ТОС и системная динамика
- Александр Запорожцев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 5576
- Спасибо получено: 594
Очень неожиданно! Сам термин "логическая система" мне не знаком.Георгий Лейбович пишет: Я имею в виду более радикальный сценарий - изменение логической системы.
Если Вы имеете ввиду логическую модель поиска решения, то могу предположить, что Вы имеете ввиду следующую модель - сначала собрать достаточно данных о интересующей нас реальности, а потом, на основе этой информации и с использованием логики, построить сразу правильное решение. Если мое предположение верно, то можно обсудить данный подход.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Филонов
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 6616
- Спасибо получено: 714
Александр Запорожцев пишет:
Очень неожиданно! Сам термин "логическая система" мне не знаком.Георгий Лейбович пишет: Я имею в виду более радикальный сценарий - изменение логической системы.
Если Вы имеете ввиду логическую модель поиска решения, то могу предположить, что Вы имеете ввиду следующую модель - сначала собрать достаточно данных о интересующей нас реальности, а потом, на основе этой информации и с использованием логики, построить сразу правильное решение. Если мое предположение верно, то можно обсудить данный подход.
Читаю сейчас мемуары профессора Плотникова (Плонский Александр Филиппович). Медленно, вспоминая как все это было...
Пытаясь соединить во времени.
Казалось бы, воздух как в любом большом городе: какофония запахов, в которой неразличимо перемешались выхлопы автомобилей, испарения недальней реки, жженая резина, нагретый солнцем и множеством шин асфальт, медвяный аромат окрестных степей... А голова кружится от этого неповторимого воздуха, в груди бухает гулко, и что-то родное, неизбывное вот-вот выплывет из глубин подсознания.
"Веня, Венчик, Сувенир" - так звали его здесь. Попробовал бы кто-нибудь сейчас обратиться к нему:
- Салют, Венчик!
Или:
- Как дышится, Сувенир?
А что, неплохо бы! Только какой он теперь "Сувенир" - волосы сивые, лицо в морщинах, над бровью кривой шрам, оставшийся пожизненным напоминанием об одном из первых его изделий. Поделом: незачем было главному конструктору вмешиваться в испытания.
Поумнел с тех пор Авенир Юрьевич, осторожным стал, действовал по принципу: "семь раз отмерь". А если и отводил душу, то лишь во время отпуска, на шоссе. Бывало, остановит автоинспектор, раскроет права и...
- Виноват, товарищ академик!
- Однофамилец, - скажет Авенир, пряча права, а инспектор понимающе улыбнется, бросит ладонь к козырьку:
- Прощу не лихачить, товарищ... однофамилец!
И как узнают, черти? Ведь сколько в стране Петровых!
Он предпринял это путешествие в прошлое, потому что хотел встретиться один на один с молодостью, вдалеке от докучливой известности, пышных титулов и всепоглощающей работы. Сейчас он нуждался в передышке, мечтал забыть о повседневном, зарядиться столь необходимыми ему энергией и оптимизмом.
В пору успехов Авенир Юрьевич говорил: "мы", в пору неудач - "я". "Мы вывели на орбиту...", "мы получили неплохой результат", "мы молодцы". И "я провалился", "кажется, я снова дал маху", "я зашел в тупик"...
Сейчас он как раз находился в затяжном тупике. Задуманное им новое изделие упорно не вытанцовывалось. Не хватало мелочи, пустяка. Впрочем, можно ли назвать пустяком тот пресловутый последний штрих, без которого мертва картина? Неуловимое прикосновение кисти, единственный мазок, и произойдет чудо: оживет она, исполнится достоверности. Именно такой заключительный "мазок" должен был, но не сумел сделать Авенир.
Единственное, что мог главный конструктор, - это уйти в отпуск. Его отъезд не был ни капитуляцией, ни бегством: сотрудникам хватало работы по другим заказам.
И вот он, под личиной рядового, ничем не примечательного гражданина лет пятидесяти с изрядным лишком, вдыхает воздух своей молодости. Никто не крикнет ему:
- Венька, здорово!
Никто не скажет:
- Добро пожаловать, товарищ академик!
Потому что нет здесь ни старых друзей, ни всезнающих волшебников из дорожной инспекции.
Любинский проспект, наследие купеческих времен, статусом своим близкий старому московскому Арбату... Коренастые, с претензией на вычурность дома выстроились шпалерами по обе стороны мостовой, стекающей к притоку Судежа Роси с холма бывшей Торговой площади, где в студенческие годы Авенира преемственно соорудили колоссальный торговый центр, раскинувший крутые шатровые крыши на два квартала.
Сейчас Авенир Юрьевич шел по Новому мосту через Рось, с которого раскрывалась панорама Любинского проспекта, обрамленного редкими небоскребами, похожими издали на сторожевые башни. Здесь он когда-то бродил под руку с Леной. И паралитики-манекены глазели на них с витрин, наскоро пришлепнутых к фасадам купеческих домов.
Все те же витрины в каркасах из уголкового железа, те же нестареющие манекены, переодетые по прошлогодней моде... А Лена погибла при восхождении на пик Гармо...
Загрустил Авенир, почувствовал себя фантомом среди людей. Нет им до него дела, своя у них жизнь. Получилось не так, как он представлял. Зряшная вышла затея!
Так рассуждал Авенир, шагами Каменного гостя сотрясая Любинский проспект.
"Дойду до Торговой, - загадал он, - и если ничего не произойдет, вернусь в гостиницу. Утро вечера мудренее!"
Но, видно, случаются еще чудеса на белом свете. Остановился с разбега шедший навстречу пожилой мужчина, спросил неуверенно:
- Ты ли это, Авенир?
- Бог мой, Суслик!
- Венька! Здорово, братец-кролик!
Они бестолково хлопали друг друга по плечам, говорили наперебой:
- А помнишь Колю Кукушкина? Как это не помнишь, он еще картавил...
- Постой... Рыжий, курносый? И что с ним?
- Да ничего, жив-здоров. А Нинка, ты за ней еще...
- Ну?
- Мать-героиня!
- Сам-то ты как?
- А что я, старею вот помаленьку. Погоди... Что это мы на улице? Пошли. К черту гостиницу! Заночуешь у меня. Никаких разговоров, обижусь!
На душе у Авенира потеплело...
Аркадий Васильевич Сусликов, Суслик, как его звали на потоке, жил неподалеку от Любинского проспекта, в переулке Врубеля.
Они вошли в подъезд старого кирпичного дома и поднялись на второй этаж. Дверь открыла жена Аркадия, Вера Сергеевна.
- Авенир... - представил гостя Сусликов. - А вот отчества, извини, не помню. Склероз.
- Скажи, не знаешь, - улыбнулся Авенир. - Мы как-то обходились без отчеств.
Стены прихожей были увешаны картинами, эскизами, иконами.
- Я художник, - пояснил Аркадий. - И Вера художница, занимается керамикой. Этот светильник - ее работа.
- Что-то не пойму... Ты же инженер...
- Меня турнули с последнего курса. Или забыл? Потом окончил художественное. В нем и преподаю. Знаменитым не стал, даже не выставлялся. Ну а ты в Москве? Кандидат или уже...
- Работаю конструктором, - схитрил Авенир. Он был слегка задет тем, что его громкое имя ничего не сказало Аркадию.
- А знаешь, - признался Сусликов, - что-то во мне осталось от инженера.
- Покажи гостю конструизмы, - вмешалась в разговор Вера.
Они перебрались из гостиной в кабинет. Экзотики здесь было, пожалуй, еще больше. Картины не только висели, но и стояли, прислоненные к стенам.
Аркадий достал из-под дивана несколько огромных пыльных папок.
- Начну-ка с пейзажей и натюрмортов...
Одна за другой ложились на пол акварели. Авенир не считал себя знатоком искусства, но доверял своему вкусу. Акварели были, бесспорно, хороши. Особенно натюрморты. Букеты цветов на них привлекали контрастами, чистотой и прозрачностью красок. Лепестки казались объемными, воздушными, омытыми влагой.
- Превосходно, - сказал Авенир от души. - Почему бы тебе не устроить персональную выставку. Для начала здесь, затем в Москве?
- Шутишь, - засмеялся Аркадий.
- Надо будет заняться.
- Не по зубам, братец-кролик. Но все равно, спасибо на добром слове! А теперь покажу мои, как говорит Вера, конструизмы. Недурное словечко придумала, а?
