Не мотивация, а осознанность


  • Петр Коган
  • Петр Коган
  • НЕ В СЕТИ
  • Senior Boarder
    Senior Boarder
  • Сообщений: 48
  • Получено спасибо: 14
1 год 8 мес. назад #48081 от Петр Коган
Скорее всего, на экзамене, результаты будут такими же, если Вы не используете "сержантский метод".

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 год 8 мес. назад #48082 от Александр Запорожцев
Петр Коган пишет:

Скорее всего, на экзамене, результаты будут такими же, если Вы не используете "сержантский метод".

Вы правы - описание сути работы не удалось сделать даже отличникам. Нет, в понимании студентов, они действительно выделили самое главное в работе, но это на уровне "поверхностного мышления" - когда анализируются легко видимые элементы. Осознанность появиться тогда, когда ключевые понятия будут соединены в структуру, а это можно сделать только на основе ответов на вопросы о связях между понятыми. Студенты к экзамену готовили ментальную карту по дисциплине и с этой работой они справились все. Буду пробовать строить описание дисциплины в виде семантической сети.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


  • Петр Коган
  • Петр Коган
  • НЕ В СЕТИ
  • Senior Boarder
    Senior Boarder
  • Сообщений: 48
  • Получено спасибо: 14
1 год 8 мес. назад #48083 от Петр Коган
Очень сложно обмануть природу, если мы, при этом, природу не используем!
Поведение студента будет выглядеть, как осознанное, когда ключевые понятия будут соединены в структуру, выработается навык использования этой структуры и сформируется мотив к использованию этих понятий, подкрепленный стимулом.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 год 8 мес. назад #48084 от Александр Запорожцев
Петр Коган пишет:

Очень сложно обмануть природу, если мы, при этом, природу не используем!

Тезис не очень понятен. Вы считаете, что образование попытка обмануть природу? Если мы не используем природу, то что же мы тогда используем?

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


  • Петр Коган
  • Петр Коган
  • НЕ В СЕТИ
  • Senior Boarder
    Senior Boarder
  • Сообщений: 48
  • Получено спасибо: 14
1 год 8 мес. назад #48085 от Петр Коган
Под "природой" я имел в виду "природу человека", прошу простить неточный термин.
Под природой человека, в данном случае, я понимаю способность человеческого организма формировать "сложные рефлексы".
Без возможности выработать новые сложные рефлексы было бы невозможно сформировать то, что мы называем "навык", а наши потребности/мотивация оставались бы неизменными.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 год 8 мес. назад #48086 от Александр Запорожцев
Петр Коган пишет:

Под природой человека, в данном случае, я понимаю способность человеческого организма формировать "сложные рефлексы".
Без возможности выработать новые сложные рефлексы было бы невозможно сформировать то, что мы называем "навык", а наши потребности/мотивация оставались бы неизменными.

Ну если у человека есть способность формировать сложные рефлексы, то значит и потребности изменятся. Тогда в чем суть Вашего замечания?

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


  • Петр Коган
  • Петр Коган
  • НЕ В СЕТИ
  • Senior Boarder
    Senior Boarder
  • Сообщений: 48
  • Получено спасибо: 14
1 год 8 мес. назад #48089 от Петр Коган
Ход моих рассуждений:
1. Название темы "Не мотивация, а осознанность" противопоставляет осознанность мотивации.
2. Основной смысл Ваших постов: как научить осознанности не используя мотивацию
3. Мой вывод: Вы ищете способ, как добиться от Ваших студентов осознанного изучения предмета, чтобы они были в состоянии находить ответы на сложные вопросы
4. Из Ваших примеров со студентами следует, что Вы пока этот способ не нашли.
5. Я предлагаю Вам четыре условия при выполнении которых у большинства Ваших студентов выработается осознанное поведение в части поиска ответа на сложные вопросы:
- в головах студентов, ключевые понятия должны быть соединены в структуру;
- у студентов выработан навык использования этой структуры;
- у студентов сформирован мотив к использованию этих понятий, объединенных в структуру;
- мотив подкреплен стимулом.
6. Три первых условия могут быть выполнены, для подавляющего большинства студентов, за счет возможности организма формировать сложные рефлексы, путем применения "сержантских методов" (мне другой путь неизвестен).
7. Возможность организма формировать сложные рефлексы обусловлена природой человека.
8. Если Вы хотите добиться от Ваших студентов осознанного изучения предмета, используйте природу человека.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 год 8 мес. назад #48092 от Александр Запорожцев
Петр Коган пишет:

5. Я предлагаю Вам четыре условия при выполнении которых у большинства Ваших студентов выработается осознанное поведение в части поиска ответа на сложные вопросы:
- в головах студентов, ключевые понятия должны быть соединены в структуру;
- у студентов выработан навык использования этой структуры;

Не могу согласиться с тем, что объединение понятий в структуры и наличие навыка их использования обеспечит осознанность в мышлении.
Осознанность - это возможность понять, как мы мыслим, как мы рассуждаем. Мы не сможем заметить ошибку в нашем мышлении, не сможем его улучшить или изменить, не сможем выучить другой способ мыслить, ибо мы его не будем замечать, не будем его осознавать. Мы не сможем удерживать внимание в мышлении, ибо нельзя удерживать внимание на том, чего не осознаёшь. Мы не сможем предъявить неосознаваемое нами мышление для проверки со стороны логики и рациональности, не сможем сознательно принять решение о том, что в той или иной ситуации нам достаточно от мышления интуитивной догадки, а не строгого рационального рассуждения. Мы хотим знать, о чём мы размышляем, как мы это делаем, мы хотим иметь возможность выбирать — мыслить нам о чём-то или не мыслить, мы не хотим быть бессознательными мыслящими автоматами. Мы хотим быть осознанными в мышлении, мы должны учитывать не только мышление, но и наличие самого мыслителя.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


  • Петр Коган
  • Петр Коган
  • НЕ В СЕТИ
  • Senior Boarder
    Senior Boarder
  • Сообщений: 48
  • Получено спасибо: 14
1 год 8 мес. назад #48093 от Петр Коган
Ок! Все в Ваших руках. Успехов Вам!
Спасибо сказали: Александр Запорожцев

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


1 год 8 мес. назад - 1 год 8 мес. назад #48107 от Михаил Шустер
Суть холиварчика-ощупывание разных мест слонихи по имени "Мотивация". При этом все правы
А что до студентов - Вы, Александр, ставите перед собой очень высокие цели. Это наполняет жизнь интересом и одновременно служит источником разочарований - так устроено. Иные выбирают путь без разочарований, но обратная сторона медали - скука. Кого-то это устраивает, кого-то нет.
Каждый уникален. Но формат взаимодействия вынуждает сбить всех в кучу, обобщить, упростить...

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум