Лин в сельском продмаге


5 года 8 мес. назад #43943 от Михаил Шустер
Добрый день!
Чтоб не закиснуть (тормознулся Главный проект), взялся помочь товарищу - посмотреть, что можно сделать в его магазине - сельском, но популярном и на очень бойком месте.
Владелец очень адекватный, советы должны быть такими же. Без зауми, цеплять, быть реализабельными
Центральный рынок районного центра, 200 квадратов торговый зал, два примыкающих склада, два внешних склада. 5 отделов, 10 продавцов, в час пик очереди по 15 (!) человек. Раньше продавцов было 6, увеличили, поскольку очереди отпугивают часть покупателей, невзирая на цены. Титульная задача была озвучена, как воровство. Вопрос мотивации и прочих психологизмов я рассматривать отказываюсь, поскольку владелец пробовал разные схемы (включая любимую армейскую групповую ответственность), есть специфика. Конечно, еще поговорю с продавцами, но потом. Как сказал Френсис Бэкон, причиной воровства является возможность украсть - на этой возможности и сосредоточился.
Магазин и окрестности обставлены камерами, которые все фиксируют. Однако, воспользоваться ими можно только для расследования какого-то свершившегося факта: жалобы покупателя или случайного косяка. В противном случае нужно отсматривать километры "пленки", что нереально. Устройства, включающего фотофиксацию по факту появления "преступного замысла", пока не придумано, -хотя пофантазировать на эту тему можно. Например, чтоб камера запускалась по какому-то событию. Как в охране - датчиком движения
Украсть деньги из кассы физически невозможно, но на случаях обсчета и обвеса ловили неоднократно. Получается, чтобы не отдать честно обсчитанное в руки хозяев, продавцы просто обязаны умыкнуть что-то ценное на сумму, замыленную у покупателя. При этом должны, во первых, вести учет каждой единице экономии и, во вторых, иметь возможность изъять нужный эквивалент товара из-под камер наблюдения. Что легче делать не в зале, а при приемке товара - но тогда должна действовать сработанная бригада
Мне рассказали несколько методов разной степени наглости и я понимаю, что нужно не контрметоды давить, а источник (про мотивацию, повторяю, говорить не хочу)
Но как по мне, ключ - в системе учета. Существует прога на базе 1С, куда заводят приходные накладные - из чего можно видеть движение конкретных товаров по складу и остатки. Раз в две недели происходит пересменка - одна бригада продавцов меняется на другую. При этом снимают остатки в торговом зале - в ученических тетрадках корявым почерком. Смысл записи - посчитать по каждому прилавку стоимость остатка. Если баланс сошелся - значит внутренняя "система учета" сработала нормально. Обычно сходится, хотя бывают черные лебеди, даже с плюсом
Передача смены происходит в денежном выражении. Компьютер выдает, сколько товара прошло на реализацию по накладным. Если от этого вычесть остаток, должно получиться примерно столько, за 2 недели прошло за период через кассу. Метод очень грубый, но фиксировать продажу каждого товара (в сельском магазине) невозможно. То есть, не летит
Аналогичная задача - считать стоимость изделия ("суммарной покупки"), не определяя стоимость сборочных единиц (конкретных товаров) - через материалы
Примерно час наблюдал за работой в зале, приняв за аксиому идентичность сельмага и сборочного цеха Тойоты. И, знаете ли, нашел их абсолютно идентичными. Все инструменты ТПС применимы, начиная от расстановки оборудования, взаимозаменяемости продавцов, пятиэсов, канбанов и буферов

Вопрос: Не встречали ли вы книжек или статей, где предприятие розничной торговли рассматривалась, как объект бережливого производства? В том числе по расчету стоимости