Из следующей папки, будто из рога изобилия, посыпались красочные изображения машин. Машины эти не были знакомы Авениру, но глаз конструктора профессионально оценил элегантность форм, целесообразность решений.
Машины - ахиллесова пята живописи. Это либо цветная фотография, либо уродство. Здесь же они жили, рвались в движение как кони Клодта. Смещая перспективу, выбирая необычные ракурсы, Аркадий добивался удивительного эффекта: если бы можно было говорить о психологическом портрете машины, то это, как нельзя лучше, подошло бы к его "конструизмам".
- Откуда взял?
- Плоды фантазии.
- Врешь, - не поверил Авенир. - Нет? И как оценивают твои... конструизмы другие художники?
Аркадий пожал плечами.
- Да никак. Я, братец-кролик, болтаюсь с ними промеж двух берегов, ни туда ни сюда...
На очередном листе Авенир с изумлением увидел... первое свое изделие, оставившее памятку - шрам.
- Что это?
- Я же сказал: фантазия.
Авенир испытал острое разочарование: ну, конечно, того и следовало ожидать...
- На ВДНХ давно был?
- Лет двадцать назад. Я, видишь ли, домосед. Да и не настолько богат, чтобы по выставкам разъезжать. А при чем тут ВДНХ?
- Так, к слову.
Ну что ж, Аркадий мог и не быть на Выставке достижений народного хозяйства, где в свое время экспонировалось изделие. Но ведь достаточно и фотографии.
Следующие конструизмы Авенир рассматривал вполглаза, и Сусликов это заметил.
- Хватит. Совсем тебя замучил. Пора и честь знать!
Он хотел было захлопнуть папку, но не успел.
- Бог мой! - закричал Авенир, вскакивая. - Невероятно!
В последнем конструизме он узнал новое изделие, существующее лишь в чертежах. Уж его-то Аркадий не мог видеть нигде!
Авенир схватил лист, поднес к глазам. Никаких сомнений: на фоне космического пейзажа стояло, растопырив упоры, его строптивое детище. Все как есть: и характерные обводы корпуса, и раструб сопла, и перья стабилизаторов... Лишь клиренс раза в полтора больше. Вот он, последний штрих... Клиренс!
- Покажи расчеты!
- Какие еще расчеты?
- Брось дурить! Не с потолка же ты, черт побери, срисовывал эту штуку!
- Именно с потолка, если понимать под ним воображение.
- Пойми, Аркадий, - принялся втолковывать Авенир. - Подобного рода вещь нельзя вообразить, ее можно лишь сконструировать на основании скрупулезнейших расчетов!
- Наука мыслит расчетами, а искусство образами!
- Банальная истина. Но, скажи на милость, какое отношение...
Чем больше горячился Авенир, тем спокойнее становился Аркадий. В его голосе появились покровительственные нотки.
- Вспомни о Леонардо да Винчи, гениальном инженере-художнике. Он обходился без расчетов, примерок, прикидок. Про-ви-дел, - слышал такое слово? Творил науку искусством!
- Невероятно... - снова воскликнул Авенир. Шрам напрягся под его пальцами, стиснувшими голову. - Но если это действительно так... А это и на самом деле так... Значит... Где у тебя телефон?
- Да вот же, на столе.
Авенир запрыгал пальцами по сенсорам.
- Говорит Петров. Да, тот самый. Самолет на Москву, срочно. Так... устраивает. Сейчас... Переулок Врубеля, дом номер...
- Пять, квартира тринадцать, - подсказал ошеломленный Аркадий.
- Дом номер пять, квартира... Жду.
Он положил трубку.
- Ну вот что, Леонардо да Винчи. Через тридцать минут за нами заедут. Верочка, соберите мужа в дорогу. Конструизмы берем с собой.
- Ты что... Я не могу, у меня работа...
- С работой уладим.
- Ты, часом, не всемогущий господь?
- Угадал, - кивнул Авенир. - И с сегодняшнего дня ты мой заместитель по искусству.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Запорожцев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 5576
- Спасибо получено: 594
Не читал такого автора, но мысль понятна. Ну вот если есть у человека такой талант - видеть будущее, то хорошо, даже картинку можно нарисовать. А что делать тем у кого такого таланта нет - мучаешься интуитивной догадкой, но чтобы сделать ее "видимой" ох как много нужно передумать, разобрать...Александр Филонов пишет: Читаю сейчас мемуары профессора Плотникова (Плонский Александр Филиппович). Медленно, вспоминая как все это было...
Пытаясь соединить во времени.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Запорожцев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 5576
- Спасибо получено: 594
Инструменты классифицированы по типу связей, которые они рассматривают
Можно ли классифицировать инструменты системного мышления по другим критериям,
например по результату использования инструмента или по типу проблем, которые можно решать с помощью этих инструментов?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Запорожцев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 5576
- Спасибо получено: 594
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Роман Пантелеев
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2397
- Спасибо получено: 238
Системная динамика - это вообще отдельная модель, которая как полагается ведет себя как система. Конечно же нет - это происходит в очень узких рамках. Можно ли утверждать что ты понимаешь реальную систему - нет. Работая менеджером системы наверное можно ее понять, но уверенным быть что ты ее понял на 100% не возможно
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Запорожцев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 5576
- Спасибо получено: 594
Проблема в том, что мы по разному понимаем термин система. В рамках системного подхода 2.0 считается, что систему определяет его стейкхолдеры - сколько стейкхолддеров - столько представлений о реальности, столько моделей реальности.Роман Пантелеев пишет: Это не означает, что после такого анализа ты понимаешь ВСЮ систему.
Можно ли утверждать что ты понимаешь реальную систему - нет.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Роман Пантелеев
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2397
- Спасибо получено: 238
Александр Запорожцев пишет:
Проблема в том, что мы по разному понимаем термин система. В рамках системного подхода 2.0 считается, что систему определяет его стейкхолдеры - сколько стейкхолддеров - столько представлений о реальности, столько моделей реальности.Роман Пантелеев пишет: Это не означает, что после такого анализа ты понимаешь ВСЮ систему.
Можно ли утверждать что ты понимаешь реальную систему - нет.
Да, помню. А если так: система - проекция реальности, на плоскость интересов стейкхолдера. Т.е. она всегда подразумевает что-то существующее в реальности, а не просто идеи.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Запорожцев
- Автор темы
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 5576
- Спасибо получено: 594
Согласен с тем, что разговор всегда должен вестись об объектах реальности, а не идеях.Роман Пантелеев пишет: [ А если так: система - проекция реальности, на плоскость интересов стейкхолдера. Т.е. она всегда подразумевает что-то существующее в реальности, а не просто идеи.
Проекция реальности и плоскость интересов стейкхолдеров - это пример абстракций не имеющих прямого отношения к понятию система. Есть опорная формулировка - система в глазах стейкхолддеров. Как определить систему, которую видит стейкхолддер - нужно задавать ему вопросы о том, что он видит в реальности. То есть, это не математическое преобразование, а восстановление в вашем мышлении образа, который представляет стейкхолдер. Популярным подходом является учет потребностей потребителя. А что это означает в реальности? Как можно узнать потребности потребителя? Нужно задавать ему вопросы о том, что ему нужно. По его ответам можно воссоздать ту систему, которую он видит - которая ему нужна.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Александр Филонов
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 6616
- Спасибо получено: 714
Александр Запорожцев пишет:
Согласен с тем, что разговор всегда должен вестись об объектах реальности, а не идеях.Роман Пантелеев пишет: [ А если так: система - проекция реальности, на плоскость интересов стейкхолдера. Т.е. она всегда подразумевает что-то существующее в реальности, а не просто идеи.
Проекция реальности и плоскость интересов стейкхолдеров - это пример абстракций не имеющих прямого отношения к понятию система. Есть опорная формулировка - система в глазах стейкхолддеров. Как определить систему, которую видит стейкхолддер - нужно задавать ему вопросы о том, что он видит в реальности. То есть, это не математическое преобразование, а восстановление в вашем мышлении образа, который представляет стейкхолдер. Популярным подходом является учет потребностей потребителя. А что это означает в реальности? Как можно узнать потребности потребителя? Нужно задавать ему вопросы о том, что ему нужно. По его ответам можно воссоздать ту систему, которую он видит - которая ему нужна.
Пять раз перечислил слова, (создал образ), - "видит", "в глазах", "проекция на плоскость" и...
...после этого отказался от образа "просто идеи".
А что же тогда "просто идея", если не "реальность" которую видел стейкхолдер ранее?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.