 года 4 мес. назад #15598 от Андрей Николаевич

DMAgIC пишет: Ответил, что метод помогает всегда. Хотя, признаю, при выборе ответа не задавался стратегическими задачами – 5Почему? у меня ассоциируется исключительно с мостиком от проблемы к первопричине. Проходя по этому мостику я рекомендую:
1. формулировать ответы максимально коротко
2. двигаться черепашьими шагами
3. не строить догадок, а оперировать фактами

Рекомендации это здорово! Но ваш вариант ответа? ;)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


11 года 4 мес. назад #15599 от Андрей Николаевич

Игорь Рыжкин пишет: ...Давайте посмотрим на проблему нестандартно.
4 чашки разбились. Это факт. Но ведь 2 чашки целые. Давайте применим "5 почему?" к этим двум чашкам.
- Почему 2 чашки не разбились?..

Это интересно! И имеет право на существование!
Надо в первую очередь устранить причины того, почему разбились первые чашки!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


11 года 4 мес. назад #15600 от Вальчук Виктор Васильевич

Игорь Рыжкин пишет:

Вальчук Виктор Васильевич пишет: Я применил диаграмму "грозовая туча"


:laugh: Скоро, как в восточных единоборствах, у нас появятся свои стили боев с потерями. Есть бойцы-профессионалы владеющие стилем "5С", "5П", "водомерка", "дерево", "спагетти" и т.д., кто-то участвует в смешанных единоборствах. Вот новый стиль узнал "грозовая туча" :) Не удивлюсь, если скоро появятся стили "пьяный Лин" или "ленивый Лин", "свирепый мальчик" и т.д.


У. Детмер: "Если управление традиционным способом (по компонентам и с позиций «мира затрат») напоминает попытку управлять стаей диких котов, то компании, перешедшие на системный подход, достигают такого уровня внутренней дисциплины и внешней гибкости, что они начинают играть на рынке так, как ели бы их конкуренты были слепые котята".

Могу подтвердить: я это тоже наблюдаю.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум