Что такое ограничение (ключевое понятие TOC)?
- Сергей Жаринов
- Автор темы
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
Александр Филонов пишет: ... Чем отличается боттлнек (bottlneck) от ограничения (constraint)? - здесь . ...
Александр, тут ситуация, на мой взгляд, гораздо сложнее. Дьявол, как всегда, в деталях. В данном случае всего в одном нюансе определения, который многие опускают - потому что не понимают. По приведенной Вами ссылке даётся такое определение:
"A bottleneck ... is a resource with capacity less or equal to demand."
Это определение правильное, но не полное. Потому что следует уточнить - что за demand (потребность) имеется в виду? Многие считают, что речь идёт про внешний спрос. Хотя это не так. По крайней мере, даже в приведенном определении об этом не сказано. Однако есть более точное определение, например, у меня под рукой книга Штейна (Stein R.E. Re-engineering the manufacturing system: applying the theory of constraints. - Marcel Dekker, Inc., 2003, p. 344):
"A resource is a bottleneck when the demand placed on a resource is equal to or more than capacity."
Вроде бы разницы нет, но она очень существенная, потому что речь идёт о потребности в данном конкретном ресурсе. А эта потребность, естественно, может быть больше внешнего спроса. В этом вся фишка.
Я обычно даю следующие определения для "узкого места" и "физического (ресурсного) ограничения":
Физическое ограничение это ресурс, определяющий максимальную производительность системы.
Узкое место это ресурс, потребности в котором превышают его возможности.
Это, в частности означает, что даже в простейшем линейном потоке при наличии одного физического ограничения может быть одно, ни одного или одновременно несколько узких мест.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Ещё раз читать не хочется. Я где-то утверждал, что вариабельности может не быть? Её надо снижать! А после этого компенсировать за счёт создания буферных запасов мощности, сырья/ПФ/ГП или времени.Роман Пантелеев пишет: Андрей Николаевич, почитайте статью Сергея Жаринова про вариабельность. Если Вы создадите процесс без вариабельности вообще - вопросов нет - делайте сбалансированную линию. Японцы на Вас молиться будут. А без этого Ваши мощности будут выдавать от 40 до 60% максимальной мощности. Но самое главное - Вы не сможете планировать.
Вариабельность свойство реального процесса, а время такта расчётная величина. Поэтому планирование проводится по времени такта, под которое подстраивается время цикла с учётом вариабельности.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Жаринов
- Автор темы
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
Андрей Николаевич пишет: ... На 2 грани наносим "3" на остальные "4" (стандартизация процесса). ...
Тогда для 6-гранного кубика среднее у вас будет не 3,5, а чуть больше (три и две трети). Поэтому если на вход линейки из набора нескольких таких ресурсов будете подавать задания со средней интенсивностью 3,5, - значит, у вас все ресурсы имеют "избыточные" мощности. А если их не будет, то объём НЗП в системе будет неограниченно расти.
Андрей Николаевич пишет: ... компенсировать за счёт создания буферных запасов мощности, сырья/ПФ/ГП или времени. ...
То есть без буферирования всё равно не обойтись. "Защитные мощности" ресурсов - разновидность буферирования, альтернатива созданию запасов (которые морозят оборотные средства, могут потом быть не проданы или "протухнут").
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Согласен, резерв мощности великоват. Можно было бы поставить 3 тройки и 3 четвёрки, то тогда существует определённая вероятность, что запасов не хватит. Поэтому я и предположил, что избыточная мощность не помешает. Если бы дискретность регулирования мощностей была больше, то я бы соответственно резерв заложил бы немного меньше.Сергей Жаринов пишет: Тогда для 6-гранного кубика среднее у вас будет не 3,5, а чуть больше (три и две трети). Поэтому если на вход линейки из набора нескольких таких ресурсов будете подавать задания со средней интенсивностью 3,5, - значит, у вас все ресурсы имеют "избыточные" мощности. А если их не будет, то объём НЗП в системе будет неограниченно расти.
В разных случаях применяются разные виды запасов (мощность, детали, время), а иногда и все вместе. Они не являются альтернативой друг другу, а позволяют комбинировать и выбирать наиболее эффективный вариант организации производства. для того, чтобы эти виды запасов снижать нужно сокращать муда (потери), мура (неравномерность) и мури (перегрузка).Сергей Жаринов пишет: То есть без буферирования всё равно не обойтись. "Защитные мощности" ресурсов - разновидность буферирования, альтернатива созданию запасов (которые морозят оборотные средства, могут потом быть не проданы или "протухнут").