ЗЫ. Если интересно, данный задел можно развить и рассмотреть, как кейс. Пару дней следующей недели я еще этим позанимаюсь, могу выложить подробностей как по описанию задачи, так по диагностике и находкам. Сейчас рассматриваю следующие направления:
-разделить учет и контроль
-разбить товар на потоки с учетом селективности. Уйти от схемы "прилавки по периметру". Думаю вариант "столовая самообслуживания"
-прекратить беготню продавцов к чужим прилавкам, чтобы скомплектовать заказ (вариации на тему U-участков)
-увеличить торговую площадь, заменив малоходовые товары на муляжи. Передать малоходовые на отдельный "участок"
-применить визуализацию при приемке
-усилить предпродажную подготовку (фасовка и др)
-применить визуализацию на ходовых позициях (вариации на тему 5S)
-улучшить разделение труда, упростить функцию учета и возложить ее на независимое лицо
-снизить скважность сверки остатков и прихода без увеличения трудоемкости учета
-заменить "длинную пленку" на "разовую фотографию" при фиксации
-НАЧАТЬ с того, чтобы вытащить из 1С элементарным АБС анализом наиболее ходовые позиции по каждому прилавку

ЗЗЫ. В интернетах изумил тупизм статей по организации ритейла - либо душевная мастурбация (передранные друг у друга лозунги и саааамая вершина вайсберга), либо реклама услуг или софта. Хотя может плохо искал - мне ведь не столько решение надо, сколько голову загрузить
Спасибо сказали: Aлександр Вьюшин

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


5 года 8 мес. назад #43944 от Александр Филонов
Добрый день, Михаил!

Самообслуживание или товар защищен от покупателя прилавком?:) ;)

Лучший вариант (стеклянным). Око видит, зуб неймет.:laugh:

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


5 года 8 мес. назад #43945 от Михаил Шустер
В супермаркете по ствтистике воровство продавцов и покупателей равное, 25/25%. Это сельмаг в полном смысле, воровство покупателей сильно затруднено и не рассматривается. Я спрашивал насчет готовности внедрить элементы супермаркета-думали, но не более. Готовых мыслей не яформулировали, то есть пренебрегаем

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


5 года 8 мес. назад #43951 от Михаил Шустер
Поразмыслив, привожу дополнительные описания
Всего 5 отделов (бакалея, мясо, конфеты...) и 5 прилавков, по два продавца на каждом. Клиент может заказать любой товар, в каком бы отделе он не находился - чтобы не стоять два раза в очереди. Продавец исполняет заказ FIFO, в том числе бегая между отделами. Следующий клиент ждет в очереди, пока не будет полностью обработан предыдущий. Когда какой-то товар нужно поднести, ведется как бы обработка двух клиентов одновременно-источник ошибок. Расчет выполняет тот продавец, что скомплектовал данного клиента
Для сокращения перебежек, мясной и рыбный прилавок дублируются в разных отделах, хотя ответственность за позицию несет тот, за кем закреплен основной прилавок. Он же делает заказ на ежедневное пополнение (по умолчанию происходит нормативный заказ). Дублирование съедает и так небольшую площадь, а любое усложнение отношений нежелательно, лень объяснять почему
Стеллажи и прилавки расположены по периметру, один вход-он же выход. С противоположной стороны вход на склад. Наблюдается некоторый канбан-по мере опустения тематических полок, грузчик подносит недостающее. В основном, канбан-команда продавца. Шевелятся все довольно бодро, отчего хождение в рабочей зоне довольно броуновское - вполне в рамках примеров раннего лин. Напрашивается стандартный лин-инструментарий
Недостает (у меня) ключевых данных: по ограничениям. С годами, интуитивно, люди отстроили селективность: одни товары лежат поближе, другие-подальше. Но какие товары - ходовые, кормящие, а какие просто создают картинку - мне неведомо. Похоже, прежде, чем городить какие-то изменения потоков, нужно вытащить данные по движению через склад (пономенклатурно), отделить драйверы от неликвидов, правильно сконфигурировать узкое место
Думаю, нужно разделение труда продавцов: заготовка (фасовка), комплектация, расчеты. Тогда будет не 5 очередей (в каждый отдел), а 2-3
В центре нужно сделать "остров", продавцов поставить с двух сторон. Покупатели должны обтекать остров двумя потоками-это устраняет дублирование
Отдельный поток нужно пустить на черных лебедей-товары с редкой покупаемостью, поставить туда полчеловека. Однако, платить в двух очередях - плохая идея, надо очереди смешивать в одной точке. В принципе, набирать товар в этом потоке человек может, стоя в основной очереди (нежелательное броуновское движение). Возможно, продавец может комплектовать редкие заказы в коробку и передавать их на кассу основному продавцу