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Роман Пантелеев
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2397
- Спасибо получено: 238
Андрей Николаевич пишет:
Ещё раз читать не хочется. Я где-то утверждал, что вариабельности может не быть? Её надо снижать! А после этого компенсировать за счёт создания буферных запасов мощности, сырья/ПФ/ГП или времени.Роман Пантелеев пишет: Андрей Николаевич, почитайте статью Сергея Жаринова про вариабельность. Если Вы создадите процесс без вариабельности вообще - вопросов нет - делайте сбалансированную линию. Японцы на Вас молиться будут. А без этого Ваши мощности будут выдавать от 40 до 60% максимальной мощности. Но самое главное - Вы не сможете планировать.
Вариабельность свойство реального процесса, а время такта расчётная величина. Поэтому планирование проводится по времени такта, под которое подстраивается время цикла с учётом вариабельности.
Таким образом на самом дорогом трудно наращиваемом ресурсе будет избыток мощностей. Разве это эффективнее? Но на самом деле в ТОС рекомендуется загружать боттлнек не более 80-90%. Т.е. мы приходим к тому что говорил Сергей: Тойота работает в соответствии с ТОС. Не знаю только как там буфер времени реализован.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Роман Пантелеев
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2397
- Спасибо получено: 238
Ботлнек
Ограничение
Ресурс с ограниченной мощностью
Локально возникают "узкие места", которые Вы назвали ботлнеком. Но не могу понять как они влияют на принятие решений, если они не попадают в указанные три категории. Только если какие то очень оперативные решения. Для DBR они не существенны.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Почему вы решили, что избыток мощностей будет "на самом дорогом трудно наращиваемом ресурсе". Есть ряд способов плавно изменять мощность. Например U-ячейка, перерыв между сменами, переход на "плавающий график", сверхурочные, наконец. Это позволяет плавно менять мощности по мере необходимости. Есть, конечно, непрерывно работающее оборудование, там в любом случае нужен резерв мощности. Кроме того, Тойота часто использует дешёвое низкопроизводительное модульное оборудование собственного производства. Это позволяет повысить дискретность регулирования мощности и более быстрого реагирования на изменение спроса.Роман Пантелеев пишет: Таким образом на самом дорогом трудно наращиваемом ресурсе будет избыток мощностей. Разве это эффективнее? Но на самом деле в ТОС рекомендуется загружать боттлнек не более 80-90%. Т.е. мы приходим к тому что говорил Сергей: Тойота работает в соответствии с ТОС. Не знаю только как там буфер времени реализован.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Жаринов
- Автор темы
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
Роман Пантелеев пишет: ... Тойота работает в соответствии с ТОС. Не знаю только как там буфер времени реализован.
Никак, они работают по канбанам, то есть фактически по упрощённому МТА. Поэтому Андрей Николаевич и не понимает про буферы времени.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Сергей Жаринов
- Автор темы
- Не в сети
- Expert
- Сообщений: 1452
- Спасибо получено: 468
Андрей Николаевич пишет: ... Есть ряд способов плавно изменять мощность. Например U-ячейка, перерыв между сменами, переход на "плавающий график", сверхурочные, наконец. ... Есть, конечно, непрерывно работающее оборудование, там в любом случае нужен резерв мощности. Кроме того, Тойота часто использует дешёвое низкопроизводительное модульное оборудование собственного производства. Это позволяет повысить дискретность регулирования мощности и более быстрого реагирования на изменение спроса.
В моём понимании ТОС всё это тактические приёмы реагирования на возможное возникновение вторичных ограничений в питающих потоках - с целью подчинения стратегическому ограничению системы, в данном случае, сборочному конвейеру.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Андрей Николаевич
- Не в сети
- Живу я здесь
- Сообщений: 2449
- Спасибо получено: 266
Вы не правы. Есть очередь заказов от дилеров. Она достаточно длинная. Не менее 2 недель для местного японского рынка (часть авто для салонов, часть под заказ). Трёхдневный запас заказов является неизменной закладкой для конвейера. Это связано с временем заказа комплектующих у поставщиков. Всё что свыше 3 дней может в той или иной степени корректироваться. Длина очереди заказов колеблется в зависимости от сезона и от спроса и является индикатором пересмотра мощности потока.Сергей Жаринов пишет:
Роман Пантелеев пишет: ... Тойота работает в соответствии с ТОС. Не знаю только как там буфер времени реализован.
Никак, они работают по канбанам, то есть фактически по упрощённому МТА.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.