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


5 года 8 мес. назад - 5 года 8 мес. назад #43952 от Александр Филонов

Михаил Шустер пишет: Думаю, нужно разделение труда продавцов: заготовка (фасовка), комплектация, расчеты. Тогда будет не 5 очередей (в каждый отдел), а 2-3
В центре нужно сделать "остров", продавцов поставить с двух сторон. Покупатели должны обтекать остров двумя потоками-это устраняет дублирование
Отдельный поток нужно пустить на черных лебедей-товары с редкой покупаемостью, поставить туда полчеловека. Однако, платить в двух очередях - плохая идея, надо очереди смешивать в одной точке. В принципе, набирать товар в этом потоке человек может, стоя в основной очереди (нежелательное броуновское движение). Возможно, продавец может комплектовать редкие заказы в коробку и передавать их на кассу основному продавцу


Идея правильная (насчет полуострова:) ), только поток должен быть односторонний (от входа к выходу). Входная дверь только на впуск (справа). Рядом выходная дверь (слева), только на выпуск. U-ячейка, по которой плывут покупатели, набирая товар. Входная и выходная дверь разделена полуосторовом, который начинается от дверей (тонкая перегородка) и далее расширяется в вытянутый полуостров (прилавки с двухсторон). Обогнуть полуостров можно только с противоположной стороны от двери. Там же и касса.

Вход на склад поставить позле прилавка. Там продавец будет одновременно следить за ним.

Конфеты и прочая бакалея - вторая касса ( на острове). Перед выходом.

Самообслуживание только справа от острова (набирают товар) и везут (несут) к кассе. Назад пути нет. Вход отсекается турникетом, работающим только на вход. Выход отсекается турникетом, работающим только на выход.

Еще один прилавок можно поставить возле входа справа. Там только клеить ценник.

Описываю по примеру одного бойкого магазина овощей/консерв (доп конфеты, бакалея). Который начинался с броуновского движения (подобного вышеописанному Вами), и постепенно приобрел поточный вид.:) Дела идут хорошо. И покупателям удобно. И (похоже) продавцам.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


5 года 8 мес. назад #43953 от Михаил Шустер
Александр, спасибо, я нечто похожее нарисовал в конце концов. Думаю, мебель торговую надо по индивидуальному заказу сделать-и по уму, и дешевле. Скажем, холодная витрина, винтаж 60-х, это же издевательство над функционалом. Поддоны со льдом модно использовать, льдогенератор вместо этих каракатиц. Еще думаю, что-то типа столовой можно изобразить, два конвейера с "подносами", обтекающих остров. Фасовку очень подумать и систему предзаказа, вынести ожидание на нерабочее время
Сканер на кассе, а сканировать не товар, а этикетки-наглядные, с ценами, расположенные на плакате. На весах в потоке только вес печатать на этикетке.
Учет вести по канбанам, есть разных размеров и конфигураций корзины. Состав канбана-самое тонкое
Спасибо сказали: Aлександр Вьюшин

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


5 года 8 мес. назад - 5 года 8 мес. назад #43954 от Михаил Шустер
Вашу схему завтра порисую, сцегодня уже Шардоне и интересный альбом - Donald Fagen, Morph The Cat
С рутреккера. Рекомендации, в свою очередь - Hi Fi, Ник Хорнби. Тоже с удовольствием ☺

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


5 года 8 мес. назад #43972 от Александр Филонов

Михаил Шустер пишет: - Donald Fagen, Morph The Cat


Спасибо за сельский пейзаж. Morph The Cat сразу вывел на Монтрё .
За что я Вам безмерно благодарен.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


5 года 8 мес. назад #43973 от Андрей Николаевич
Коллеги, а вы не пробовали подумать, что есть продукт в данном процессе?

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


5 года 8 мес. назад - 5 года 8 мес. назад #43974 от Михаил Шустер
Cформулировано задиристо

ЧТО?

Андрей, ей Богу, если что дельное скажете - памятник слеплю из хлебного мякиша
Если консультантскую абстракцию - отвечу со всей большевистской прямотой

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум